↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

На высоком берегу (гет)



Автор:
Бета:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Драма, Романтика
Размер:
Мини | 50 Кб
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Читать без знания канона можно, UST
 
Проверено на грамотность
Он - вечно что-то ищущий демон. Она - его ангел-хранитель и искра света в сгустившейся однажды мгле. И пусть кто-нибудь только посмеет сказать, что его ангел - падший...

Спецзадание: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят", "И пускай весь мир подождет".
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

1.

Апрель — месяц сырой и ветреный. Деревянные стены стонут под порывами бури, гудят трубы, и молотит по стеклам дождь. Но не дрянная погода мешает спать каторжнику Раскольникову. Не многоголосый храп ватажников. Не вонь, которую он уже почти перестал ощущать. Даже не клопы со вшами.

Мысли. Мысли безудержные, звенящие, как тетивы в луках кочевников или их же песни, которые изредка, в ясные дни, доносит ветер с другого берега. А сегодня они еще и болезненно радостные, нетерпеливые, преждевременные.

Вконец извертевшись, Раскольников тихо, чтобы не нарушить сон сокамерников, сползает с дощатых нар, отыскивает свои стоптанные коты и идет к забранному частой решеткой окну. Со всех щелей тянет холодом, но с тем вместе и свежестью, вымытостью, почти чистотой.

Хорошо, что ливень. Еще бы грозу, чтобы с громом и молниями. В них столько энергетического, щедрого, буйного… Но и так хорошо.

Три года прошло с начала каторги Раскольникова и почти два — с того дня, когда, стоя на крутом берегу Иртыша, он увидел небо в ясных глазах Сони, впервые осознал, что любит, и заново научился ценить жизнь.

Каторжный быт не перестал быть для него омерзительным, но совершенно невыносимым более не казался. Во всяком случае, в нем замечалась теперь не только грязь, вонь немытых тел и неприязненные взгляды.

Конечно, не всё так радужно, как пригрезилось в тот памятный бесконечно счастливый день, когда они с Соней в первом озарении взаимного чувства без слов сказали друг другу столь много, что люди вокруг вдруг сплошь представились ему приветливыми и ласковыми, а семь оставшихся лет — как семь дней.

Иллюзия вскоре рассеялась, и стало понятно, что пропасть между преступником-дворянином и другими каторжанами никуда не делась. Поскольку и не могла деться. Но избегать его перестали, и прежней остервенелой ненависти к себе он более не ощущает.

Копившаяся весь первый год, выплеснулась ли она вся без остатка в тот момент, когда его вдруг определили в безбожники и набросились прямо в церкви с криками: «Убить тебя надо!», а он стоял, не шелохнувшись, и с полным безразличием ждал конца, такого же бесславного, как и вся глупо и безнадежно загубленная жизнь?

А может быть, пока он лежал после того происшествия в госпитале, ватажники нашли у него под подушкой Евангелие и поняли, что ошиблись? Хотя ошиблись ли? Этого Раскольников и сам по сей день не знает.

Или им понравилось то, что, вернувшись в острог, он сам первый с ними заговорил, беспокоясь и справляясь о Софье Семеновне, которую все как раз успели за тот год полюбить?

Ответов у Раскольникова нет, но глядят на него с той поры иначе. И над казавшейся непроходимой пропастью со временем протянулись мостики пусть не дружбы, но доверия и иной раз даже будто симпатии.

С этой вот самой что ни на есть бесхитростной симпатией Демьян сегодня, как возвращались с работ, и брякнул:

— Счастливчик ты, Барин, — в прозвище, когда-то презрительном, ныне необъяснимо соединены снисходительность и уважение. — Скоро, небось, на волю выйдешь, дом отстроишь, женишься. Софья Семеновна уж заждалась поди.

— Скоро, — оскалился Раскольников, от свойского, но неожиданного и увесистого хлопка по плечу споткнувшийся, — всего пять лет осталось.

— Нет, пять — это от всего сроку. Но слыхал я, новая партия к нам скоро прибудет. А комнаты наши и без того переполнены. Стало быть, станут самых благонадежных на волю отпускать. А ты у начальства на хорошем счету.

Раскольников вдруг поперхнулся воздухом и ничего не ответил, только плечами пожал. О том, что некоторым каторжанам разрешено жить за острогом, он знает. Но сам на послабление никогда и не рассчитывал и мыслей таких не имел.

Кандалов с «вольных» не снимают. Им так же, как всем, полагается наполовину брить головы, носить тюремную одежду с лоскутным ромбом на спине, ходить на работы и отмечаться в кордегардии. Но в казармах, где содержатся острожные душ по тридцать и более, зимой не продохнуть от печного чада, а летом — от духоты; спят они человек по пятнадцать на длинных нарах, а вонь от ночного ушата въелась в черные от плесени стены. Получить вместо того собственный дом, пусть самый тесный и захудалый — немыслимое счастье.

Но не от в миг разгулявшихся фантазий о прекрасной жизни «на воле» гулко стучит сердце. "Женишься... Софья Семеновна заждалась", — отзывается болезненно-сладко.

Прежде они с Соней знали, что предстоит еще долгий путь мук и страданий, скрашенных только короткими встречами у острожных ворот или на работах, и готовы были терпеть. Но достало одной бездумной, беспечно брошенной фразы, чтобы подточить всю его твердость и выдержку.

Подлец Демьян! Никто ж его за язык не тянул — нет, надо было ляпнуть. Теперь Раскольникову ни сна, ни покоя. Мается он: то к окну подойдет, то на нары сядет. То ляжет, кутая в короткую куртку озябшие ноги. Поспать бы надо — на работу вставать чуть свет.

И с чего ему мечтать о "воле"? Какой он благонадежный с отношением-то к нему плац-майора?


* * *


Давно это началось, года полтора тому назад. За обедом сосед по лавке зачерпнул ложкой кашу и вытянул из нее кусок сапожной подметки с двумя ржавыми гвоздиками. Увидел Раскольников, что тот смотрит, куда бы находку выбросить, и такое зло в нем поднялось. Забрал подметку, предъявил повару:

— Вы нас совсем за людей не считаете?

Повар тут же крик поднял:

— Врешь! Сам подбросил! — Побежал за начальством.

— Шта! — рявкнул на притихших каторжан плац-майор. — Кто еще видел, что это в каше было?

Все смолчали, один Раскольников в раж вошел:

— А я смотрю, господин майор, нравится вам выпятив грудь ходить и бесправными людьми командовать? Как карьера, хорошо идет, бойко?

Майор аж побелел от злости и будто дара речи в первые несколько секунд лишился.

— Во-он ты куда хватил! — прорычал он опомнившись. — Бунт поднять надумал?! В кордегардию его! Сто! — Последнее означало розги.

Боли от ударов Раскольников тогда почти не почувствовал: распятой гордости его было во сто крат больнее.

И лежа после той порки в госпитале, он поначалу от еды и питья отказывался и снова, как в первый год каторги, думал о том, почему оказался таким трусом, зачем вместо явки с повинной не решился с моста в Неву прыгнуть. Подлым животным инстинктам уступил, вот и лежит теперь, как собака битая. Как тварь бессловесная… Хотя, — подумалось ему дальше, — не такая уж бессловесная, раз за слова свои пострадал. И разве трусом он был, осмелившись говорить, когда другие молчали? А следом его и вовсе осенило так, что вскочил он со своей койки посреди ночи. Все же прямо-таки по его теории вышло. Сам себе право дал говорить и сказал. Новое слово сказал, которого даже не ожидали.

«Пусть я и не Наполеон, но и не вошь. Не вошь! Раз новое слово говорить могу», — подумал он, едва не рассмеявшись, и в волнении прошагал к окну. Выглянул в него и вспомнил, как в прошлый раз так же, только днем, смотрел он в это окно, а у ворот стояла Сонечка. И решил он в тот момент, что непременно будет жить.

Да, он будет жить. И тем горд будет, что живет вопреки всему. И любит. И радуется. А подставляться всякий раз только ради того, чтоб новое слово сказать, пожалуй, и нет необходимости. В конце концов, Наполеоном быть — это ж не значит очертя голову на систему бросаться. Очертя голову — это скорее про Дон Кихота.

«Нет, в Дон Кихоты мне неинтересно метить, — развеселившись, забавлялся Раскольников над собой, — мне непременно в Наполеоны надобно... Но если серьезно, то Наполеоном быть — это в первую очередь ясный план иметь и понимать, что ради чего и с какими последствиями делаешь. Так поступать и стану, хоть и не Наполеон совсем».

Такими мыслями он утешился и гордость больную вылечил. А когда, и телом поправившись, в острог вернулся, заметил, что отношение к нему каторжан снова переменилось, к чаю звать начали, шутки рассказывать. С того времени, наверное, те самые мостики между ними и протянулись. За своего признавать стали при всех отличиях.

Зато у майора после того случая на него зуб. Хорошо, что комендант в крепости, Алексей Филиппович, человек рассудительный и справедливый, произволу военных не потворствует. Это-то Раскольникова и спасает, что без повода каторжан ни в карцер посадить, ни высечь нельзя, а поводов он более не дает.


* * *


Да, правда на стороне Раскольникова, а майор — человек подлейший. Но если станет вопрос о том, кому послабление делать, неужели слова его, помощника коменданта, в расчет не возьмут? Да и списки рекомендованных, вероятно, он же составлять будет, так что Раскольникову в них никак не попасть. Поэтому самое разумное сейчас — забыть про глупые, ни на чем не основанные придумки Демьяна. Забыть и спать.

Но не идет дремота, стучит сердце, вся душа его рвется на свободу, к Соне. Обо многом ему надо с ней переговорить! О том, что передумал, пока разбивал кувалдой куски алебастра или замешивал глину, или такими же, как эта, бессонными ночами. Узнать, что она скажет в ответ. Обсудить. Поспорить.

Что ж до женитьбы... Никогда они разговоров таких не заводили. Но о себе он может сказать совершенно искренне, что рад быть с нею при каждой возможности: говорить, молчать, держаться за руки. И хочется ему защитить ее, маленькую, светлую, нежную, от всех обид и несчастий. А потому замуж он ее позовет, хотя бы ради того, чтобы прочно и навсегда обеспечить ей честное имя. Ну, а дальше поведет себя так, как ей лучше. И если иная сторона супружеской жизни будет Соне не в радость, что очень вероятно после всех выпавших на ее долю страданий, то так тому и быть: он принуждать не станет. Не Свидригайлов же он какой-нибудь.

Раскольников вытягивается на нарах, закидывает руки за голову и закрывает глаза. Своим решением он доволен, да только до воплощения его еще целых пять лет, а раньше и разговор заводить не стоит.

Глава опубликована: 16.07.2023
Отключить рекламу

Следующая глава
20 комментариев из 104 (показать все)
Яроссаавтор
Mentha Piperita
Конкурс завершен, медали розданы, а последние слоупоки только еще доползают со своим фидбэком. Прости, неделя выдалась напряженная.
Да ничего страшного, спасибо, что дошла!)))
Достоевщина тебе, ИМХО, удалась. Вроде раскаленно-пронзительное, как в каноне, но не скатывается в мелодрамность и истеричность. Раскольникова я бы не назвала демоном, не настолько он плох. Классное, кстати, обоснование, чем плоха его теория, очень складное.
Да, он не так плох... Но если не считать, что все демоны однозначно плохи, то может быть)) Во всяком случае сам он тут посчитал себя таким;)
Сонечка канонно ангелоподобна и беззащитна. Когда Соня и Раскольников оберегали друг друга от грязи и не решались перейти к нормальным отношениям - понимаю, что ничего смешного, но меня улыбнуло.
Честно говоря, я вообще боялась, что меня за эту линию засмеют. Но как ни пыталась, не смогла представить этих двоих радостно прыгающими в пучину плотских наслаждений в первую же брачную ночь. У них же тараканов...
И майор порадовал, и в нем что-то человеческое оказалось. Прикольно, как местные объединились против заезжего столичного засранца. Раскольников - проблемный, непокорный, но "свой", Сонечка - тоже, к ней все привязались, а Лужин, может, и дворянин, но чужой.
Отличное, кстати, объяснение! Городок маленький, практически община, а тут заезжий франт какой-то...
И у меня всю дорогу были ассоциации с местами, где я провела большую часть детства - с Севером. Красиво, но жить там сложно... но так красиво...
Не знала, что ты с Севера. А я все мечтаю побывать)))
Показать полностью
Яроссаавтор
Lira Sirin
Я знала, что фик победит, когда только открыла в админке))
Правда?! Спасибо!!!
Я не была так уверена, хоть и люблю этот фик всей душой)))
Номинация была такой классной и такой сильной, что я бы тоже не была уверенной :))) ПОЗДРАВЛЯЮ! Такая победа -- это всем победам победа.
Я люблю ПиН со школы, но в основном как прекрасный образчик психологического триллера. Психологизма. Атмосферы. Когда начинаешь чувствовать эмоции героев, их состояния, как свои. Когда начинаешь задумываться, а не съезжает ли у тебя крыша?
После этого фанфика я полюбила конкретных героев.
И майора. Конечно, майора. И хотя видно из текста, что он в первую очередь думал о жене. Но ведь мог пойти по пути абьюзера. Наоборот запрещать жене общаться с Соней, чтобы не портить репутацию. Но нет, я вижу, что под влиянием своей Лизаветы он в целом изменился и взглянул по другому на каторжников. Был же в тексте доносившийся обрывками их разговор для примера. Он оказался открыт для мировоззрения женщины. И достаточно гибок, открыт для нового. И показалось мне, что он увидел нечто общее между собой и Раскольниковым: готовность защищать честь своей женщины. Принял это -- смог принять -- защищал не только свою жену, но как минимум еще и справедливость, представил себя на месте каторжника.
Ну, вот как-то так я это прочитала, хотя из ответа понимаю, что вкладываться могло другое.
Показать полностью
Яроссаавтор
Zemi
Номинация была такой классной и такой сильной, что я бы тоже не была уверенной :))) ПОЗДРАВЛЯЮ! Такая победа -- это всем победам победа.
Спасибо!!! Я тоже так считаю!
После этого фанфика я полюбила конкретных героев.
Мур-р-р)))
И майора. Конечно, майора. И хотя видно из текста, что он в первую очередь думал о жене. Но ведь мог пойти по пути абьюзера. Наоборот запрещать жене общаться с Соней, чтобы не портить репутацию. Но нет, я вижу, что под влиянием своей Лизаветты он в целом изменился и взглянул по другому на каторжников. Был же в тексте доносившийся обрывками их разговор для примера. Он оказался открыт для мировоззрения женщины. И достаточно гибок, открыт для нового. И показалось мне, что он увидел нечто общее между собой и Раскольниковым: готовность защищать честь своей женщины. Принял это, смог принять защищал не только свою жену, но как минимум еще и справедливость, представил себя на месте каторжника.
Ну, вот как-то так я это прочитала, хотя из ответа понимаю, что вкладываться могло другое.
Нет-нет, все верно! Именно так и именно в таком порядке!
Для майора в приоритете любимая женщина, а потом уже все остальное. Но уже его способность так любить о многом говорит. И уже через нее действительно изменение отношение к каторжанам. Он упрям, сам себе, думаю, не так легко мог признаться в этих переменах. Но они были и в критический момент сыграли свою спасительную для Раскольникова роль!))) И опять-таки, да, отбросить давнюю вражду ради справедливости, чтобы ни стало триггером, тоже дорогого стоит и о многом говорит.
Показать полностью
Поздравляю с победой!)))
Яроссаавтор
мисс Элинор
Спасибо!
Ааааааа!!!могла бы би догадаться, что мой новый любимый автор и старый , но не менее любимый ФМД должны иметь что-то общее!))у вас даже Риддл с " достоевщиной"( и это комплимент))) Génial 👍
Яроссаавтор
MinaTavr
Ааааааа!!!могла бы би догадаться, что мой новый любимый автор и старый , но не менее любимый ФМД должны иметь что-то общее!))у вас даже Риддл с " достоевщиной"( и это комплимент))) Génial 👍
Вау!!! Спасибо!
Очень рада, что и вам нравится ФМД!
И за комплимент особое спасибо!
Как я удачно зашла. Заглянула на минутку из любопытства, не ожидая ничего особенного.Было интересно,как всё будет выглядеть стилистически. Всё таки это прямо как «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира».Жаль,что голосование закончилось,я бы проголосовала всеми конечностями. Отсутствие двойных стандартов у автора,такая редкость.Никакого лицемерия. Простая сложность и сложная простота. Браво,Автор! Я с некоторых пор ленюсь читать серьёзную литературу,она заставляет трудиться,а я устала. Фанфики редко баламутят душу или напрягают. Но иногда… иногда случается что-то настоящее и помимо твоей воли заставляет вспомнить,что ты всё-таки мыслящее существо,а не поглотитель фастфуда.Спасибо.
Яроссаавтор
Risha
Ах, какой прекрасный отзыв! Мне безмерно приятно, и я очень рада, что Вы зашли.
Спасибо!!!
Я призвалась поздно, но зато с огромным удовольствием.

Сравнивать ваш слог со слогом Достоевского не буду, да и незачем это. Могу лишь сказать, что история подхватила меня и унесла, как воды Иртыша. За кажущейся простотой стилизованного под старый говор изложения скрывалось столь многое! Щемящая нежность, восхищение, благодарность, любовь, дружба, справедливость. То, как Соня и Родя лелеяли друг друга в мыслях и на деле, то как трепетно думали друг о друге было отрадно читать, я улыбалась на каждом их маленьком моменте, на каждой незначительной, но столь теплой детали. В какой-то мере это было целительно для читательской души. Тема прощения и принятия себя во мне тоже живо откликнулась – и то, как щедро и тонко вы вплетали в этот процесс символизм сделало этот переход от мук к душевному покою одновременно и плавным и очень четким, таким, который не проглядишь, даже если читать по диагонали.

Каждый персонаж (кроме Лужина) здесь не обделен душевной красотой. И ваш "злодей" (не могу написать этого слова без кавычек в его отношении) Родион вызывает сочувствие и понимание. Даже майор, пусть поначалу и хотелось накормить его сапожными подметками, в конце проявил себя как человек честный и справедливый. Чувствуется влияние доброй Лизы – тут у вас вторая пара по типу "красавицы и чудовища" вышла.

Маленькие детали, вроде съеденного со скорлупой яйца въелись в память и обогатили текст неимоверно.

Для себя отметила момент, который очень ценю в произведениях – очень внимательное, эмпатичное, пусть и явно ошибочное, отношение Родиона к психологической травме Сони на почве ее сексуальной эксплуатации. И это меня в Родионе покорило окончательно – он не думает о себе и своих нуждах в тот момент. Раскольников не винит Соню за ее прошлое, подобно многим "Лужиным", которых читательница и в жизни на рубль ведро повидала, он видит в ней лишь чистоту и свет, и уже только этим в читательских глазах заслуживает уважение и сопереживание:

— Грязь? — он с силой отнимает от лица ее руки. — Только не на тебе! Да ты чище всех, кого я когда-либо знал!

В общем и целом, я пропиталась вашей работой как губка и вдохновилась тоже – хочу тоже что-то светлое создать теперь) А вдохновить другого автора – это явный признак мастерства)))

Спасибо за эту историю!
Показать полностью
Яроссаавтор
Katedemort Krit
Я даже не знаю, как сейчас выразить свою эйфорию! Такой отзыв точно стоило подождать, сколько нужно, потому что он - чудо! Спасибо!
Безумно приятно видеть, такое восприятие своих персонажей читателем. Я тоже их такими вижу и люблю. И даже майора) Он поначалу появился тут как исключительно негативный персонаж. Но потом пришла Лиза, и майор вдруг начал меняться. И в итоге возникла эта вторая пара (и, скажу вам по секрету, они помимо прочего стали еще и подстраховкой по спецзаданию, если бы вдруг по основной паре оно недостаточно четко считывалось))
Спасибо вам за внимание к деталькам!
И в целом вы так красиво написали. "Подхватила, как воды Иртыша"! Моя душа поет))) Вообще, мне очень хотелось, чтобы кто-нибудь обратил внимание на реку. Потому что я когда писала, меня не покидало чувство, что Иртыш у меня как один из персонажей. У него нет ни одной реплики, но он играет свою роль. Я не стремилась отобразить это в тексте, и потому возможно оно совсем и не считывается, но ощущение было))
И я очень рада, что история доставила вам такие светлые переживания и вдохновила! Это правда здорово! (Хотя вы и так всегда пишете светлое и прекрасное))
Спасибо вам за отзыв и рекомендацию! Вы просто сделали это утро совершенно восхитительным и счастливым.
Показать полностью
Яросса

Вы просто сделали это утро совершенно восхитительным и счастливым.

Шлю вам воздушную обнимашку))) Вы и ваш рассказ сделали мое утро точно таким же))

Потому что я когда писала, меня не покидало чувство, что Иртыш у меня как один из персонажей. У него нет ни одной реплики, но он играет свою роль

Это чувствуется) И он и вправду там, абсолютно живой и активный, пусть и молчаливый.

вы и так всегда пишете светлое и прекрасное)

Спасибо)))
Здравствуйте, мой соперник!
Несу с забега волонтера, прошу прощения за объем и за некоторую бессвязность.
И просто знайте: проиграть вам - честь для меня. Если здесь вообще может быть проигравший.

Красавица и чудовище. Творчество Ф. М. Достоевского (Преступление и наказание)
На высоком берегу - Родион Раскольников/Соня Мармеладова. Постканон.

Сюжет:
Раскольников на каторге. Его мучают надежды, которым он не верит (но которым так хочется верить, ведь Соня, милая Соня...), его мучают сомнения, его мучает его теория о твари дрожащей и право имеющем, которая его все еще не оставила. Его мучает, в конце концов, раскаяние. Плац-майору он не по душе, поэтому и в справедливости мира Раскольников окончательно разуверился. А тут еще и Лужин объявился, Соне угрожает...
Но все разрешается благополучно, и герои наконец счастливы.

Язык:
С одной стороны, язык не "современный". Стиль - не современный.
С другой, это, конечно же, не язык Достоевского: тяжелый, костоломный, душный, как каменный мешок-Петербург раскаленным летом.
Язык мягкий, певучий, неторопливый, как перекатывающий свои воды Иртыш. Приятно прохладный.
И создающий ощущение какой-то... хрупкости. Нежности. Робости. Когда шаг вправо - отчаяние, шаг влево - счастье, а герои все ходят по тонкому льду...
Только зачем он - тонкий лед, - если все хорошо?
Или... не все?

Как мы помним, в своем романе Достоевский приводит Раскольникова к духовному перерождению и оставляет его: Достоевский теряет к нему интерес.
Я люблю Достоевского за болезненное, горячечное безумие, которое охватывает всех его героев, да что героев - города и реки.
Поэтому мой интерес к судьбе Раскольникова тоже угас с последними строчками романа. Достоевский обещает, что душа Раскольникова переродится. Что ж, так тому и быть, на том его и оставлю...
Автор же захотел узнать, что было после.
Итак, Раскольников на каторге. Он сомневается, мучается, боится, но в конце концов все в его жизни складывается, все испытания легко преодолеваются, счастье приходит, любовь побеждает.
Многие читатели возмущены тем, что все-то у Раскольникова в этой истории легко получается, очень уж ему везет. И в список "отпущенных" попадает, и плац-майор, испытывающий к Раскольникову неприязнь, не ведется на слова Лужина.
И вообще: всем сестрам по серьгам, счастье и флафф.
Я долго пыталась понять, что меня, так любящую Достоевского именно за безумие и страдание, в этой истории насторожило.
Счастье счастьем, но откуда тогда... повторюсь: ощущение какой-то невероятной хрупкости? Неуверенности? Робости?
Такой хрупкости, что читаешь про это "легко достающееся" счастье внимательно, бережно, затаив дыхание, боясь пропустить хоть слово.
Кажется, я поняла.
Все пытаюсь сформулировать...
Показать полностью
В "Преступлении и наказании", как, наверное, во всем творчестве Достоевского, очень сильна линия христианской философии. И в "Преступлении и наказании" выражено это, пожалуй, в мысли, что каждый сам определяет меру своего греха. И что наиболее суровое наказание за свой грех себе выносит сам грешник.
Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Он сам выбрал, как прожить свою жизнь, и дорога привела его к точке, когда жизнь ему просто... неинтересна. И страх смерти ничтожен перед бессмысленностью существования. Свидригайлов не верит в возрождение души, не верит в будущее. Верит он лишь в "темную баньку с пауками". В свой собственный ад.
Раскольников является с повинной, и это тоже его решение. Собственно, весь роман мы наблюдаем, как накапливающееся в нем напряжение, нервозность, борьба с собой к этому приводят.
Более того: преступление свое, за которое Раскольников считает себя достойным лишь каторги, он тоже определяет - сам. В глазах общественности его преступление - убийство старухи-процентщицы. Для самого Раскольникова его преступление - то, что он, тварь дрожащая, возомнил себя право имеющим и таким образом предал свою теорию.
Каждый сам решает, виноват ли он, если виноват, то в чем, что он за это заслуживает. Иногда это решение осознанное. Иногда - это просто ад в душе. Иногда - пустота.
Но Достоевский не позволяет ни одному внешнему несчастью обрушиться на Раскольникова, не смешивает внешнее с внутренним. Все - внутри, только внутри.

И в "На высоком берегу" - на мой взгляд - автор действует так же.
Испытания, которые он посылает Раскольникову и Соне, влияют на то, что у них внутри.
Предвзятость плац-майора - и в Раскольникове с новой силой вспыхивает неверие в справедливость.
Приезд Лужина - и будто наяву воплощаются Сонины страхи прошлого, которые никуда и не исчезали, просто не позволяли себе заговорить во весь голос. А Раскольников сам видит себя таким, каким его видели когда-то - вот он стоит с топором и думает, занести ли...
И с плац-майором, и с Лужиным все обходится слишком уж легко. Навели страху - и что дальше?
В том, как мне кажется, все и дело. Простота этих испытаний - тоже испытание. Испытание счастьем.
Страдать от угрызений совести, от стыда будет лишь человек, у которого есть совесть. Вину перед собой он искупает тогда, когда перестает страдать, когда перестает бояться. И только тогда душа его сможет возродиться.
Ведь кроме воскресших старых страхов эти испытания... не приносят ничего. И рассеиваются, как дым. Легко-легко.
"Вот, смотрите, - будто говорит героям автор. - Смотрите, как все хорошо, смотрите... Вы ведь мне верите?"

... и именно так происходит возрождение.
И показать я это попробую, пожалуй, через... теорию Раскольникова.
В начале "На высоком берегу" Раскольников - все еще мятущаяся, беспокойная душа. На него накатывает то отчаяние, то спокойствие, а иногда в этом спокойствии и отчаяние: пока он ждет, когда другие каторжане его убьют наконец, наконец прервут эту несчастную жизнь.
Потом воля в жизни снова в нем вспыхивает, яростная и крепкая.
В этом эпизоде мы видим, что свою теорию Раскольников не забросил, не отрекся от нее. В момент отчаяния, когда Раскольникову кажется, что мир жесток и несправедлив, он цепляется за нее, чтобы выжить. Он будет жить, потому что он имеет право жить, потому что он не тварь дрожащая, потому что восстал против системы, пусть и получил за это!.. Размышления эти темны и омерзительны. И как же странно сочетаются они с приходящим следом светлым образом Сони - ради которой Раскольников тоже хочет жить... Он будет жить - из убеждений темных и светлых одновременно.
Вот автор в первый раз дает героям надежду. Демьян неосторожно говорит Раскольникову, что он один из самых "благонадежных" стал, так что дадут ему, пожалуй, собственный маленький домик, сможет жениться на Соне-то...
Раскольников страдает, потому что хочет, надеется, но не верит. Ведь мир темен и мрачен. А как же плац-майор, который никогда не допустит!..
"Благонадежным" Раскольникова признают. И он женится на Соне.
Впервые его не обманула... надежда.
И она и дальше не отворачивается от него. Между ним и каторжанами наводятся легкие тонкие мостки, больше нет между ними той разницы, нет к Раскольникову той ненависти, потихоньку даже зарождаются уважение, доверие, симпатия.
Да и есть за что...
А Соня... Соня его любит. Соня его понимает - по-своему, но понимает. Принимает - со всеми его бесами. Знает, как их успокоить...

И вот его теория меняется. Преступление Раскольникова все еще в том, что он предал свою теорию... Но он впервые задумывается, почему именно он тварь дрожащая. Не потому что сил не хватило пойти до конца, не потому, что за то, что совершил, переживал душевные терзания, не потому что не сдюжил. Нет - потому что делал ради себя. Потому что не имел ни благой высшей цели, ради которой мог бы жертву принести, ни четкого плана. Потому что не идее следовал, а своему желанию. Потому что обратил идею свою - во зло. Применил ее - во зло.
И не в убийстве старухи он раскаивается, потому что так злом ее и считает, но в убийстве Лизаветы...
И вот идея Раскольникова приобретает уже немного другой оттенок. Высшая цель - самая благая - требует жертвы. Кто может жертвовать - право имеющий. Кем жертвуют - тварь дрожащая.
Теория все еще очень... спорная и неприятная. Но - говорю как человек, который много над этой теорией думал, - логичная. Прогресс во многом так и работает, как бы это ни было цинично.

Итак, Раскольников раскаивается в убийстве Лизаветы. "казнится". Соня же верит, что Лизавета не хотела бы ему таких страданий и простила бы его, да уже простила, с Небес-то...
Раскольников ей не верит. И даже видение, где Лизавета прощает его, считает плодом своих желаний.
А вскоре он спасает от верной гибели другую Лизавету. И не это ли знак, что ему дали шанс искупить вину?..
Впервые его не обманула... вера.
Сонина вера, ведь кому еще хватило бы сил верить за них двоих?

Наконец, Лужин. Лужин, который угрожает Соне - милой Соне! - что расскажет всем про ее "желтый билет", про всю грязь, что была в ее жизни! Раскольников вступается за нее. И Раскольникова ведут к тому самому проклятому предвзятому плац-майору, и слово его, каторжника, против слова Лужина, важного юриста, свободного человека...
Раскольников - не боится. На нем нет вины, он знает это. Но майор, майор...
Майор не любит Раскольникова, но правда - на его, Раскольникова, стороне. Майор выпускает его.
Впервые его не обманула... справедливость.

И последнее испытание - его и Сони.
Он не смеет прикоснуться к Соне, хоть она и его жена, ведь как может он, жестокий, грязный демон, оскорбить ее, светлого чистого ангела...
Соня же понимает, что он никогда не прикоснется к ней, ведь она грязная, нечистая...
Наконец все встает на свои места. Раскольников смотрит Соне в глаза и понимает, что его, грязного, нечистого демона, любят. Соня дрожит под его ласками и понимает, что она, грязная, нечистая - желанна. Что любят и ее.
Любовь не обманывает их.
И прощения, любви друг к другу наконец хватает, чтобы они сами простили себя.
Вот так происходит возрождение. Вот так счастье перестает быть испытанием.
А с теорией всей жизни Раскольникова происходит последняя метаморфоза.
Они стоят на высоком берегу, Иртыш лениво катит зеленоватые воды...
Раскольников не боится признаться себе, что любит эту жизнь, что... счастлив.
И каждая тварь дрожащая, жизни боящаяся, в будущее не верящая, угрызениями совести терзающаяся может стать право имеющей - искупив, отстрадав, полюбив, простив.
Имеющей право - на счастье.
Показать полностью
Но что я все о Раскольникове... Ведь в этой истории есть и Соня. Совершенно замечательная, добрая Соня.
Ведь это она... надеется за Раскольникова. Верит за Раскольникова. Именно ее надежда заставляет его надеяться, ее вера - верить.
И пример Сони только подтверждает мысль о собственном аде.
Всю историю "На берегу" Раскольников считает себя демоном, Соню - ангелом.
На Раскольникове - убийство. На Соне - то, что она вынуждена была продавать себя.
Раскольников не жалеет о содеянном. Соня - стыдится и кается всю жизнь.
Но стены Сониного ада не менее крепкие, чем стены ада Раскольникова. Просто для нее это - стыд. Страх, что прошлое откроется. Неуверенность, желанна ли она, любима ли она.
И искупление они находят вместе.

И как же бережны они друг к другу, как оба... стараются защитить друг друга от своего личного ада. От своей личной грязи. От своей боли, в конце концов.
И пусть Раскольников срывается на резкие слова, пусть Соня плачет...
Но она старается его понять и понимает. Он же, в отчаянии своем совсем теряя власть над собой... все-таки чудом останавливается и не позволяет себе выплюнуть ей в лицо совсем уж мерзость.
И раны друг друга они стараются не бередить. Так стараются, что причиняют друг другу новые страдания.
Но... все равно в конце концов понимают друг друга.
И это чудо взаимопонимания - действительно хрупкое и волшебное.

Для меня "На высоком берегу" - история-метаморфоза.
В ней каждый меняется. Входит в зеленоватый прохладный Иртыш и выходит другим человеком.
Раскольников, Соня...
Плац-майор. Сначала забравший у Раскольникова остатки веры в справедливость, в конце - эту веру вернувший. Майор, личность, казалось бы, не самая приятная - оказался открыт женскому влиянию, готов смотреть на мир чужими - пусть только любимыми - глазами.
И как бы ни были непохожи они с Раскольниковым...
Защищать свое, родное, любимое - они будут оба. Даже если для этого придется хотя бы раз отказаться от предубеждения и неприязни.

Любовь, конечно, заставляет человека измениться - хоть на время - хотя бы в проявлениях своей натуры. Но я вот думаю... А вдруг та перемена, что произошла с майором под влиянием этой, новой Лизаветы - тоже еще один, последний знак Раскольникову, что он прощен?

Любовь, конечно, заставляет человека измениться. Но всегда ли это любовь к женщине?
Надежда, вера, вера в справедливость по очереди возвращались к Раскольникову. Для себя он все равно до последнего "превращения", возрождения оставался вечно что-то ищущим демоном.
Но станет ли демон спасать тонущего щенка? Останавливать понесшую лошадь? Делиться едой с каторжанами и есть яйцо неочищенным - из соображений дружества?

Может быть, в тот злополучный миг, когда Раскольников схватился за свою теорию, чтобы вновь обрести волю к жизни, а перед глазами мелькнуло лицо Сони, вечно ищущий демон наконец нашел то, что искал?
Тот смысл жизни, который так и не смог найти Свидригайлов.

Человека меняет любовь к женщине. Любовь к ближнему.
Но душевный покой - это любовь к жизни.
И покой - любовь к жизни - счастье - это и есть возрождение.

Спасибо, автор!

P. S. Середину текста надо перепроверить, нашла там несколько опечаток.
P. P. S. А может, после конкурса уже можно последнюю фразу убрать?.. Мне кажется, без нее все еще лучше.
P. P. P. S. Не знаю, так ли "возрождение" воплотил бы Достоевский, никогда не задумывалась, какова будет жизнь Раскольникова на каторге, но одно точно: ваша история сама по себе прекрасна.
Показать полностью
Viara species
Человека меняет любовь к женщине. Любовь к ближнему.
Но душевный покой - это любовь к жизни.
И покой - любовь к жизни - счастье - это и есть возрождение.
Ты - гений. Яросса написала изумительную работу, но то, как о ней написала ты - это что-то волшебное. Я прямо плачу.
Яроссаавтор
Viara species
Отдельно хотелось бы выразить свою благодарность и восторг относительно того, насколько внимательно и точно Вы описали эволюцию теории Раскольникова. А ведь в ней один из важнейших посылов этого фанфика.
И что меня еще поразило до глубины души, это выделенные Вами ступени обретения надежды, веры, веры в справедливость и наконец любви и счастья. И понимание самого счастья. Да счастье - в принятии себя и любви к жизни, одно обретается через другое и дарит покой, который есть точка отсчета - начало новой жизни после возрождения.
Еще раз огромное Вам спасибо!
Яросса уже не первый раз замечаю, что автор, который на словах не позиционирует себя как христианин ( или, во всяком случае, не выносит свои взгляды в народ), пишет глубоко христианские по духу тексты. Magnifique !
Яроссаавтор
MinaTavr
Спасибо!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх