Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Тук... От алебастровой глыбы летит мелкая крошка.
Так... По грязно-белой поверхности пролегает глубокая трещина.
Кр-рак! Камень рассыпается на осколки. Теперь их остается растереть — хр-руп, хруп, — и можно приниматься за следующую булыжину.
Тук. Так. Кр-рак. Хруп-хруп-хруп. Тук, крак...
Воздух полон белесой пыли и прорезан косыми солнечными лучами. Фигуры пятерых каторжан с тряпичными повязками на лицах почти неотличимы друг от друга и могли бы, наверное, вовсе затеряться на общем фоне, если бы не махали молотами.
Руки их заняты, а мысли свободны. В мыслях Раскольникова одна лишь Сонечка.
Она теперь жена ему. Провожает его на работу утром и встречает вечером. Почти всегда тихая, ласковая. Хотя в разговорах становится иногда страстной и порывистой. Тогда он вспоминает, каким огнем могут сверкать эти кроткие голубые глаза. Огонь тот бывает разный: заинтересованный, согласный, радостный, негодующий. Но даже в спорах, не соглашаясь, досадуя, Соня стремится его понять. И понимает. Нередко как-то... на свой манер, но понимает.
Раскольникову дороги и эти пламенные споры, и тихие беседы за чаем, и вообще все, что связано с Соней. И он с полной уверенностью может сказать, что счастлив.
Есть, правда, досадная мелочь, в которой он Соне не признается, а самому себе — приходится. В очередной раз он себя переоценил. Думал... Нет, не думал, даже вопросом таким не задавался, а просто был уверен, что уж низменные, животные инстинкты ему точно чужды. Однако ж нет!
Молот с утроенной силой опускается на большой кусок алебастра и с одного удара крошит его на полдюжины мелких осколков. Нет, он не только убийца, безобразно сгубивший и себя, и идею. Он еще и похотливый мерзавец. Конечно, это не преступление, законом не воспрещается. Тем более, когда речь о жене. Но ведь Соня — особый случай. И в первый день их супружества он своими глазами видел, как она переживала, боялась, даже дрожь ее била. Никаких сомнений не осталось, что все это для нее страшная, незажившая душевная рана, бередить которую нет у него морального права. Как же он может испытывать по отношению к ней столь низменные чувства! Это хуже, чем преступление. Предательство.
Хруп-хруп-хруп — хрустит под молотом крошево.
Но да ладно, беда эта мелкая, и работа до изнеможения — весьма действенное от нее средство.
В воскресные и праздничные дни, правда, сложнее: дела по хозяйству его не выматывают. Но все равно справляется.
Одно плохо. Раздражительный он стал. Вспыльчивый.
— Бросай работу, ребята! — войдя в сарай, кричит мастер. — Обед.
Работяги оставляют молоты и тянутся к выходу, размазывают по лбам пот и алебастровую штукатурку.
На острожной кухне с утра выдали им, как обычно, кастрюльку с кашей, вчерашней, и по куску хлеба. Раскольников выкладывает из котомки пять сваренных вкрутую яиц — по одному на каждого. Ватажники хватают их с одобрительными возгласами и принимаются есть вместе со скорлупой. Он тоже не чистит, но не от голодной жадности, а из соображений дружества. А думает все о Соне.
* * *
Вчера незадолго до его прихода она явно плакала. Спросил — отговариваться стала, соринку, в глаз попавшую, приплела. Но личико-то припухшее. От соринки такого не будет.
— Скажи мне, что случилось? — взяв лицо ее в ладони, попросил он. — Болит что-то?
Она головой качнула:
— Нет, — и вдруг ни с того, ни с сего кинулась руки ему целовать.
Смутился он, аж в висках застучало. Руки отнял.
— Ты что, Соня? Разве... Это же... Не стоит их целовать, не надо.
Отошел он от нее, она обняла сзади.
— Прости. Прости, я не хотела... напомнить. Но ты же раскаялся, искупил...
И в тот момент в нем неожиданно и необъяснимо вскипело раздражение.
— Раскаяться не значит забыть, — бросил он едко и чуть не проговорил дальше: "Ты вот раскаялась, и как, забыла?" — только подумал и ужаснулся тому, какая низость из него вылезла. Однако, сдержав одно, тут же выдал другое, с издевательской такой ухмылкой: — И с чего ты взяла, что я раскаялся? Я старушонку ту, как считал "вошью", так и теперь считаю.
Соня только вскрикнула, прикрыла рот ладонью, глянула с отчаянием и убежала за шторку. Грудь его сдавило жалостью, и злость испарилась. Как же она подавлена, если даже возразить не смогла.
Промерил он шагами комнату из конца в конец. Посидел неподвижно, сжав руками голову, чтобы собственные мысли в порядок пришли. И пошел к Соне. Так и есть: плачет беззвучно, платочек в руке мнёт.
Присел он рядом.
— Прости, не знаю, что на меня нашло. — Осторожно обняв ее двумя руками поперек талии, он уткнулся лицом в ее волосы, отчего Соня вздрогнула, но не отстранилась. Раскольников помолчал. — Насчет старухи... — после паузы продолжил он, — я правду сказал. Не хочу врать... Но... я хотел тебе рассказать... о своем раскаянии.
Я много думал, почему тогда, после всего, заболел. Не считал ведь я свой поступок ужасным и безобразным, даже за преступление не считал, но если не от совести муки мои шли, то отчего? Я ведь терзал себя, — ты правильно все увидела, — с матерью и сестрой разговаривать не мог, о будущей жизни думать... Взял и сам себя права на все то лишил.
До нервной горячки от мук дошел, а уж она меня и выдала... Не в полном смысле выдала, но Порфирий же по тем горячечным моим метаниям на след напал, ухватился за ниточку. За "черточку", как он говорил.
И долго я не мог понять, откуда болезнь моя шла. Но потом, здесь уже, нашел ответ. Ошибку свою нашел. Не сама моя идея насчет людей послушных и способных на новое слово была ошибочна. Умозрительна, да, но явных просчетов я в ней и теперь не вижу. Но воплотил я ее безобразно, в корне неправильно. — Он резко перевел дыхание и обхватил Соню чуть крепче. — Я ведь как рассуждал: переступить черту способен тот, кто сам себе моральное на то право дал. Но право это не абы откуда берется, а от четкого понимания цели, которую сам человек считает оправданной и достаточной. А разве была у меня такая цель? В голове у меня все мешалось, одно другому противоречило.
Если я для себя решил преступить: карьеру ли устроить, Наполеоном ли сделаться... проверить, имею ли право, или что еще я себе выдумывал — неважно. В любом случае, если только ради себя шел, то чем я сам лучше старухи, которую за эгоизм и бесполезность судил? А если я такая же "вошь" в собственных глазах, то откуда взяться у меня праву? Если же я мечтал добро потом принесть людям, чтобы мимо матери голодной не пройти... обездоленных и страждущих защитить, то почему не думал наперед, как стану то добро делать? Следовательно, не имел я по-настоящему этой цели. Так, мечты туманные. Но и их я предал тем, что... — во рту у него пересохло и голос осип, — Лизавету убил. Самую что ни на есть обездоленную, первую вредной старухой обиженную. Вот ведь где преступление! Разумом я того, как ни странно, долго очень не понимал, но сердцем, наверное, чувствовал. Потому и терзался, и глупости губительные для себя делал, что без всякой благой и достойной цели на душегубство пошел.
Соня повернула голову и смотрела на него отчаянными грустными глазами, светящимися вместе с тем нежностью и сочувствием.
Раскольников вздохнул.
— А старушонка... — сказал он, на миг отведя взгляд, — старушонка — дрянь. Не могу я ее жалеть. Хотя и ее я себе не разрешил, а против всякого права себя заставил. Поступок мой плох, но ее он лучше не сделал. Гадко мне, тошно, да, но не жалко. Наверное, я все-таки жестокий и злой человек, Сонечка. Но хочу, чтоб ты знала. Раскаиваюсь ли я? Раскаиваюсь. Не за старуху, а за то, что глупо и безобразно имя свое убил, мечту убил. Но сильнее всего за Лизавету. Раскаиваюсь и казнюсь.
Соня встрепенулась вся, как с ней иногда бывает, вспорхнула. Обняла его, поцеловала в щеку.
— Роденька, милый, зачем же казниться? — заговорила она надрывно, будто задыхаясь, целуя его в другую щеку, в лоб. — Что раскаялся, это хорошо. Раскаяние душу облегчит... Но казниться! Ты же на страдание добровольно пошел, искупил... Но более всего раскаянием искупил! — она замолчала, замерла с душевным возбуждением глядя в глаза. — И знаешь... Лизавета... Она добрая была, справедливая, она бы тебя простила и не пожелала бы твоих мучений. Да что я говорю! Я уверена, она, верно, уже простила! С того света...
— Эх, Сонечка. Хотел бы и я верить, да ведь нам того никак не узнать. Но это ничего. Для меня главное — надежда моя, благословение и, наверное, даже прощение, в том что ты у меня есть...
* * *
Демьян разводит костер и подвешивает над ним котелок с водой. Закипит — напьются чаю. Раскольников, не разбирая вкуса, доедает свою порцию каши, прислоняется спиной к валуну и надвигает на глаза фуражку. Вспоминает, как сидели они с Соней после того разговора, обнявшись. И никаких низменных желаний в нем в тот момент не было. У нее тогда так сердце стучало, что он через одежду своей грудью чувствовал. А до того уже очень долго они друг друга не обнимали. Он даже и не вспомнит, когда в последний раз, потому что прикосновений ее избегать стал. Может быть, потому она и грустит. Объяснить бы ей, но какими словами? О чем угодно он с ней говорить может, но не об этом...
Солнце припекает не по-осеннему.
— Воды бы принесть, костерок залить, — говорит Бобёр, кривясь на солнце.
— Я схожу, — вызывается Раскольников и, подхватив ведро, идет к реке.
Спускаясь с крутого берега, он замечает женщину, удивляется: обычно в этом месте никто кроме каторжан к воде не ходит. А она сидит на мостках к нему спиной и то ли одежду стирает, то ли косу свою полощет. Когда между ним и ею остается аршина три, женщина поворачивается лицом, и как весь дух с него вышибает.
"Как? Не может же быть такого..."
А Лизавета отирает кровь со своего лба и улыбается кротко:
— Это ничего, барин, — и другой рукой кружку протягивает. — Чай будешь?
Объятый леденящим ужасом, шарахается он назад, оскальзывается, падает и открывает глаза.
Над ним озадаченная физиономия Демьяна.
— Ты чего, Барин? Задрых, что ли? Чай будешь?
Раскольников отодвигает от себя его руку с кружкой и ошалело оглядывается.
— Нет, не надо чая, — выдавливает он хрипло и, немного придя в себя, добавляет: — Да, задремал что-то...
— Сон дурной видел? — усмехается товарищ.
— Так, ерунда.
Весь оставшийся день он не может выбросить видение из головы.
"Никогда ж раньше не снилась, и вдруг на тебе, — думает он и по дороге домой, отстав от острожных. — Не упоминал я о ней прежде, и дальше, наверное, не следовало".
Хотя виделась ему какая-то особая несправедливость и жестокость в том по отношению к Лизавете, что о ней все будто забывали, обсуждая его преступление. Что обыватели, передавая сплетни и домыслы, что Порфирий, профессионально играя на нервах, что долгое время сам Раскольников, размышляя о том, в чем и насколько он виноват, — все вспоминали только старуху. А Лизаветы будто и не существовало. Нет, правильно, что он о ней вспомнил. Хоть так, хоть поздно, хоть малую долю справедливости ей отдать.
"И к чему она сказала мне: "Это ничего"? Неужели правда простила?.. — Он останавливается, качает головой и горько смеется: — Не она. Это я хочу, чтобы простила. Вот сам себе сон такой и сложил".
За четверть версты до ворот крепости размышления его обрываются из-за всколыхнувшего воздух пушечного выстрела. Раскольникова вздрагивает: никогда на его памяти из пушек здесь не палили. Более с любопытсвом, чем в тревоге, оглядывается он по сторонам. Но ранее всего не видит, а слышит, почти сразу за выстрелом, испуганный женский вскрик, и уж после замечает коня, несущегося к обрыву, и наездницу, отчаянно тщетно тянущую за поводья.
В следующие несколько мгновений окружающее пространство будто подергивается туманом и отдаляется. Но искаженное ужасом лицо девушки Раскольников видит отчетливо.
Рот ее медленно раскрывается, но сам крик доносится позже и словно через толстую стену. Ползет набок и летит на землю модная голубая шляпка с кокетливым белым перышком.
Хорошо видит Раскольников и налитые кровью глаза коня, мчащего в его сторону, и пену, слетающую с лошадиных губ.
Примерившись, он подгадывает извернуться и схватить под уздцы так, чтобы не попасть под копыта. Гнедой встает на дыбы, дергается, оступается и начинает заваливаться в одну сторону, всадница, взмахнув руками, в другую.
Почти безотчетно Раскольников подставляет руки, подхватывает.
Девушка, лет двадцати с виду, выглядит ошеломленной. Судорожно вцепившись в рукав казенной каторжной куртки одной рукой, другой она держится за голову. Расширенными глазами смотрит она на поблескивающую внизу под высокой кручей воду, на поднимающегося после падения и берущего с места в галоп коня. И только потом обращается лицом к Раскольникову. Вглядом, в котором стремительно нарастает страх, окидывает она его сверху донизу и вдруг как-то совершенно бессильно, дрожащими тонкими ручками в белых перчатках пытается его оттолкнуть.
— Не трогай меня, пусти! — выкрикивает девушка истерически, хотя он ее и не держит; пятится, оступаясь и подворачивая ноги. — Кандальник, каторжник... Мерзавец! Не подходи!
Залившись слезами, бежит она прочь, к крепости, а он глядит ей в след и удивляется разливающейся в душе пустоте.
Пустота не оставляет его даже тогда, когда, проходя через ворота, чуть в стороне от дороги вновь видит ту самую девушку, а рядом с ней плац-майора.
— Ну, полносте-с, полноте-с, — слышит он обрывок их разговора, — все уже прошло-с...
Раскольников не останавливается и не ускоряет шага, и на него не обращают внимания.
— Что-то случилось? — с порога замечает Соня.
Он пожимает плечами и сухо рассказывает о случившемся, только под конец чувствует кривую улыбку на своих губах.
— На прощание она меня мерзавцем обозвала, расплакалась и убежала... А мне — веришь, Соня — все равно. — Это правда. Однако Соня смотрит на него глазами, полными участия и тихой радости. И ватно-мягкий, оглушающий кокон бесчувственности с него сползает.
Mentha Piperita
Показать полностью
Конкурс завершен, медали розданы, а последние слоупоки только еще доползают со своим фидбэком. Прости, неделя выдалась напряженная. Да ничего страшного, спасибо, что дошла!)))Достоевщина тебе, ИМХО, удалась. Вроде раскаленно-пронзительное, как в каноне, но не скатывается в мелодрамность и истеричность. Раскольникова я бы не назвала демоном, не настолько он плох. Классное, кстати, обоснование, чем плоха его теория, очень складное. Да, он не так плох... Но если не считать, что все демоны однозначно плохи, то может быть)) Во всяком случае сам он тут посчитал себя таким;)Сонечка канонно ангелоподобна и беззащитна. Когда Соня и Раскольников оберегали друг друга от грязи и не решались перейти к нормальным отношениям - понимаю, что ничего смешного, но меня улыбнуло. Честно говоря, я вообще боялась, что меня за эту линию засмеют. Но как ни пыталась, не смогла представить этих двоих радостно прыгающими в пучину плотских наслаждений в первую же брачную ночь. У них же тараканов... И майор порадовал, и в нем что-то человеческое оказалось. Прикольно, как местные объединились против заезжего столичного засранца. Раскольников - проблемный, непокорный, но "свой", Сонечка - тоже, к ней все привязались, а Лужин, может, и дворянин, но чужой. Отличное, кстати, объяснение! Городок маленький, практически община, а тут заезжий франт какой-то...И у меня всю дорогу были ассоциации с местами, где я провела большую часть детства - с Севером. Красиво, но жить там сложно... но так красиво... Не знала, что ты с Севера. А я все мечтаю побывать)))1 |
Lira Sirin
Я знала, что фик победит, когда только открыла в админке)) Правда?! Спасибо!!!Я не была так уверена, хоть и люблю этот фик всей душой))) |
Zemi Онлайн
|
|
Номинация была такой классной и такой сильной, что я бы тоже не была уверенной :))) ПОЗДРАВЛЯЮ! Такая победа -- это всем победам победа.
Показать полностью
Я люблю ПиН со школы, но в основном как прекрасный образчик психологического триллера. Психологизма. Атмосферы. Когда начинаешь чувствовать эмоции героев, их состояния, как свои. Когда начинаешь задумываться, а не съезжает ли у тебя крыша? После этого фанфика я полюбила конкретных героев. И майора. Конечно, майора. И хотя видно из текста, что он в первую очередь думал о жене. Но ведь мог пойти по пути абьюзера. Наоборот запрещать жене общаться с Соней, чтобы не портить репутацию. Но нет, я вижу, что под влиянием своей Лизаветы он в целом изменился и взглянул по другому на каторжников. Был же в тексте доносившийся обрывками их разговор для примера. Он оказался открыт для мировоззрения женщины. И достаточно гибок, открыт для нового. И показалось мне, что он увидел нечто общее между собой и Раскольниковым: готовность защищать честь своей женщины. Принял это -- смог принять -- защищал не только свою жену, но как минимум еще и справедливость, представил себя на месте каторжника. Ну, вот как-то так я это прочитала, хотя из ответа понимаю, что вкладываться могло другое. 8 |
Zemi
Показать полностью
Номинация была такой классной и такой сильной, что я бы тоже не была уверенной :))) ПОЗДРАВЛЯЮ! Такая победа -- это всем победам победа. Спасибо!!! Я тоже так считаю!После этого фанфика я полюбила конкретных героев. Мур-р-р)))И майора. Конечно, майора. И хотя видно из текста, что он в первую очередь думал о жене. Но ведь мог пойти по пути абьюзера. Наоборот запрещать жене общаться с Соней, чтобы не портить репутацию. Но нет, я вижу, что под влиянием своей Лизаветты он в целом изменился и взглянул по другому на каторжников. Был же в тексте доносившийся обрывками их разговор для примера. Он оказался открыт для мировоззрения женщины. И достаточно гибок, открыт для нового. И показалось мне, что он увидел нечто общее между собой и Раскольниковым: готовность защищать честь своей женщины. Принял это, смог принять защищал не только свою жену, но как минимум еще и справедливость, представил себя на месте каторжника. Нет-нет, все верно! Именно так и именно в таком порядке!Ну, вот как-то так я это прочитала, хотя из ответа понимаю, что вкладываться могло другое. Для майора в приоритете любимая женщина, а потом уже все остальное. Но уже его способность так любить о многом говорит. И уже через нее действительно изменение отношение к каторжанам. Он упрям, сам себе, думаю, не так легко мог признаться в этих переменах. Но они были и в критический момент сыграли свою спасительную для Раскольникова роль!))) И опять-таки, да, отбросить давнюю вражду ради справедливости, чтобы ни стало триггером, тоже дорогого стоит и о многом говорит. 4 |
мисс Элинор Онлайн
|
|
Поздравляю с победой!)))
2 |
мисс Элинор
Спасибо! 1 |
Mama Kat Онлайн
|
|
Ааааааа!!!могла бы би догадаться, что мой новый любимый автор и старый , но не менее любимый ФМД должны иметь что-то общее!))у вас даже Риддл с " достоевщиной"( и это комплимент))) Génial 👍
4 |
MinaTavr
Ааааааа!!!могла бы би догадаться, что мой новый любимый автор и старый , но не менее любимый ФМД должны иметь что-то общее!))у вас даже Риддл с " достоевщиной"( и это комплимент))) Génial 👍 Вау!!! Спасибо!Очень рада, что и вам нравится ФМД! И за комплимент особое спасибо! 1 |
Katedemort Krit Онлайн
|
|
Я призвалась поздно, но зато с огромным удовольствием.
Показать полностью
Сравнивать ваш слог со слогом Достоевского не буду, да и незачем это. Могу лишь сказать, что история подхватила меня и унесла, как воды Иртыша. За кажущейся простотой стилизованного под старый говор изложения скрывалось столь многое! Щемящая нежность, восхищение, благодарность, любовь, дружба, справедливость. То, как Соня и Родя лелеяли друг друга в мыслях и на деле, то как трепетно думали друг о друге было отрадно читать, я улыбалась на каждом их маленьком моменте, на каждой незначительной, но столь теплой детали. В какой-то мере это было целительно для читательской души. Тема прощения и принятия себя во мне тоже живо откликнулась – и то, как щедро и тонко вы вплетали в этот процесс символизм сделало этот переход от мук к душевному покою одновременно и плавным и очень четким, таким, который не проглядишь, даже если читать по диагонали. Каждый персонаж (кроме Лужина) здесь не обделен душевной красотой. И ваш "злодей" (не могу написать этого слова без кавычек в его отношении) Родион вызывает сочувствие и понимание. Даже майор, пусть поначалу и хотелось накормить его сапожными подметками, в конце проявил себя как человек честный и справедливый. Чувствуется влияние доброй Лизы – тут у вас вторая пара по типу "красавицы и чудовища" вышла. Маленькие детали, вроде съеденного со скорлупой яйца въелись в память и обогатили текст неимоверно. Для себя отметила момент, который очень ценю в произведениях – очень внимательное, эмпатичное, пусть и явно ошибочное, отношение Родиона к психологической травме Сони на почве ее сексуальной эксплуатации. И это меня в Родионе покорило окончательно – он не думает о себе и своих нуждах в тот момент. Раскольников не винит Соню за ее прошлое, подобно многим "Лужиным", которых читательница и в жизни на рубль ведро повидала, он видит в ней лишь чистоту и свет, и уже только этим в читательских глазах заслуживает уважение и сопереживание: — Грязь? — он с силой отнимает от лица ее руки. — Только не на тебе! Да ты чище всех, кого я когда-либо знал! В общем и целом, я пропиталась вашей работой как губка и вдохновилась тоже – хочу тоже что-то светлое создать теперь) А вдохновить другого автора – это явный признак мастерства))) Спасибо за эту историю! 5 |
Katedemort Krit
Показать полностью
Я даже не знаю, как сейчас выразить свою эйфорию! Такой отзыв точно стоило подождать, сколько нужно, потому что он - чудо! Спасибо! Безумно приятно видеть, такое восприятие своих персонажей читателем. Я тоже их такими вижу и люблю. И даже майора) Он поначалу появился тут как исключительно негативный персонаж. Но потом пришла Лиза, и майор вдруг начал меняться. И в итоге возникла эта вторая пара (и, скажу вам по секрету, они помимо прочего стали еще и подстраховкой по спецзаданию, если бы вдруг по основной паре оно недостаточно четко считывалось)) Спасибо вам за внимание к деталькам! И в целом вы так красиво написали. "Подхватила, как воды Иртыша"! Моя душа поет))) Вообще, мне очень хотелось, чтобы кто-нибудь обратил внимание на реку. Потому что я когда писала, меня не покидало чувство, что Иртыш у меня как один из персонажей. У него нет ни одной реплики, но он играет свою роль. Я не стремилась отобразить это в тексте, и потому возможно оно совсем и не считывается, но ощущение было)) И я очень рада, что история доставила вам такие светлые переживания и вдохновила! Это правда здорово! (Хотя вы и так всегда пишете светлое и прекрасное)) Спасибо вам за отзыв и рекомендацию! Вы просто сделали это утро совершенно восхитительным и счастливым. 3 |
Katedemort Krit Онлайн
|
|
Яросса
Вы просто сделали это утро совершенно восхитительным и счастливым. Шлю вам воздушную обнимашку))) Вы и ваш рассказ сделали мое утро точно таким же)) Потому что я когда писала, меня не покидало чувство, что Иртыш у меня как один из персонажей. У него нет ни одной реплики, но он играет свою роль Это чувствуется) И он и вправду там, абсолютно живой и активный, пусть и молчаливый. вы и так всегда пишете светлое и прекрасное) Спасибо))) 1 |
Viara species Онлайн
|
|
Здравствуйте, мой соперник!
Показать полностью
Несу с забега волонтера, прошу прощения за объем и за некоторую бессвязность. И просто знайте: проиграть вам - честь для меня. Если здесь вообще может быть проигравший. Красавица и чудовище. Творчество Ф. М. Достоевского (Преступление и наказание) На высоком берегу - Родион Раскольников/Соня Мармеладова. Постканон. Сюжет: Раскольников на каторге. Его мучают надежды, которым он не верит (но которым так хочется верить, ведь Соня, милая Соня...), его мучают сомнения, его мучает его теория о твари дрожащей и право имеющем, которая его все еще не оставила. Его мучает, в конце концов, раскаяние. Плац-майору он не по душе, поэтому и в справедливости мира Раскольников окончательно разуверился. А тут еще и Лужин объявился, Соне угрожает... Но все разрешается благополучно, и герои наконец счастливы. Язык: С одной стороны, язык не "современный". Стиль - не современный. С другой, это, конечно же, не язык Достоевского: тяжелый, костоломный, душный, как каменный мешок-Петербург раскаленным летом. Язык мягкий, певучий, неторопливый, как перекатывающий свои воды Иртыш. Приятно прохладный. И создающий ощущение какой-то... хрупкости. Нежности. Робости. Когда шаг вправо - отчаяние, шаг влево - счастье, а герои все ходят по тонкому льду... Только зачем он - тонкий лед, - если все хорошо? Или... не все? Как мы помним, в своем романе Достоевский приводит Раскольникова к духовному перерождению и оставляет его: Достоевский теряет к нему интерес. Я люблю Достоевского за болезненное, горячечное безумие, которое охватывает всех его героев, да что героев - города и реки. Поэтому мой интерес к судьбе Раскольникова тоже угас с последними строчками романа. Достоевский обещает, что душа Раскольникова переродится. Что ж, так тому и быть, на том его и оставлю... Автор же захотел узнать, что было после. Итак, Раскольников на каторге. Он сомневается, мучается, боится, но в конце концов все в его жизни складывается, все испытания легко преодолеваются, счастье приходит, любовь побеждает. Многие читатели возмущены тем, что все-то у Раскольникова в этой истории легко получается, очень уж ему везет. И в список "отпущенных" попадает, и плац-майор, испытывающий к Раскольникову неприязнь, не ведется на слова Лужина. И вообще: всем сестрам по серьгам, счастье и флафф. Я долго пыталась понять, что меня, так любящую Достоевского именно за безумие и страдание, в этой истории насторожило. Счастье счастьем, но откуда тогда... повторюсь: ощущение какой-то невероятной хрупкости? Неуверенности? Робости? Такой хрупкости, что читаешь про это "легко достающееся" счастье внимательно, бережно, затаив дыхание, боясь пропустить хоть слово. Кажется, я поняла. Все пытаюсь сформулировать... 5 |
Viara species Онлайн
|
|
В "Преступлении и наказании", как, наверное, во всем творчестве Достоевского, очень сильна линия христианской философии. И в "Преступлении и наказании" выражено это, пожалуй, в мысли, что каждый сам определяет меру своего греха. И что наиболее суровое наказание за свой грех себе выносит сам грешник.
Показать полностью
Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Он сам выбрал, как прожить свою жизнь, и дорога привела его к точке, когда жизнь ему просто... неинтересна. И страх смерти ничтожен перед бессмысленностью существования. Свидригайлов не верит в возрождение души, не верит в будущее. Верит он лишь в "темную баньку с пауками". В свой собственный ад. Раскольников является с повинной, и это тоже его решение. Собственно, весь роман мы наблюдаем, как накапливающееся в нем напряжение, нервозность, борьба с собой к этому приводят. Более того: преступление свое, за которое Раскольников считает себя достойным лишь каторги, он тоже определяет - сам. В глазах общественности его преступление - убийство старухи-процентщицы. Для самого Раскольникова его преступление - то, что он, тварь дрожащая, возомнил себя право имеющим и таким образом предал свою теорию. Каждый сам решает, виноват ли он, если виноват, то в чем, что он за это заслуживает. Иногда это решение осознанное. Иногда - это просто ад в душе. Иногда - пустота. Но Достоевский не позволяет ни одному внешнему несчастью обрушиться на Раскольникова, не смешивает внешнее с внутренним. Все - внутри, только внутри. И в "На высоком берегу" - на мой взгляд - автор действует так же. Испытания, которые он посылает Раскольникову и Соне, влияют на то, что у них внутри. Предвзятость плац-майора - и в Раскольникове с новой силой вспыхивает неверие в справедливость. Приезд Лужина - и будто наяву воплощаются Сонины страхи прошлого, которые никуда и не исчезали, просто не позволяли себе заговорить во весь голос. А Раскольников сам видит себя таким, каким его видели когда-то - вот он стоит с топором и думает, занести ли... И с плац-майором, и с Лужиным все обходится слишком уж легко. Навели страху - и что дальше? В том, как мне кажется, все и дело. Простота этих испытаний - тоже испытание. Испытание счастьем. Страдать от угрызений совести, от стыда будет лишь человек, у которого есть совесть. Вину перед собой он искупает тогда, когда перестает страдать, когда перестает бояться. И только тогда душа его сможет возродиться. Ведь кроме воскресших старых страхов эти испытания... не приносят ничего. И рассеиваются, как дым. Легко-легко. "Вот, смотрите, - будто говорит героям автор. - Смотрите, как все хорошо, смотрите... Вы ведь мне верите?" ... и именно так происходит возрождение. И показать я это попробую, пожалуй, через... теорию Раскольникова. В начале "На высоком берегу" Раскольников - все еще мятущаяся, беспокойная душа. На него накатывает то отчаяние, то спокойствие, а иногда в этом спокойствии и отчаяние: пока он ждет, когда другие каторжане его убьют наконец, наконец прервут эту несчастную жизнь. Потом воля в жизни снова в нем вспыхивает, яростная и крепкая. В этом эпизоде мы видим, что свою теорию Раскольников не забросил, не отрекся от нее. В момент отчаяния, когда Раскольникову кажется, что мир жесток и несправедлив, он цепляется за нее, чтобы выжить. Он будет жить, потому что он имеет право жить, потому что он не тварь дрожащая, потому что восстал против системы, пусть и получил за это!.. Размышления эти темны и омерзительны. И как же странно сочетаются они с приходящим следом светлым образом Сони - ради которой Раскольников тоже хочет жить... Он будет жить - из убеждений темных и светлых одновременно. Вот автор в первый раз дает героям надежду. Демьян неосторожно говорит Раскольникову, что он один из самых "благонадежных" стал, так что дадут ему, пожалуй, собственный маленький домик, сможет жениться на Соне-то... Раскольников страдает, потому что хочет, надеется, но не верит. Ведь мир темен и мрачен. А как же плац-майор, который никогда не допустит!.. "Благонадежным" Раскольникова признают. И он женится на Соне. Впервые его не обманула... надежда. И она и дальше не отворачивается от него. Между ним и каторжанами наводятся легкие тонкие мостки, больше нет между ними той разницы, нет к Раскольникову той ненависти, потихоньку даже зарождаются уважение, доверие, симпатия. Да и есть за что... А Соня... Соня его любит. Соня его понимает - по-своему, но понимает. Принимает - со всеми его бесами. Знает, как их успокоить... И вот его теория меняется. Преступление Раскольникова все еще в том, что он предал свою теорию... Но он впервые задумывается, почему именно он тварь дрожащая. Не потому что сил не хватило пойти до конца, не потому, что за то, что совершил, переживал душевные терзания, не потому что не сдюжил. Нет - потому что делал ради себя. Потому что не имел ни благой высшей цели, ради которой мог бы жертву принести, ни четкого плана. Потому что не идее следовал, а своему желанию. Потому что обратил идею свою - во зло. Применил ее - во зло. И не в убийстве старухи он раскаивается, потому что так злом ее и считает, но в убийстве Лизаветы... И вот идея Раскольникова приобретает уже немного другой оттенок. Высшая цель - самая благая - требует жертвы. Кто может жертвовать - право имеющий. Кем жертвуют - тварь дрожащая. Теория все еще очень... спорная и неприятная. Но - говорю как человек, который много над этой теорией думал, - логичная. Прогресс во многом так и работает, как бы это ни было цинично. Итак, Раскольников раскаивается в убийстве Лизаветы. "казнится". Соня же верит, что Лизавета не хотела бы ему таких страданий и простила бы его, да уже простила, с Небес-то... Раскольников ей не верит. И даже видение, где Лизавета прощает его, считает плодом своих желаний. А вскоре он спасает от верной гибели другую Лизавету. И не это ли знак, что ему дали шанс искупить вину?.. Впервые его не обманула... вера. Сонина вера, ведь кому еще хватило бы сил верить за них двоих? Наконец, Лужин. Лужин, который угрожает Соне - милой Соне! - что расскажет всем про ее "желтый билет", про всю грязь, что была в ее жизни! Раскольников вступается за нее. И Раскольникова ведут к тому самому проклятому предвзятому плац-майору, и слово его, каторжника, против слова Лужина, важного юриста, свободного человека... Раскольников - не боится. На нем нет вины, он знает это. Но майор, майор... Майор не любит Раскольникова, но правда - на его, Раскольникова, стороне. Майор выпускает его. Впервые его не обманула... справедливость. И последнее испытание - его и Сони. Он не смеет прикоснуться к Соне, хоть она и его жена, ведь как может он, жестокий, грязный демон, оскорбить ее, светлого чистого ангела... Соня же понимает, что он никогда не прикоснется к ней, ведь она грязная, нечистая... Наконец все встает на свои места. Раскольников смотрит Соне в глаза и понимает, что его, грязного, нечистого демона, любят. Соня дрожит под его ласками и понимает, что она, грязная, нечистая - желанна. Что любят и ее. Любовь не обманывает их. И прощения, любви друг к другу наконец хватает, чтобы они сами простили себя. Вот так происходит возрождение. Вот так счастье перестает быть испытанием. А с теорией всей жизни Раскольникова происходит последняя метаморфоза. Они стоят на высоком берегу, Иртыш лениво катит зеленоватые воды... Раскольников не боится признаться себе, что любит эту жизнь, что... счастлив. И каждая тварь дрожащая, жизни боящаяся, в будущее не верящая, угрызениями совести терзающаяся может стать право имеющей - искупив, отстрадав, полюбив, простив. Имеющей право - на счастье. 6 |
Viara species Онлайн
|
|
Но что я все о Раскольникове... Ведь в этой истории есть и Соня. Совершенно замечательная, добрая Соня.
Показать полностью
Ведь это она... надеется за Раскольникова. Верит за Раскольникова. Именно ее надежда заставляет его надеяться, ее вера - верить. И пример Сони только подтверждает мысль о собственном аде. Всю историю "На берегу" Раскольников считает себя демоном, Соню - ангелом. На Раскольникове - убийство. На Соне - то, что она вынуждена была продавать себя. Раскольников не жалеет о содеянном. Соня - стыдится и кается всю жизнь. Но стены Сониного ада не менее крепкие, чем стены ада Раскольникова. Просто для нее это - стыд. Страх, что прошлое откроется. Неуверенность, желанна ли она, любима ли она. И искупление они находят вместе. И как же бережны они друг к другу, как оба... стараются защитить друг друга от своего личного ада. От своей личной грязи. От своей боли, в конце концов. И пусть Раскольников срывается на резкие слова, пусть Соня плачет... Но она старается его понять и понимает. Он же, в отчаянии своем совсем теряя власть над собой... все-таки чудом останавливается и не позволяет себе выплюнуть ей в лицо совсем уж мерзость. И раны друг друга они стараются не бередить. Так стараются, что причиняют друг другу новые страдания. Но... все равно в конце концов понимают друг друга. И это чудо взаимопонимания - действительно хрупкое и волшебное. Для меня "На высоком берегу" - история-метаморфоза. В ней каждый меняется. Входит в зеленоватый прохладный Иртыш и выходит другим человеком. Раскольников, Соня... Плац-майор. Сначала забравший у Раскольникова остатки веры в справедливость, в конце - эту веру вернувший. Майор, личность, казалось бы, не самая приятная - оказался открыт женскому влиянию, готов смотреть на мир чужими - пусть только любимыми - глазами. И как бы ни были непохожи они с Раскольниковым... Защищать свое, родное, любимое - они будут оба. Даже если для этого придется хотя бы раз отказаться от предубеждения и неприязни. Любовь, конечно, заставляет человека измениться - хоть на время - хотя бы в проявлениях своей натуры. Но я вот думаю... А вдруг та перемена, что произошла с майором под влиянием этой, новой Лизаветы - тоже еще один, последний знак Раскольникову, что он прощен? Любовь, конечно, заставляет человека измениться. Но всегда ли это любовь к женщине? Надежда, вера, вера в справедливость по очереди возвращались к Раскольникову. Для себя он все равно до последнего "превращения", возрождения оставался вечно что-то ищущим демоном. Но станет ли демон спасать тонущего щенка? Останавливать понесшую лошадь? Делиться едой с каторжанами и есть яйцо неочищенным - из соображений дружества? Может быть, в тот злополучный миг, когда Раскольников схватился за свою теорию, чтобы вновь обрести волю к жизни, а перед глазами мелькнуло лицо Сони, вечно ищущий демон наконец нашел то, что искал? Тот смысл жизни, который так и не смог найти Свидригайлов. Человека меняет любовь к женщине. Любовь к ближнему. Но душевный покой - это любовь к жизни. И покой - любовь к жизни - счастье - это и есть возрождение. Спасибо, автор! P. S. Середину текста надо перепроверить, нашла там несколько опечаток. P. P. S. А может, после конкурса уже можно последнюю фразу убрать?.. Мне кажется, без нее все еще лучше. P. P. P. S. Не знаю, так ли "возрождение" воплотил бы Достоевский, никогда не задумывалась, какова будет жизнь Раскольникова на каторге, но одно точно: ваша история сама по себе прекрасна. 3 |
Viara species
Человека меняет любовь к женщине. Любовь к ближнему. Ты - гений. Яросса написала изумительную работу, но то, как о ней написала ты - это что-то волшебное. Я прямо плачу.Но душевный покой - это любовь к жизни. И покой - любовь к жизни - счастье - это и есть возрождение. 4 |
Viara species
Отдельно хотелось бы выразить свою благодарность и восторг относительно того, насколько внимательно и точно Вы описали эволюцию теории Раскольникова. А ведь в ней один из важнейших посылов этого фанфика. И что меня еще поразило до глубины души, это выделенные Вами ступени обретения надежды, веры, веры в справедливость и наконец любви и счастья. И понимание самого счастья. Да счастье - в принятии себя и любви к жизни, одно обретается через другое и дарит покой, который есть точка отсчета - начало новой жизни после возрождения. Еще раз огромное Вам спасибо! 5 |
Mama Kat Онлайн
|
|
Яросса уже не первый раз замечаю, что автор, который на словах не позиционирует себя как христианин ( или, во всяком случае, не выносит свои взгляды в народ), пишет глубоко христианские по духу тексты. Magnifique !
1 |
MinaTavr
Спасибо! 1 |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |