↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
«Звёздные войны» всегда были глобально об одном — о спасительной силе любви. От душевного подвига Люка Скайуокера, который так поверил во «внутреннего джедая», глубоко спрятанного под доспехами отца, что тот вернулся к жизни, через многообещающую фразу, которой завершается новеллизация «Мести ситхов», самой, возможно, безнадёжной части Саги: «Любовь способна зажечь звёзды», — до трилогии сиквелов, где ради трансформации «плохого» Кайло Рена обратно в Бена Соло его мать вынуждена принести себя в добровольную жертву.
У любви, как говорят, много имён. Желая понять, каким именем звать её вот сейчас, в конкретном случае, мы находим популярные статьи вроде «семь видов любви в греческой философии». Из них становится понятно, что вышеописанные примеры бескорыстной, жертвенной любви, связывающей родителей и детей, попадают под определение агапэ — христиане, например, почитают её, как жертвенную любовь к ближнему, высшей ценностью. Достаточно в Саге и случаев любви-дружбы — сторге, — ведь на своём пути каждый главный герой обзаводится верными друзьями, которые в том числе помогают ему не сойти на путь их антиподов — те, кстати, вовсе лишены радости бескорыстной дружбы и окружены разве что слугами-прихвостнями. С эросом тоже всё обстоит неплохо, особенно как для картин с максимальным возрастным ограничением PG-13: у зрителей не возникает сомнений в том, что испытывают друг к другу Хан и Лея в оригинальной трилогии, точно так же очевидно и увлечение Энакина бывшей королевой Набу в приквелах — увлечение, впрочем, настолько страстное, что на глазах перерождается, как опухоль, в нечто более зловещее, а именно в манию. Манию древние греки тоже причисляли к любви, но той, которая не сулила страдающим от неё ничего хорошего: это одержимость, которая приводит к зависимости от объекта любви, безумной ревности и в конечном счёте не исключено, что и к гибели влюблённых.
В связи с этим надо заметить, что проявления эроса в Саге хоть и не табуируются создателями, но в то же время так или иначе оказываются наказуемы: Падме умирает, а Энакина разлучают со своими детьми; брак Хана и Леи в итоге распадается, а родившийся в нём сын приносит им огромную боль (и в конечном счёте смерть). Даже в «Повстанцах«, которых включать в этот список кажется неправильным, поскольку мультсериал не является частью кинофраншизы и гораздо менее известен широкой аудитории, но тем не менее даже там отнюдь не легкомысленные отношения Геры и Кейнана обрываются героической гибелью последнего. Правда, остаётся ребёнок. Что случилось с предполагаемым любовным интересом Оби-Вана — мандалорской герцогиней Сатин, — догадаться можно и без знакомства с «Войнами клонов»: как говорится, «продолжите ряд». Будь у всех историй один автор, можно было бы предположить, что таким образом он высказывает собственное разочарование в идее брака (но не семьи — тема семьи для «Звёздных войн« такая же краеугольная, как любовь, и они тесно связаны), однако Джордж Лукас, который сам развёлся ещё во время работы над «Возвращением джедая» (и несмотря на это оставил под своей опекой трёх приёмных детей), не принимал никакого участия в создании сиквелов, а его влияние на анимационные сериалы было только «по касательной». Остаётся только предположить, что либо его идеи невольно оказались близки другим людям, работающим над франшизой, либо кто-то посчитал их настолько неотъемлемой и характерной чертой «Звёздных войн», что продолжил использовать их в попытке сохранить «аутентичность».
Однако есть часть «Звёздных войн», которая чувствует себя особенно неуверенно в обращении с темой романтической любви, и это трилогия сиквелов. В принципе, можно было бы начать и закончить любовной линией Финна и Роуз, которая и продержалась-то ровно один фильм с тем, чтобы о ней потом не вспомнил никто, кроме ярых фанатов пары. Но есть в этой истории и другие персонажи, чьи отношения похожи на приснопамятное бело-золотое (или же чёрно-синее) платье в том смысле, что то, как их видят, раскололо фанатов на два враждующих лагеря (что само по себе для фандома не в новинку, просто камень преткновения у каждого поколения свой). Прошло четыре года с премьеры возрождённой франшизы, позади остались два фильма, да и третий уже подходил к концу, и только тогда наступил долгожданный момент — поклонники пейринга, известного в фанатских кругах под названием «рейло», узрели отнюдь не дружеский поцелуй своих любимцев.
По реакции аудитории — и непосредственно в кинотеатре во время просмотра, и позже в интернет-обсуждениях — можно заключить, что сцена не всеми была ожидаема, скорее она встала в один ряд с эпизодом из эпилога «Возрождения джедая», где Люк раскрывает Лее правду о том, что они брат и сестра. Да, что-то в сюжете ранее намекало на этот поворот, но так ли он был необходим? Был ли он нужен, чтобы поставить жирную точку в вопросе, с кем останется Лея, когда фильм закончится? Или чтобы дать Люку, переживающему уход из жизни отца, обрести семью? Если ради последнего, то чем плоха «найденная семья» лучших друзей, сплочённых борьбой за свободу галактики? Подобные вопросы вызывает и сцена на Экзеголе.
Разумеется, начиная с «Пробуждения Силы» интернет кишел теориями о том, кем же друг другу приходятся Кайло и Рей, но ни одна из версий так не перетягивала весы общественного мнения в свою сторону, как версия об обязанной непременно вспыхнуть романтической любви между этой парой. Подливали масло в огонь авторы фильмов: не высказываясь прямо, они рассыпали по кинополотну массу «зацепок» — они же клише, которые служат индикаторами того, что где-то рядом с героями пролетал Амур(1): начиная с их первой встречи, где Кайло подхватывает потерявшую чувства девушку (в белом!) на руки на манер невесты, и не заканчивая спонтанными проявлениями ментальной связи (почему-то обязательно в тёмное время суток!), физическим контактом «кожа к коже» (или поползновениями к нему: сколько раз Кайло протягивал Рей руку?) и прозвищами, которыми они используют чаще, чем собственные имена («мусорщица» и «монстр» — как тебе такой запретный роман, Колин Гувер(2)?) — все эти приёмы можно встретить в любой подборке советов для авторов, которые пишут сентиментальную прозу и в особенности такую разновидность её, как «слоубёрн». И весь этот старательно раздуваемый на протяжении нескольких лет костёр не то что затоптали — с размаху окатили водой, когда под занавес трилогии всплыла некая «диада Силы», представителями которой, оказывается, являются герои, — понятие абсолютно новое для мира «Звёздных войн» и настолько же уникальное, поскольку других примеров подобной связи в каноне просто нет. (А ещё смерть Кайло/Бена сразу после кульминации обесценила старания выстроить хоть какую-то любовную линию, если такие попытке вообще предпринимались сознательно.) Ничто в описании диады — которым мы обязаны преимущественно вспомогательным материалам, а отнюдь не фильмам, — не указывает на то, что её членов связывает любовь. Постулируется только то, что мощь её сравнима с «силой жизни», что очень вольно можно толковать разве что как способность диады дарить жизнь, то есть производить на свет детей. Конечно, такой исход лучше, чем если бы Кайло и Рей оказались разлучёнными в детстве братом и сестрой (ещё одна из теорий, до выхода девятого эпизода разделяемая частью фан-сообщества), но… погодите-ка, если бы они всё-таки были родственниками, обоснование для их пейринга могло получиться намного логичнее!
Для этого, как ни странно, надо вспомнить, кем друг другу приходятся — уже не мнимо, а по-настоящему — Бен Соло и Люк Скайуокер. Они дядя и племянник, причём здесь крайне важно, что Люк является братом именно Леи, матери Бена, а не его отца Хана Соло, потому что именно такое родство у многих земных народов играло большую роль в становлении молодого мужчины. Явление это настолько часто встречается на разных континентах и в разных исторических эпохах, что сама традиция воспитания мальчиков родственниками по женской линии, прежде всего дядей и дедом, получила от учёных-этнографов специальное название — авункулат.
Несмотря на то, что по мифам и эпическим сагам, которые служат важным историческим свидетельством, какими бы зыбкими с современной точки зрения ни казались их «показания», может сложиться впечатление, что дядя за отсутствием собственных детей только и делал, что муштровал своего воспитанника, в жизни он, конечно, обзаводился собственной семьёй, в которой порой на свет, бывало, появлялись и дочери. И вот тут наружу выходит другая сторона племянника, которого традиции вообще-то обязывали до определённого возраста быть послушным учеником и преданным слугой дяди. У некоторых народов, например, африканских тетела, племянник наделялся правом… обкрадывать своего родственника, а иногда и его соседей, причём дядя обязан был эти потери возмещать из собственного кармана. Со времён Цицерона латинское слово «nepos» («племянник, внук») является синонимом «транжиры», и хотя, насколько известно, бесчисленные племянники, встречающиеся в истории, не проявляли других черт «избалованного ребёнка», эта ассоциация закрепилась в самых разных языках. Апофеозом баловства становилось то, что юноша дерзал заявить своё право ни много ни мало на дочь дяди — свою двоюродную сестру, или, как её для краткости называют, кузину. Целиком история выглядела так, что сначала он соблазнял её мать и только потом требовал руку и сердце дочери, но чтобы в полной мере понять логику этих эскапад, надо сделать важное отступление.
Дело в том, что существуют разные системы терминов родства, которые описывают способы наименования родственников внутри расширенной (в противовес «нуклеарной» — состоящей только из одной пары супругов и их детей) семьи в зависимости от их пола, поколения, степени кровного родства с «говорящим» и ряда других признаков. В современных европейских языках, включая русский, используется терминология «эскимосского родства», где термины для членов нуклеарной семьи не используются для обозначения родственников вне этой группы. Говоря простыми словами, это означает, что «мать» и «отец» у человека могут быть только одни. Хотя известен прецедент, что из нежных чувств «мамой» замужняя женщина называет свою свекровь, это чистой воды игра слов, потому что не может обмануть окружающих: те в курсе истинной природы их отношений и сами не используют данный термин в отношении свекрови, иначе как говоря о её родных детях. В то же время в некоторых других языках, в том числе протоиндоевропейском, использовалась система, называемая «системой омаха» (или кроу, или омаха-кроу, поскольку типы омаха и кроу — от названий североамериканских индейских племён, — являются зеркальными отражениями друг друга и различаются только тем, считается ли принадлежность человека к роду по отцу (омаха) или по матери (кроу)). Характерный признак системы омаха — это тенденция «пропускать поколения», то есть дети в ней отождествляются со своими старшими родственниками. В результате такой трансформации и получается, как в случае с древней латынью, что «племянник» означает одновременно и «внук», «дядя по матери» — «дед по матери», а ещё дочь брата матери называется тем же словом, что и «мать».
Уже на этом этапе напрашивается очевидное объяснение, что многоэтапность матримониальных притязаний племянника в некоторых культурах была неверно истолкована исследователями, которые за одним словом увидели нескольких женщин. Однако уже совсем не архаичные, а самые что ни на есть современные свидетельства вроде тех, что приводит Марсель Гриоль (Marcel Griaule), изучавший в середине XX века африканские племена в Судане и Мали, говорят о том, что племянник вначале заявлял права на жену своего дяди «в непристойной форме», включая сексуальную связь, но, парадоксально, только затем, чтобы в итоге заполучить его дочь. Происходит это потому, что в реальности каждое последующее поколение заменяет предыдущее на различных жизненных ролях, а система омаха просто предписывает порядок, в котором происходит эта замена. Так, молодой мужчина замещает одновременно своего отца, дядю по материнской линии или мужа сестры отца. Женщина берёт на себя роль своей матери, тёти по отцу (то есть матери племянника, для неё — двоюродного брата, кузена) и жены своего дяди по матери. По утверждению Люка де Хеуша (Luc de Heusch), само это движение трансформирует кузину из предпочитаемой супруги в «запретную» мать, к которой юноша желает вернуться. Если брак с кузиной по какой-то причиной невозможен, единственной альтернативой — поскольку реальная мать находится за пределами посягательств, — остаётся союз с женой дяди. Его одобряют, например, племена тонга, что обитают уже не в Африке, как в предыдущих случаях, а в Полинезии. В остальном домогательства до жены дяди должны восприниматься, по-видимому, как дерзкий выпад в сторону старшего поколения, которому пришла пора сойти со сцены и уступить свои роли молодым людям.
Брак, в котором сочетаются непрямые родственники разных поколений, например, дядя/племянница или тётя/племянник, называется «скошенным» (англ. «oblique marriage»). В статье Салли Фальк Мур (Sally Falk Moore) «Oblique and assymetrical cross-cousin marriage and Crow-Omaha terminology» отмечается, что такие браки, если всё же случаются, чаще всего не первые для старшего из партнёров, а если речь идёт о женщине, то как правило она переходит своему племяннику «по наследству» в силу того самого отождествления её первого мужа и его младшего родственника. Помимо этого, в системе омаха-кроу можно наблюдать и другой тип «скошенного» брака (всего их четыре, но два можно не упоминать, поскольку в «Звёздных войнах» отсутствуют персонажи, которые занимали бы соответствующие позиции: у Леи нет дочери, а у Люка… у Люка, по правде говоря, никого нет, но о том, как обходится это условие, — позже): между дочерью дяди и отцом его племянника — в переложении на героев сиквелов это будут Рей и Хан Соло. Приводя этот пример, Мур доказывает, что женитьба молодого мужчины на дочери дяди может быть не показателем тёплых отношений между ним и дядей (как считалось раньше), а проявлением авторитета его отца (здесь уместно вспомнить про древнеримское patria potestas — безоговорочная «власть отца», распространявшаяся даже не взрослых детей), который первым имеет право на девушку в рамках «скошенного» брака. А сыну это право он передаёт, опять же, по принципу наследования, создавая таким образом почву для кросс-кузенного брака (так называется брак между двоюродными братом и сестрой в случае, если их родители, по одному от каждого, являются родными братом и сестрой). Кросс-кузенный брак — это ещё один из столпов, на которых зиждется система омаха-кроу.
Как видно, тем путём или иным всё сводится к тому, что племянник и кузина в конце должны быть счастливы вместе. Осталось понять, какое отношение к этой захватывающей истории любви имеет Рей Палпатин, ни на каплю крови не родственница Скайуокерам. Можно сказать, что Кайло Рен действительно делал попытку похитить её у своего бывшего учителя: не физически (в «Последних джедаях» Рей пришла к нему добровольно), так морально, раз за разом склоняя её оставить Сопротивление и перейти на его сторону. Но ведь кроме факта обучения — весьма непродолжительного даже со скидкой на реткон, объясняющий, что на планете Эч-То время идёт по-другому, нежели в остальной галактике, — ничто не роднит её с Люком Скайуокером. Или?..
Несмотря на то, что с выходом девятого эпизода и его грандиозным откровением все фанатские теории (да и бывшие «канонные», что уж там), касающиеся происхождения Рей, пошли прахом, в новом каноне есть одна деталь, которая худо-бедно примиряет самые распространённые из них c новоприобретённым знанием. Это — фамилия, которую берёт себе Рей в финале фильма. Отныне она представляется Рей Скайуокер, отдавая таким образом дань памяти своим наставникам: Люку и Лее, как прозрачно намекает явление обоих близнецов в эпилоге.
В чём-то она правда схожа с Леей. Как минимум их роднит драма происхождения: сенатор Органа полжизни тяготилась знанием о своём биологическом отце, пока, всплыв наружу, этот факт не разрушил до основания её политическую карьеру, а Рей, надо думать, предстоит много бессонных ночей, когда она попытается отрефлексировать, что лично для неё значит быть наследницей тирана поистине космического масштаба. Но Лея, строго говоря, никогда не носила фамилию Скайуокер, кроме, возможно, нескольких часов, которые прошли от её рождения до усыновления семьёй Органа. Ни внутри вселенной, ни «вовне», то есть в нашем мире, никто не знает её под таким именем. «Лею Скайуокер» не встретишь в каноничных произведениях. Рей, очевидно, назвала себя не в честь неё.
С кем она на самом деле породнилась таким способом, так это с Люком. Тем самым Люком, которого половина фандома прочила ей в отцы, а, не получив этому подтверждения, всё равно продолжила делать в AU-фанфиках её приёмным родителем, опекуном, учителем по жизни и т.д. Может быть, Рей не кровь от крови Люка Скайуокера, но она его прямая наследница куда больше, чем просто в идейном смысле, и волей-неволей это признают и авторы канона.
Несмотря на небольшую путаницу вначале, все герои этой пьесы находятся на своих местах. Бен|Кайло и Рей — идеальные заместители на роли племянника и его кузины по материнской линии в системе омаха-кроу. Но у такого взгляда на их союз есть один фатальный недостаток, ведь «кросс-кузенный брак» — это всего лишь красивая и по-умному звучащая ширма для более ёмкого понятия, описывающего любовную связь близких родственников. Законодательство многих современных странах отношения двоюродных брата и сестры классифицируется как инцест, и общественное мнение согласно с ним. Опять получается двоякая ситуация, когда создатели говорят решительное нет кривотолкам и вворачивают какой-то факт, который должен поделить на ноль предыдущие свидетельства (Люк и Лея на самом деле близнецы, и у них не может быть романа; Рей и Кайло не родственники, но всё же немножко да, поэтому поэтически назовём их Диадой и тут же оборвём едва установившуюся связь, умертвив последнего), но на самом деле только генерируют материал для шуток и гэгов на годы вперёд.
А между тем, в самих Соединённых Штатах всё не так однозначно. В более чем половине штатов из пятидесяти двоюродным братьям и сёстрам разрешено вступать в брак (очевидно, что возглавляет список «sweet home» Алабама), причём только в шести существует ограничение на минимальный возраст партнёров (50+, а где-то и выше) и/или условие бесплодности одного из них.
Есть страны, в первую очередь в Азии и Африке, где кросс-кузенные браки закреплены традицией и даже предпочтительны при прочих равных. К таким относятся, в частности, Индия и Пакистан, выходцы из которых успешно экспортировали этот обычай на европейскую и североамериканскую землю, где он по сей день практикуется в диаспорах. Всего же, по подсчётам профессора Алана Битлса (Alan Bittles), 10% населения Земли либо состоит в браке с двоюродным братом или сестрой, либо родились в таком союзе.
Хотя корнями кросс-кузенный брак восходит к былинным временам, когда протоиндоевропейцы практиковали авункулат и не делали различий между отцом и сыном, матерью и дочерью, за ним стоят весьма прагматичные соображения, которые не утратили актуальность и в современном мире. Браки между кузенами заключаются по двум причинам: чтобы укрепить семейные связи и через них власть отдельного клана, и чтобы сохранить нажитое добро. А в семействах, преследующих политические амбиции, браки, заключённые в нескольких поколениях подряд, служат укреплению альянса, сложившегося в самом первом из них. Если же какая-то ветвь семьи находится на грани вымирания, брак с кузеном может вдохнуть в неё новую жизнь, что по-хорошему и должно было произойти с родом Скайуокеров через союз Бена Соло с «названной» кузиной в оптимистичном варианте событий.
Если пойти ещё дальше, то выясняется, что для кросс-кузенного брака не обязательным является условие, что в него вступают именно кузены. Точнее, дело тут в разных языках: родственники, которых мы называем двоюродными дядей/тётей, в английском известны под термином «cousin once-removed», что можно расшифровать как «двоюродный брат/сестра в предыдущем поколении». Или «в следующем», поскольку двоюродный племянник, то есть сын двоюродного брата или сестры, тоже считается «cousin once-removed». Вот так и проявляются отличия в системах терминах родства разных языков: в русском различают двоюродных родственников по полу и явно указывают на поколение, в то время как английский обходится без таких тонкостей. При этом у носителя языка «своя» система не вызывает никаких трудностей, поскольку отражает веками складывавшиеся в его культуре представления о месте и роли родственников в семейном кругу, в то время как сторонний наблюдатель смотрит на это в замешательстве. К слову, история с кузенами из разных поколений — это тоже пример отождествления и замещения одних лиц другими, с которого начиналась омаха-кроу.
«Ну вот уж чего точно в последней трилогии нет, так это двоюродных тёть и дядь! — может возмутиться доселе терпеливый читатель и внимательный зритель. — Кузены ещё ладно, и не такое за хвост притягивали ради обоснуя, но зачем вы сюда целый кагал выдуманных родственников пригнали?!» Правда читателя: вроде не было таких в сюжете. Но это только так кажется, поскольку прежде все доводы строились исключительно на том, что было показано и озвучено непосредственно в фильмах. Настало время выйти из матрицы.
В 2018 году двадцать пятый выпуск комикса «Дарт Вейдер» дал вторую жизнь популярной теории, что настоящим отцом Энакина Скайуокера является не кто иной, как Шив Палпатин aka Дарт Сидиус. Теория зародилась ещё в эпоху приквелов, когда часть фанатов не поверила словам Шми о том, что у её сына «нет отца». И вот, спустя двадцать лет у них как будто появился шанс поймать героиню, что называется, с поличным: в кадрах комикса, как всем показалось, недвусмысленно запечатлён тот самый момент, когда Сидиус с помощью Тёмной стороны Силы создаёт ребёнка и помещает его в чрево Шми. Иллюстрацию сразу подняли на щит, казалось, она отвечает на все вопросы к этой части канона. Но за пять минут до того, как бесспорный факт должен был быть увековечен в Вукипедии, вынуждены были вмешать Сюжетная группа «Lucasfilm» и лично сценарист комикса Чарльз Соул. Они привлекли внимание к самому важному, что рьяные апологеты теории предпочти не замечать, — к контексту нашумевшей сцены. Почти всё, показанное в этом выпуске, происходило у Энакина, теперь уже Вейдера, в голове. А, как справедливо заметил Соул, «Тёмная сторона — ненадёжный рассказчик». Половину жизни Энакин видел в Палпатине отцовскую фигуру (и в Оби-Ване тоже, но из этого сложнее сделать сенсацию), и комикс говорил лишь об этом. Кому, кажется, как не поклонникам вселенной, где каждый первый вырос не в родной семье, лучше всех понимать разницу между отцом и его символической заменой? Однако ж…
Тем не менее, в каком-то глубоко извращённом смысле Палпатин действительно породил Дарта Вейдера — в этой части легенды сомневаться не приходится: он и создатель, он и крёстный отец, дающий новое имя. И равно неестественным путём появился на свет его так называемый «сын», а правильнее будет сказать, клон Датан, который впоследствии даст жизнь Рей-«Никто»-Палпатин. Это странное генеалогическое древо стоило построить только затем, чтобы увидеть, что Рей приходится Вейдеру племянницей, его детям — двоюродной сестрой, а детям их детей — поколению, представленному одним Беном Соло, — двоюродной тётей. А значит, как ни выкручивай ДНК самых известных родов Далёкой-далёкой галактики, Рей — под любой фамилией, — неизменно оказывается на одном месте — там, где её союз с Беном предписан нормами той традиции, которая изначально привела Бена Соло в ученики к его дяде по материнской линии.
Но, откровенно говоря, авункулат, система омаха-кроу, кросс-кузенные браки — это всё звучит чересчур сложно. Кроме специалистов по антропологии и этнографии, мало кто знаком с данными терминами и тем, какую любопытную связь они образуют, из-за чего доказательство «реальности» пейринга через эту призму многим покажется надуманным. Десять шансов против одного, что и создатели фильмов ни о чём таком не думали и страшно удивились бы тому, что кто-то увидел в их истории.
Чтобы ускорить поиск альтернативных аргументов «за» рейло, полезно сменить точку зрения. Отставить непотизм — попробуем, насколько это возможно, рассмотреть героев в отрыве от их известных родственников и более пристально — в паре друг с другом. Бен|Кайло и Рей, безусловно, особенные люди, не только как главные герои в глазах зрителя, но и внутри своего мира.
1) На эту тему автор рекомендует к прочтению недопереведённую (к сожалению) статью «Смерть и Дева: Как "Рейло" будет каноном (но иначе)» (https://ficbook.net/readfic/4005584) про визуальные «сигналым» будущего пейринга или оригинальный пост на английском, который намного длиннее: https://ohtze.tumblr.com/post/137735730948/death-and-the-maiden.
2) Запретный роман (ориг. «forbidden romance»/«taboo romance» — разновидность романтических историй, где главные герои находятся в заведомо неодобряемых отношениях, будь то инцест, разные вероисповедания, большая разница в возрасте или подчинённое положение одного героя другому. Книги современной американской писательницы Колин Гувер регулярно встречаются в подборках такой литературы.
Кайло Рен в неполные тридцать лет возглавляет Первый Орден, и немногим есть что противопоставить его мастерству в Силе. Он даже умеет ранее невиданные вещи, например, останавливать бластерный выстрел в воздухе. Бросить ему вызов может только девочка-из-ниоткуда Рей, которая тоже чувствительна к Силе и имеет необычный талант — способность мгновенно перенимать знания и умения своего противника, но только когда это — Кайло Рен (если вспомнить, что она дочь клона, можно даже пошутить, что она «клонирует» их). Потом между ними обнаруживается телепатическая связь. Чуть позже она усиливается до той степени, когда они начинают буквально «видеть» глазами друг друга. А затем обретают и способность передавать предметы через пространство и время. И мало того, что и по отдельности они представляют нешуточную угрозу для любого, кто встанет на их пути, при схватке плечом к плечу их силы кратно возрастают, причем во второй раз, когда это произошло, — до невероятных масштабов, когда два джедая смогли положить конец ситху, чья воля к жизни в фандоме давно стала анекдотичной, несмотря на то, что помогала последнему вся планета. Но победа достаётся высокой ценой, и один из героев должен умереть. Это событие разблокирует очередной уровень их таинственной связи: не только Рей может залезть в голову Кайло и «прочитать» его, но и Бен может передать ей что-то ценное — вплоть до собственной жизни. И поскольку фильм на этом по сути заканчивается, а в каноне пока нет аналогичных эпизодов, чтобы по ним «сверить часы», ничто не мешает предположить, что Рей с этого момента представляет собой двух человек в одном теле.
Авторы девятого эпизода утверждают, что всё перечисленное — это то, как работает Диада Силы. Надо сказать, изобретательный способ всех запутать и отвести взгляд от очевидного: не существует никакой Диады, это только маскировочный термин и затейливый способ сказать, что на самом деле их Рей и Кайло — близнецы.
Не в буквальном смысле, хотя и с этим можно поспорить, ведь главные герои последней трилогии оба темноволосые и кареглазые, и вообще, где-то это мы уже видели. Проведём «тест на утку(1) близнецовость». На сайте онлайн-проекта TV Tropes(2) есть целый раздел, посвящённый исключительно сюжетным и визуальным тропам, связанным с близнецами, всего их в настоящий момент 45. Посмотрим, какие из них можно приложить к Рей и Бену|Кайло:
Theme Twin Naming: «Бен» и «Рей», конечно, не рифмуются, не начинаются на одну букву и не представляют собой аллитерацию, но, составленные вместе, они поразительно созвучны бренду солнцезащитных очков «Рэй-Бен» (Ray-Ban). Кстати, по наблюдениям этнографов, распространённость культа близнецов среди некоторых народов (например, йоруба, юкун, ибо и баганда в Африке) коррелирует также с ареалом распространения солнечного культа.
Hereditary Twinhood: генетика и опыт наблюдений говорят о том, что если в роду, особенно если по женской линии, уже встречались близнецы, то вероятность их появления у следующих поколений значительно возрастает. Именно поэтому факт, что в Расширенной Вселенной Лея стала матерью двойняшек Джейны и Джейсена, не выглядит притянутым за уши: она сама близнец, кому как не ей их рожать? То же могло быть справедливо и для нового канона. Может, и появился на свет один только Бен, но почему этим должно было ограничиться? Кстати, Бен — это древнееврейское имя, означающее «сын». А где дочь, спрашивается?
Twin Telepathy: форс-бонд как он есть. И в реальном мире, и в массовой культуре близнецам часто приписывают особую связь сродни телепатии, благодаря которой они могут чуть ли не синхронизировать своё состояние, находясь при этом далеко друг от друга, будучи разлучёнными в детстве и т.д. Рей и Бен в считанные дни после знакомства освоили «силовой Скайп», и этим всё сказано.
Superior Twin Teamwork: или, другими словами, «одна голова хорошо, а две лучше». Прямое следствие развитой телепатической связи между близнецами. Объединившись, они могут делать невероятные вещи даже по меркам своей вселенной — по сути именно эту особенность и назвали Диадой Силы. На пару Рей и Бен вынесли сначала Сноука со всей его охраной, а потом выступили против Палпатина и «всех ситхов» — вау-эффект был достигнут, это несомненно.
Wonder Twin Powers: похоже на предыдущий троп, но с той разницей, что здесь говорится о «разблокировке» некой способности, которой по отдельности близнецы не обладают. Из той же серии, что троп, где половинки медальона у разных людей при соединении открывают портал в другой мир и т.п. Где это проявляется у Бена и Рей, может показаться неочевидным, поскольку лежит в области тонких сфер: первыми о том, что черты личности близнецов не идентичны, а наоборот комплиментарны, то есть дополняют друг друга до единого целого, получившего название «we-self», в 1960-х заговорили психоаналитики, то есть люди, не занимавшиеся наукой в строгом смысле этого слова. На основе своей практики они сделали вывод, что когда близнецы выступают парой, с окружающими общаются не два отдельных человека, а именно то самое коллективное we-self, которое воплощает лучшее, что у них на двоих есть. Один близнец, например, хорошо умеет выражать своё эмоциональное состояние словами, в то время как второй за неимением такой способности бурно изливает свои эмоции наружу, причём замечает в этом проблему, только когда оказывается оторван от своего близнеца: пока они вместе, их противоположные реакции как бы взаимно уничтожаются, рождая на свет вполне гармоничный отклик. То есть, сильно упрощая, за одного битого двух небитых дают, а пара близнецов даёт одного «нормального» человека, где норму, конечно, надо понимать не в клиническом смысле. Рей, которая буквально на лету схватывает навыки Кайло, как бы дотягиваясь до него в тех сферах, в которых сама слаба, демонстрирует именно это, а вот сказать, стал ли он сам от этого более добрым и уравновешенным, чего ему явно не хватало, задача не из простых. Оставим её психоаналитикам.
Two Siblings in One: не совсем классическое «мальчик-в-девочке», это скорее про то, что если один из близнецов уходит из жизни, то второй поглощает его душу, жизненную силу, энергию — называйте как хотите и помните, что Бен самолично воскресил Рей, для чего ему самому пришлось слиться с Силой. И ещё неизвестно, как это на ней сказалось: многие авторы фанфиков, например, считают, что с этого момента Рей заполучила вечного спутника, пусть и призрачного. Вот и народ темне из Сьерра-Леоне думает так же: в их мировоззрении близнецы не умирают по-настоящему, про них могут только сказать, что они ушли за солью, на прогулку и вообще скоро вернутся. И, конечно, ничто не мешает им вступать в контакт с выжившей половинкой, обычно посредством снов.
One Twin Must Die: практически то же самое, что и выше, только один из пары буквально обречен на смерть, что и приводит к Two Siblings in One. Параллели снова можно найти в нашем мире среди африканских народов: древние египтяне считали, что при появлении близнецов на свет, один из них рождался Ка, или призрачным духом. Кое-где в обычаях было убивать одного из новорождённых близнецов (по разным причинам: от религиозных до банальной невозможности прокормить второго младенца), жертвой выбирали того, кто считался «ребёнком-призраком». В произведениях культуры может сочетаться с тропом The Only One Allowed to Defeat You, что и наблюдается в «Звёздных войнах», где Рей и Кайло — единственные достойные соперники друг для друга. Если бы последний не вернулся на Светлую сторону, могло так получиться, что в финале они бились бы насмерть. И это тоже распространённый мотив среди разных народов: мифологические близнецы должны быть готовы к братоубийственной бойне, как то случилось с Ромулом и Ремом или (почти дошло до этого) у библейских Исава и Иакова.
Angsty Surviving Twin: «синдром выжившего» — это не шутки, потеря кого угодно близкого не может пройти бесследно, но, как говорилось выше, этот момент никак не раскрывается ни в фильмах, ни в сопутствующих материалах. У Рей однозначно были к Бену чувства, и они оба их даже признали, что выразилось в поцелуе, а в следующее мгновение он умер — и мы не знаем ничего о том, что она почувствовала после этого. Остаётся только предположить, что за кадром последовал нормальный период горевания, но узнаем мы о нём только из фанфиков.
Короче говоря, всё ведёт к тому, что Twins Are Special. Они рождаются, живут и умирают в экстраординарных обстоятельствах, а главное, внешнее сходство — далеко не самое важное, что их роднит (для справки: только четверть всех близнецов на свете — униовулярные, то есть обладающие одним полом и идентичной внешностью, все остальные же «кто во что горазд»). И хотя по законам риторики аналогия не является доказательством, логично предположить, что если пара героев популярного произведения ведёт себя как эталонные близнецы (в смысле художественного образа близнецов), то это самые настоящие близнецы и есть. Всё настолько серьёзно, что единственное, что противоречит этой теории — достоверно известный возраст персонажей и разница в десять лет между ними. Которая, увы, видна и в лицах актёров тоже.
Но и этот аргумент можно парировать! Специально для этого случая историк Кеннет Кларк (Kenneth Clark) ещё полвека назад написал в своём эпохальном труде «Цивилизации»: «Иногда божественные близнецы рождаются в одной семье; в других случаях они являются ровесниками или во всяком случае современниками». Технически, самые известные в западной культуре близнецы — Кастор и Поллукс, в честь которых названо созвездие, — не близнецы вовсе и даже не родные братья, и разве им это помешало?
Стоит заметить, что львиная доля тематических тропов неприменима к Рей и Бену лишь потому, что внешне они не копия друг друга, а также отличаются полом, поэтому попадание 10 пунктов из 45 (даже больше, потому что с натяжкой, но сюда можно присовокупить тропы Rich Sibling, Poor Sibling, Separated at Birth и Unknown Relatives) — это очень много. А чтобы осознать, насколько именно много, достаточно сказать, что Люк и Лея — каноничные(!) близнецы — набирают по этому своеобразному чек-листу от силы 4-5 «баллов», один из которых за ярко выраженный Twincest. Ещё один довод в пользу того, что решение породнить их было принято в последнюю минуту, и поэтому никаких предпосылок к этому по фильмам не рассыпано, хотя в целом оригинальная трилогия, как и многие другие культовые фильмы, при прогонке по TV Tropes выбивает страйк. Более того, в силу своего культурного влияния она в целом стала причиной, почему некоторые тропы вообще попали в эту базу.
Но даже если мы готовы поверить, что Бен и Рей «близнецы», то что с того? Как это оправдывает существование пейринга?
Неслучайно в тексте уже несколько раз встречался африканский континент: населяющий Мали народ догонов парадоксально не приемлет идею брака между кузенами, широко распространённого среди их близких соседей, по той причине, что в их глазах идеальный брак — это союз близнецов противоположного пола. И сам поиск молодым мужчиной спутницы жизни рассматривается не иначе как тоска по сестре-близнецу. Концепт «близнецовости» вообще лежит в основе догонского мифа о сотворении мира: во всех его версиях говорится о том, что предки человеческой расы спустились с небес, и были это несколько пар разнополых близнецов. Поэтому чётные числа у них важнее нечётных (а «2» означает одновременно близнецов, первое поколение человечества, небо и звёзды), также они верят, что каждый человек обладает двумя душами: мужской и женской, — и что идеальная беременность — та, в результате которой на свет появились близнецы. Стоит сделать оговорку, что между собой единоутробные близнецы, конечно, не женятся, но предпочтительным всё равно считается тот союз, где у каждого из партнёров есть свой брат или сестра-близнец.
То есть живи герои где-нибудь в Западной Африке, их бы давно взяли под белы рученьки и повенчали если не по одной причине, так по другой: либо как двоюродных брата и сестру с «правильными» родителями, либо как тётю и племянника, либо как духовных (пусть будет так, раз с возрастом прогадали) близнецов. Семь бед — один ответ.
Забавное наблюдение: цифры «7» и «8» у догонов обладают сакральным значением (это число отверстий в человеческом теле (sic!) и количество конечностей у пары близнецов, а также знак возобновления жизни, соответственно), как и число «10», а вот девятка ничего не символизирует и её редко можно встретить в догонской иконографии. С учётом того, какой оборот приняла история «Звёздных войн» в девятом эпизоде, так и подмывает сказать: догоны что-то знали, смысла в девятке никакого нет.
С догонами и темне, которые по сей день называют разнополых близнецов мужем и женой и у которых доходит до того, что жених девушки должен «выкупить» её у её первого «мужа», солидарны народы Юго-Восточной Азии: на не таком уж древнем Бали про мальчика, родившегося вместе с сестрой, говорили, что он «пришёл в мир как бог», раз из утробы матери он вышел рука об руку с невестой. Да и где поближе, то есть в Европе, в одном из прочтений мифа о Нарциссе его трагедия заключалась не в патологической самовлюблённости, а в том, что он полюбил родную сестру-близнеца и после её смерти вынужден был утешаться лишь собственным отражением в глади воды, которое единственное напоминало ему милый образ.
1) Что такое утиный тест: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82
2) https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/TwinTropes
И всё выше написано не ради того, чтобы преисполниться в своём познании и воскликнуть: всё ясно, Джей Джей Абрамс/Райан Джонсон/Крис Террио или кто-ещё из производственной команды сиквелов узнали, как там в Африке, и решили перенести это на «Звёздные войны»! Мифология догонов в том виде, в каком в 50-х она была растиражирована Марселем Гриолем, как и другие открытия этнографов, сделанные в экзотических уголках планеты, ещё давно оказали существенное влияние на течение нью-эйдж, которое не ослабевает по сей день, поэтому для Голливуда это всё уже полвека как не новость. Скорее наоборот, беда последней трилогии в том, что слишком мало в ней было нового и слишком много — вторичного, уже встречавшегося не просто в том же мире, но и на том же временном отрезке.
Мантра мира, захваченного консьюмеризмом: чем больше, тем лучше. Сиквелы успешных произведений давно строятся по формуле «взять то, что выстрелило в прошлой части, только в два раза больше»; кинофраншизы тем прибыльнее, чем больше в них частей; двое главных героев лучше, чем один (потому что можно выпустить по зеркальной книге на каждого, не утруждая себя выдумыванием нового сюжета, Стефани Майер и Э. Л. Джеймс тому живые примеры(1)). Вот и «Звёздные войны» взяли и удвоили ставки ещё при первой попытке заглянуть в будущее Люка и компании: страницы десятков книг, выпущенных на стыке тысячелетий, теперь бороздила не одна, а целых две пары близнецов — в отличие от Disney, тогдашние LucasArts не торопились жертвовать старыми героями, предпочитая брать от жизни и своих персонажей всё.
Джейсен и Джейна Соло с самого начала были теми самими «близнецами маминой подруги», иными словами, идеальными персонажами, скроенными прямо по эталону TV Tropes: могущественная пара в шаге от того, чтобы стать божественной силой (пускай только в извращённых планах юужань-вонгов, которые Джейсен раскрыл и сорвал за одну книгу(2), но это тоже считается), которую неразрешимые противоречия развели по разные стороны конфликта, а под конец столкнули в смертельном поединке. А дальше что-то знакомое: он на последнем издыхании возвращается к свету и умирает, а она остаётся в живых и продолжает нести в мир добро и даже вскоре меняет фамилию.
К слову, молнии Силы в арсенале Джейны тоже имелись, да не какие-нибудь, а чёрные. И хотя ни один источник не раскрывает сакрального смысла их цветовой дифференциации (так, у Люка были зелёные, у Дарта Кейдуса — пурпупные), все они сходятся в том, что Джейна Соло одна такая на всю известную расширенную вселенную. И ни у кого при этом не повернулся язык назвать её Палпатином!(3)
Справедливости ради, новые «Звёздные войны» поначалу не пытались ничего отрицать: загадочное происхождение Рей в «Пробуждении Силы» давало почву для разных теорий, и далеко не последней по популярности была версия с младшим ребёнком Хана и Леи, которых некие обстоятельства (о которых, конечно же, расскажут в своё время, верили все) заставили поместить его на отдалённую планету, откуда начнётся её героический путь. И даже её отношения с Кайло не были такими двусмысленными, как стали в восьмом эпизоде, хотя надо признать, что в преддверии второй части Disney уже заигрывали с фанатами, заказав для фестиваля Star Wars Celebration Europe в 2017 году пышущий страстью арт с нотками пинапа(4), который моментально разлетелся по интернету.
Именно «Последние джедаи» стали той поворотной точкой, после которой термин «рейло» вошёл в лексикон не только фанатов, но и официальных изданий, и стало понятно, что фарш не провернуть назад: герои, которые общаются так, не могут оказаться близкими родственниками. Ну вы посмотрите только, что они творят, а?.. Создатели сами с энтузиазмов рвали последние зацепки: Рей вслух отказывается вообще от какого-либо родства, не только с Кайло, но и с любым живым существом в галактике. А раз нормы морали при таком подходе гарантированно не пострадают, отныне двигаться дальше было безопасно.
Но именно после этого решения всё парадоксальным образом смешалось в доме Скайуокеров-Соло: не только романтическая (или псевдоромантическая) линия перестала развиваться вплоть до эпохальной сцены поцелуя, но герои начали демонстрировать прогрессивно растущее количество черт, перечисленных в предыдущей главе, которые выводят на первый план их «близнецовую» природу. И вишенкой на торте стало провозглашение так называемой Диады, потому что как иначе сказать, что герои особенные и избежать при этом нарекания их близнецами?
Выглядит так, что для завершения трилогии из-за отсутствия большого — а главное написанного заранее — плана срочно искался компромисс между двумя диаметрально противоположными сюжетными ветками, в одной из которых два равноправных героя идут навстречу друг другу из разных миров, пока в точке рандеву их губы не смыкаются в поцелуе вечной любви, а в другой двое оказываются одним и мифологический цикл «Звёздных войн» завершается подобно героическому циклу виннебаго, высшей точкой которого антрополог Пол Радин (Paul Radin) считал историю о близнецах как о самом глубоком представлении о герое в целом. А раз эти варианты нельзя совместить, приходится жертвовать сюжетной целостностью истории и личным счастьем её героев, потому что ну где вы в «Звёздных войнах» видели, чтобы романтическая линия заканчивалась хэппи-эндом?
Чтобы понять, насколько сложной была дилемма, которой озадачили себя авторы сценария, надо увидеть, что финал трилогии зависел от нескольких предпосылок, часть из которых заложена в самый фундамент трилогии сиквелов:
Кайло Рен — отцеубийца, и поэтому сам должен умереть. Это не догадка, а фактически официальная позиция Disney: семейное кино не может поощрять настолько аморальные поступки персонажей, а это не тот грех, который можно искупить обычным раскаянием (схожая судьба постигла, например, Локи в MCU: в основном таймлайне он исправился, но всё равно погиб, хоть и правильной «героической» смертью, в альтернативном же также осознал свои ошибки и стал сверхмогущественной фигурой — обречённой, правда, на вечное одиночество). Из этого следует, что ни Кайло, ни Бен Соло не выйдет живым за порог финальных титров, говоря метафорически. В отличие от Рей. И известно об этом было ровно с той секунды, когда красный клинок вонзился в грудь Хана Соло.
Абрамс допускал, что Кайло никогда не вернётся на Светлую сторону, что следует из раннего варианта сценария девятого эпизода за авторством Криса Террио(5). При выборе этой ветки сюжета опция поцелуя становится не то что заблокированной — он становится вообще невозможен как класс. Главная героиня не может любить порочного человека, иначе она сама обладает «моральной слепотой», которая не соотносится… с самим понятием главной героини фильма, чётко разделяющего добро и зло.
Если Рей — Скайуокер по крови, то есть дочь Люка или Хана с Леей, то роман с родным или двоюродным братом на экране невозможен априори. В таком случае на рейло можно ставить жирный крест. Если она названная Скайоукер, то инцестные мотивы никуда не исчезают, а только приглушаются, потому что, как ни крути, аналогичная связь Соло-Скайуокер уже имела место в поколении выше. Романтические отношения возможны только для Рей-Никто. Другой вопрос — с кем, ведь у «хорошего парня» Бена Соло, ведь только к нему она может испытывать чувства, было от силы несколько минут экранного времени: маловато для раскрытия героя-любовника да и вообще для любого персонажа.
То есть единственным вариантом преодолеть указанные сложности видится объявление Бен и Рей сиблингами, родными или нет, уже не столь важно. Только братско-сестринская любовь могла бы примирить непримиримое, не нарушая канонов жанра. От братьев и сестёр главных героев обычно не требуется соответствия тем же строгим стандартам, которым меряют первых лиц картины, скорее наоборот, их несовершенства могут быть использованы для того, чтобы подсветить внутренний конфликт героя или оттенить его положительные качества. Непутёвого брата любить можно, и при этом можно найти в себе силы признать, что ему уже ничего не поможет (в случае бескомпромиссного падения Кайло). Или можно радоваться его освобождению из пут тьмы, но при этом всё равно отпустить в вечность. Но когда смерти проигрывают возлюбленного — за таким просто обязана следовать новая глава истории.
А если Рей и Бен|Кайло являются близнецами, то побеждать смерть — буквально их профессия. По всему земному тысячелетиями шары божественные близнецы: Ашвины(6), Диоскуры(7), Косма и Дамиан и десятки других — исцеляли и воскрешали людей. В этом и должна была заключаться магия рейло — не в романтическом смысле, а скорее как в «Рей Соло», — восстановить баланс сил зла и добра, перекроить несовершенный мир под себя и вдохнуть в него новую жизнь. Тотальная аннигиляция или полная ассимиляция — вот что ждёт близнецов в конце пути в зависимости от того, на мифологические сюжеты какого полушария, восточного или западного, решит ориентироваться рассказчик.
Но в финале девятого эпизода, несмотря на название, парадоксально мало жизни и нового начала: пустыня, одинокая девушка, призраки… — он звучит скорее как финальной аккорд для истории совсем других близнецов. Именно Люк и Лея, которые изначально близнецами не задумывались (и, кстати, как минимум до выхода пятого эпизода официально считалось, что Лея на три года младше), которые не сделали и половины того, что предписывает их архетип, и что как будто само собой получалось у Рей с Кайло, появляются в кадре — можно подумать, они всё это время были главными героями трилогии.
Нельзя, разумеется, недооценивать их влияние на сюжет, особенно жертву Леи, но не смотрится ли это так, словно у истинных героев, то есть Рей и Бена|Кайло, украли их историю? Словно в последней попытке выправить свернувший не туда маршрут Абрамс и Ко снова обратились к безопасной гавани, в этот раз к узнаваемым персонажам, которые, казалось, могли заслонить величиной своих фигур сюжетные бреши новых фильмов.
Но есть вещи, подвластные только особому роду героев, для которых в мифологическом лоне «Звёздных войн» давно готовилось отдельное место, когда не имелось даже ясного представления о том, кто должен его занять. Рей и Бен Соло, со всеми их противоречиями и принятиями, жертвами и воскрешениями, должны были появиться в своё время и в своём месте и пройти этот путь самостоятельно и самое главное — вместе, рука об руку. Те, кто сверхъестественным чутьём уловил правильность такого направления, окрестили себя фанатами рейло. Другие — в основном это те, кто работал над фильмами и тщетно пытался переписать то, что заложено в генетическом коде персонажей, — остались глухи, но забыли, что вечные сюжеты не были бы вечными, если бы не находили век за веком способ добраться до сердца тех, чьи глаза и уши остаются открытыми.
Источники
1. Beekes R. S. P. Uncle and nephew //Journal of Indo-European Studies. — 1976. — Т. 4. — №. 1. — С. 43-62.
2. Beit-Hallahmi B., Paluszny M. Twinship in mythology and science: Ambivalence, differentiation, and the magical bond //Comprehensive Psychiatry. — 1974. — Т. 15. — №. 4. — С. 345-353.
3. Bittles A. H. Consanguinity in context. — Cambridge University Press, 2012. — Т. 63.
4. Bremmer J. Avunculate and fosterage //EPRINTS-BOOK-TITLE. — 1976. — С. 65-78.
5. Carroll L. GEMINI: Searching for the Missing Twin.
6. De Heusch L. The Debt of the Maternal Uncle: contribution to the study of Complex Structures of Kinship //Man. — 1974. — Т. 9. — №. 4. — С. 609-619.
7. Errington S. Incestuous twins and the house societies of insular Southeast Asia //Cultural Anthropology. — 1987. — Т. 2. — №. 4. — С. 403-444.
8. Glenn J. Opposite-sex twins //Journal of the American Psychoanalytic Association. — 1966. — Т. 14. — №. 4. — С. 736-759.
9. Jeffreys M. D. W. The cult of twins among some African tribes //South African Journal of Science. — 1963. — Т. 59. — №. 4. — С. 97-107.
10. Junod A. Twins in cultural and psychic life. African examples //Medecine Tropicale: Revue du Corps de Sante Colonial. — 1996. — Т. 56. — №. 4 Pt 2. — С. 461-464.
11. Lamp F. J. Temne Twins (Tà-bàri) Should Share Everything //african arts. — 2008.
12. Moore S. F. Oblique and asymmetrical cross-cousin marriage and Crow-Omaha terminology //American Anthropologist. — 1963. — С. 296-311.
13. Ortmeyer D. H. The we-self of identical twins //Contemporary Psychoanalysis. — 1970. — Т. 6. — №. 2. — С. 125-142.Glenn J. Opposite-sex twins //Journal of the AmericanPsych
14. Schwartz H. The culture of the copy: Striking likenesses, unreasonable facsimiles. — Princeton University Press, 1996.
15. Thompson W. E. The marriage of first cousins in Athenian society //Phoenix. — 1967. — Т. 21. — №. 4. — С. 273-282.
1) Здесь имеются в виду романы «Солнце полуночи» (первая часть «Сумерек» от лица Эдварда Каллена) и «Грей» (то же, но по «50 оттенкам серого»)
2) Имеется в виду сюжет романа «Изменник» из цикла «Новый орден джедаев» (ныне относится к «Легендам»), где близнецы предназначались в Великую Жертву богам вонгов (Йун-Йаммка и Йун-Харла, Воин и Обманщица). Буквально должно было произойти следующее: «И тогда в великий день Джейсен Соло сам захватит свою сестру — своего близнеца — доставит её к алтарю и сам лишит жизни в великом жертвоприношении близнецов; и желание Истинных Богов наконец будет исполнено»(с) Предполагалось, что после этого Джейсен сам станет одним из богов-близнецов.
3) Возможно, потому, что место Соло, захваченного духом Палпатина, уже было занято её младшим братом Энакином, причём сразу после его рождения. См. комикс «Тёмная Империя».
4) https://www.deviantart.com/erik-maell/art/Celebration-Europe-Limited-Edition-Print-616364159
5) Ознакомиться на языке оригинала можно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1Xvcrf9rFpE1AfuVdMnXOtKDM1_yagG8e/view?usp=sharing
6) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8B
7) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%8B
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|