↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Скайуокер не должна быть соло: Как близнецы могли спасти «Звёздные войны» ещё раз (джен)



Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 52 340 знаков
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Читать без знания канона не стоит, Инцест
 
Проверено на грамотность
Близнецы издревле выступали символом возрождения. Они были провозвестниками новых империй, рождения будущих героев и олицетворением «другого» в коллективном бессознательном. В мифах близнецы побеждают Смерть чаще, чем остальные.
Казалось бы, причём здесь Рей и Кайло Рен? Чтобы понять это, придётся зайти издалека и разобраться, что из себя представляют их отношения, как они менялись на протяжении трёх фильмов и что всё это вообще означает.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Заключение

И всё выше написано не ради того, чтобы преисполниться в своём познании и воскликнуть: всё ясно, Джей Джей Абрамс/Райан Джонсон/Крис Террио или кто-ещё из производственной команды сиквелов узнали, как там в Африке, и решили перенести это на «Звёздные войны»! Мифология догонов в том виде, в каком в 50-х она была растиражирована Марселем Гриолем, как и другие открытия этнографов, сделанные в экзотических уголках планеты, ещё давно оказали существенное влияние на течение нью-эйдж, которое не ослабевает по сей день, поэтому для Голливуда это всё уже полвека как не новость. Скорее наоборот, беда последней трилогии в том, что слишком мало в ней было нового и слишком много — вторичного, уже встречавшегося не просто в том же мире, но и на том же временном отрезке.

Мантра мира, захваченного консьюмеризмом: чем больше, тем лучше. Сиквелы успешных произведений давно строятся по формуле «взять то, что выстрелило в прошлой части, только в два раза больше»; кинофраншизы тем прибыльнее, чем больше в них частей; двое главных героев лучше, чем один (потому что можно выпустить по зеркальной книге на каждого, не утруждая себя выдумыванием нового сюжета, Стефани Майер и Э. Л. Джеймс тому живые примеры(1)). Вот и «Звёздные войны» взяли и удвоили ставки ещё при первой попытке заглянуть в будущее Люка и компании: страницы десятков книг, выпущенных на стыке тысячелетий, теперь бороздила не одна, а целых две пары близнецов — в отличие от Disney, тогдашние LucasArts не торопились жертвовать старыми героями, предпочитая брать от жизни и своих персонажей всё.

Джейсен и Джейна Соло с самого начала были теми самими «близнецами маминой подруги», иными словами, идеальными персонажами, скроенными прямо по эталону TV Tropes: могущественная пара в шаге от того, чтобы стать божественной силой (пускай только в извращённых планах юужань-вонгов, которые Джейсен раскрыл и сорвал за одну книгу(2), но это тоже считается), которую неразрешимые противоречия развели по разные стороны конфликта, а под конец столкнули в смертельном поединке. А дальше что-то знакомое: он на последнем издыхании возвращается к свету и умирает, а она остаётся в живых и продолжает нести в мир добро и даже вскоре меняет фамилию.

К слову, молнии Силы в арсенале Джейны тоже имелись, да не какие-нибудь, а чёрные. И хотя ни один источник не раскрывает сакрального смысла их цветовой дифференциации (так, у Люка были зелёные, у Дарта Кейдуса — пурпупные), все они сходятся в том, что Джейна Соло одна такая на всю известную расширенную вселенную. И ни у кого при этом не повернулся язык назвать её Палпатином!(3)

Справедливости ради, новые «Звёздные войны» поначалу не пытались ничего отрицать: загадочное происхождение Рей в «Пробуждении Силы» давало почву для разных теорий, и далеко не последней по популярности была версия с младшим ребёнком Хана и Леи, которых некие обстоятельства (о которых, конечно же, расскажут в своё время, верили все) заставили поместить его на отдалённую планету, откуда начнётся её героический путь. И даже её отношения с Кайло не были такими двусмысленными, как стали в восьмом эпизоде, хотя надо признать, что в преддверии второй части Disney уже заигрывали с фанатами, заказав для фестиваля Star Wars Celebration Europe в 2017 году пышущий страстью арт с нотками пинапа(4), который моментально разлетелся по интернету.

Именно «Последние джедаи» стали той поворотной точкой, после которой термин «рейло» вошёл в лексикон не только фанатов, но и официальных изданий, и стало понятно, что фарш не провернуть назад: герои, которые общаются так, не могут оказаться близкими родственниками. Ну вы посмотрите только, что они творят, а?.. Создатели сами с энтузиазмов рвали последние зацепки: Рей вслух отказывается вообще от какого-либо родства, не только с Кайло, но и с любым живым существом в галактике. А раз нормы морали при таком подходе гарантированно не пострадают, отныне двигаться дальше было безопасно.

Но именно после этого решения всё парадоксальным образом смешалось в доме Скайуокеров-Соло: не только романтическая (или псевдоромантическая) линия перестала развиваться вплоть до эпохальной сцены поцелуя, но герои начали демонстрировать прогрессивно растущее количество черт, перечисленных в предыдущей главе, которые выводят на первый план их «близнецовую» природу. И вишенкой на торте стало провозглашение так называемой Диады, потому что как иначе сказать, что герои особенные и избежать при этом нарекания их близнецами?

Выглядит так, что для завершения трилогии из-за отсутствия большого — а главное написанного заранее — плана срочно искался компромисс между двумя диаметрально противоположными сюжетными ветками, в одной из которых два равноправных героя идут навстречу друг другу из разных миров, пока в точке рандеву их губы не смыкаются в поцелуе вечной любви, а в другой двое оказываются одним и мифологический цикл «Звёздных войн» завершается подобно героическому циклу виннебаго, высшей точкой которого антрополог Пол Радин (Paul Radin) считал историю о близнецах как о самом глубоком представлении о герое в целом. А раз эти варианты нельзя совместить, приходится жертвовать сюжетной целостностью истории и личным счастьем её героев, потому что ну где вы в «Звёздных войнах» видели, чтобы романтическая линия заканчивалась хэппи-эндом?

Чтобы понять, насколько сложной была дилемма, которой озадачили себя авторы сценария, надо увидеть, что финал трилогии зависел от нескольких предпосылок, часть из которых заложена в самый фундамент трилогии сиквелов:

Кайло Рен — отцеубийца, и поэтому сам должен умереть. Это не догадка, а фактически официальная позиция Disney: семейное кино не может поощрять настолько аморальные поступки персонажей, а это не тот грех, который можно искупить обычным раскаянием (схожая судьба постигла, например, Локи в MCU: в основном таймлайне он исправился, но всё равно погиб, хоть и правильной «героической» смертью, в альтернативном же также осознал свои ошибки и стал сверхмогущественной фигурой — обречённой, правда, на вечное одиночество). Из этого следует, что ни Кайло, ни Бен Соло не выйдет живым за порог финальных титров, говоря метафорически. В отличие от Рей. И известно об этом было ровно с той секунды, когда красный клинок вонзился в грудь Хана Соло.

Абрамс допускал, что Кайло никогда не вернётся на Светлую сторону, что следует из раннего варианта сценария девятого эпизода за авторством Криса Террио(5). При выборе этой ветки сюжета опция поцелуя становится не то что заблокированной — он становится вообще невозможен как класс. Главная героиня не может любить порочного человека, иначе она сама обладает «моральной слепотой», которая не соотносится… с самим понятием главной героини фильма, чётко разделяющего добро и зло.

Если Рей — Скайуокер по крови, то есть дочь Люка или Хана с Леей, то роман с родным или двоюродным братом на экране невозможен априори. В таком случае на рейло можно ставить жирный крест. Если она названная Скайоукер, то инцестные мотивы никуда не исчезают, а только приглушаются, потому что, как ни крути, аналогичная связь Соло-Скайуокер уже имела место в поколении выше. Романтические отношения возможны только для Рей-Никто. Другой вопрос — с кем, ведь у «хорошего парня» Бена Соло, ведь только к нему она может испытывать чувства, было от силы несколько минут экранного времени: маловато для раскрытия героя-любовника да и вообще для любого персонажа.

То есть единственным вариантом преодолеть указанные сложности видится объявление Бен и Рей сиблингами, родными или нет, уже не столь важно. Только братско-сестринская любовь могла бы примирить непримиримое, не нарушая канонов жанра. От братьев и сестёр главных героев обычно не требуется соответствия тем же строгим стандартам, которым меряют первых лиц картины, скорее наоборот, их несовершенства могут быть использованы для того, чтобы подсветить внутренний конфликт героя или оттенить его положительные качества. Непутёвого брата любить можно, и при этом можно найти в себе силы признать, что ему уже ничего не поможет (в случае бескомпромиссного падения Кайло). Или можно радоваться его освобождению из пут тьмы, но при этом всё равно отпустить в вечность. Но когда смерти проигрывают возлюбленного — за таким просто обязана следовать новая глава истории.

А если Рей и Бен|Кайло являются близнецами, то побеждать смерть — буквально их профессия. По всему земному тысячелетиями шары божественные близнецы: Ашвины(6), Диоскуры(7), Косма и Дамиан и десятки других — исцеляли и воскрешали людей. В этом и должна была заключаться магия рейло — не в романтическом смысле, а скорее как в «Рей Соло», — восстановить баланс сил зла и добра, перекроить несовершенный мир под себя и вдохнуть в него новую жизнь. Тотальная аннигиляция или полная ассимиляция — вот что ждёт близнецов в конце пути в зависимости от того, на мифологические сюжеты какого полушария, восточного или западного, решит ориентироваться рассказчик.

Но в финале девятого эпизода, несмотря на название, парадоксально мало жизни и нового начала: пустыня, одинокая девушка, призраки… — он звучит скорее как финальной аккорд для истории совсем других близнецов. Именно Люк и Лея, которые изначально близнецами не задумывались (и, кстати, как минимум до выхода пятого эпизода официально считалось, что Лея на три года младше), которые не сделали и половины того, что предписывает их архетип, и что как будто само собой получалось у Рей с Кайло, появляются в кадре — можно подумать, они всё это время были главными героями трилогии.

Нельзя, разумеется, недооценивать их влияние на сюжет, особенно жертву Леи, но не смотрится ли это так, словно у истинных героев, то есть Рей и Бена|Кайло, украли их историю? Словно в последней попытке выправить свернувший не туда маршрут Абрамс и Ко снова обратились к безопасной гавани, в этот раз к узнаваемым персонажам, которые, казалось, могли заслонить величиной своих фигур сюжетные бреши новых фильмов.

Но есть вещи, подвластные только особому роду героев, для которых в мифологическом лоне «Звёздных войн» давно готовилось отдельное место, когда не имелось даже ясного представления о том, кто должен его занять. Рей и Бен Соло, со всеми их противоречиями и принятиями, жертвами и воскрешениями, должны были появиться в своё время и в своём месте и пройти этот путь самостоятельно и самое главное — вместе, рука об руку. Те, кто сверхъестественным чутьём уловил правильность такого направления, окрестили себя фанатами рейло. Другие — в основном это те, кто работал над фильмами и тщетно пытался переписать то, что заложено в генетическом коде персонажей, — остались глухи, но забыли, что вечные сюжеты не были бы вечными, если бы не находили век за веком способ добраться до сердца тех, чьи глаза и уши остаются открытыми.

Источники

1. Beekes R. S. P. Uncle and nephew //Journal of Indo-European Studies. — 1976. — Т. 4. — №. 1. — С. 43-62.

2. Beit-Hallahmi B., Paluszny M. Twinship in mythology and science: Ambivalence, differentiation, and the magical bond //Comprehensive Psychiatry. — 1974. — Т. 15. — №. 4. — С. 345-353.

3. Bittles A. H. Consanguinity in context. — Cambridge University Press, 2012. — Т. 63.

4. Bremmer J. Avunculate and fosterage //EPRINTS-BOOK-TITLE. — 1976. — С. 65-78.

5. Carroll L. GEMINI: Searching for the Missing Twin.

6. De Heusch L. The Debt of the Maternal Uncle: contribution to the study of Complex Structures of Kinship //Man. — 1974. — Т. 9. — №. 4. — С. 609-619.

7. Errington S. Incestuous twins and the house societies of insular Southeast Asia //Cultural Anthropology. — 1987. — Т. 2. — №. 4. — С. 403-444.

8. Glenn J. Opposite-sex twins //Journal of the American Psychoanalytic Association. — 1966. — Т. 14. — №. 4. — С. 736-759.

9. Jeffreys M. D. W. The cult of twins among some African tribes //South African Journal of Science. — 1963. — Т. 59. — №. 4. — С. 97-107.

10. Junod A. Twins in cultural and psychic life. African examples //Medecine Tropicale: Revue du Corps de Sante Colonial. — 1996. — Т. 56. — №. 4 Pt 2. — С. 461-464.

11. Lamp F. J. Temne Twins (Tà-bàri) Should Share Everything //african arts. — 2008.

12. Moore S. F. Oblique and asymmetrical cross-cousin marriage and Crow-Omaha terminology //American Anthropologist. — 1963. — С. 296-311.

13. Ortmeyer D. H. The we-self of identical twins //Contemporary Psychoanalysis. — 1970. — Т. 6. — №. 2. — С. 125-142.Glenn J. Opposite-sex twins //Journal of the AmericanPsych

14. Schwartz H. The culture of the copy: Striking likenesses, unreasonable facsimiles. — Princeton University Press, 1996.

15. Thompson W. E. The marriage of first cousins in Athenian society //Phoenix. — 1967. — Т. 21. — №. 4. — С. 273-282.


1) Здесь имеются в виду романы «Солнце полуночи» (первая часть «Сумерек» от лица Эдварда Каллена) и «Грей» (то же, но по «50 оттенкам серого»)

Вернуться к тексту


2) Имеется в виду сюжет романа «Изменник» из цикла «Новый орден джедаев» (ныне относится к «Легендам»), где близнецы предназначались в Великую Жертву богам вонгов (Йун-Йаммка и Йун-Харла, Воин и Обманщица). Буквально должно было произойти следующее: «И тогда в великий день Джейсен Соло сам захватит свою сестру — своего близнеца — доставит её к алтарю и сам лишит жизни в великом жертвоприношении близнецов; и желание Истинных Богов наконец будет исполнено»(с) Предполагалось, что после этого Джейсен сам станет одним из богов-близнецов.

Вернуться к тексту


3) Возможно, потому, что место Соло, захваченного духом Палпатина, уже было занято её младшим братом Энакином, причём сразу после его рождения. См. комикс «Тёмная Империя».

Вернуться к тексту


4) https://www.deviantart.com/erik-maell/art/Celebration-Europe-Limited-Edition-Print-616364159

Вернуться к тексту


5) Ознакомиться на языке оригинала можно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1Xvcrf9rFpE1AfuVdMnXOtKDM1_yagG8e/view?usp=sharing

Вернуться к тексту


6) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8B

Вернуться к тексту


7) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%8B

Вернуться к тексту


Глава опубликована: 16.03.2024
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Предыдущая глава
Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх