↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Художка (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Общий
Размер:
Миди | 73 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
"Небо могло упасть на землю, пройти цунами, землетрясение, хляби небесные могли разверзнуться и геенна огненная возгореть, но в три часа дня я должна была быть в художке". Несколько историй про школу и детство.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Третий курс

Мы приходили в художку как домой, уже всё здесь такое родное и близкое, и всё же нас по-прежнему есть чему научить. Хоть мы и не наивные несмышлёные первокурсники, однако лежащие перед нами поля незнания по-прежнему велики и нескончаемы. Мастерство и умение только изредка, как маленьким хвост, давались нам в руки, а затем вновь выскальзывали меж пальцев. Мы многое уже умели; но от этого дорога впереди выглядела только длиннее и труднее, потому что у нас теперь хватало ума оценить всё своё несовершенство.

Очень ярко запомнился один момент. Как-то зимой пришла я на занятие после укола в нос. Только что на остановке выудила из ноздри кровавую ватку: красное на белом снегу. Это была моя кровь; я просто раненый мушкетёр короля, истекающий кровью во славу Его Величества. В обычную школу я, понятное дело, после укола уже не пошла. Но не могла же я пропускать художку. И вот я за пару минут преодолела нашу бесконечную лестницу на шестой этаж. Молодость — игра силы жизни в крови, не до конца расплескавшейся по снегу.

Забежала в класс: все уже в сборе. Довольный Владимир Иванович сидел рядом с чьим-то натюрмортом. Бодро и весело, лучась глазами, он спросил меня: «А ты чего пришла-то? Вон твой натюрморт уже висит». И я увидела свою работу на доске — как образец. Мне стало весело и приятно, и в то же время немного грустно. Я растерянно спросила учителя, можно ли мне ещё поработать, а он как засмеётся: «Чтобы ты всё испортила?»

Мне всё же казалось, что я уговорила его тогда и осталась доделывать что-то другое или рисовать заново. Но придя в художку, не могла же я уйти оттуда ни с чем! Сам воздух её пьянил и сводил с ума, притягивал и поднимал из любой болезни, любых невзгод, зовя и приманивая, наполняя всё существо радостью осмысленной работы.

Наступило время набросков. Непреклонный Владимир Иванович требовал от нас определённого количества рисунков с натуры. Терпеливо объяснял, что неудобство и смущение от непрошеных случайных зрителей постепенно пройдут, сейчас самое главное — рисовать. И потому никакие извинения не принимались, и рисовать с телевизора было просто последним делом, достойное позора и презрения…

И вот после школы, в выходные, уже поодиночке, но чувствуя в душе родство со всеми художниками мира, мы шли в магазины, на рынки или просто притуливались где-то в скверике. Большей частью руководствуясь не точкой зрения на открывающуюся натуру, а тем, чтобы поменьше зевак могло нас видеть и собираться рядом; думая, как получше спрятаться от любопытных глаз.

Поначалу скромно, стыдливо, неуверенно начинали карандашом, отчаянно дрожащим в полузамёрзшей и смущённой руке, рисовать все эти спины и головы, шубки, шапки, пальто и валенки. Начинали впускать в себя удивительно быстротечную, разнообразную и ежесекундно меняющуюся жизнь!

Постепенно действо затягивало, и мы потихоньку выбирались из тени. Рука становилась чуть более уверенной, глаз сразу выхватывал основное; в ход шли уже ручки, цветные мелки. Да, в настоящей реальности тебе никто не позирует, тебя никто не ждёт. Ты должен успеть выхватить увиденное и наилучшим образом расположить на листе, не забывая о разнообразии линий, пропорциях, пятне и светотени.

На всё это у тебя считанные секунды. Пока вон та колоритная тётка не соберёт свои сумки и не пойдёт дальше. Пока тот старичок не залез ещё в автобус; пока этот пухлогубый мальчишка не ускакал дальше на одной ноге. И чтобы успеть вместить и отразить всё это за отпущенные тебе секунды, самое главное, оказывается — безмерно удивиться, восхититься вдруг где-то в глубине сердца бесконечной, безумной красотой окружающей жизни с её шумом, окриками, толкотнёй, мусором и спешкой.

Пока ты спешишь зарисовать, запомнить всё это — тонкой прерывистой линией, тёмным пятном отразить мгновения на листочке бумаги, ты всё время как будто стоял на границе времени и вечности. Ты выхватывал горящие ускользающие секунды и окунал их в холодное спокойствие вечности. И теперь тётка так и будет собирать свои сумки, старичок — кряхтя, залезать в автобус, придерживая старой сморщенной рукой длинные полы пальто; а мальчишка, вытянувший губы трубочкой, занёс одну ногу для прыжка, но так и остался на полупрыжке, в полудвижении. Ты сможешь разглядывать их ещё долго-долго, и сегодня вечером, и потом, выкладывая свои рисунки наброски на пол к ногам учителя на просмотре, а потом просто перебирая их уже в одиночестве спустя год, и два, и десять.

Натура — самое важное для художника. Наш Владимир Иванович научил нас видеть и уважать её, бесконечно наблюдать и учиться у огромного мира, раскинувшегося вокруг.

А ещё я помню, как мы бегали все вместе в ближайший «Военторг» покупать бумагу. Владимир Иванович сказал как-то серьёзно: «После уроков я пойду в соседний магазин, там хорошую бумагу привезли. Кто хочет присоединиться?»

Какое это было приключение! Наскребя в кармане мелочь, мы веселой гурьбой отправились за учителем по неизведанным тропам. Этот маленький магазинчик лежал в стороне от привычных наших дорог, мне бы вообще никогда в голову не пришло туда заглянуть…

О, это пьянящее чувство охотника на мамонтов, поймавшего наконец-то свою добычу! В те времена, кроме счастья, почти ничего не было: ни мыла, ни стирального порошка, ни колготок, ни сахара. Вместо масла и сыра выдавали маленькие бумажные талончики с их названиями, а бумагу и краски тоже приходилось порой «добывать», как и всё остальное. А тут такая удача — огромные плакатного размера — формата А3 — листы прекрасной акварельной бумаги, плотной, немного шершавой, благородной и сдержанной.

Мой папа сбегал в этот замечательный магазинчик и еле добрался до дому, пошатываясь под тяжестью не то ста, не то двухсот огромных листов. И многие из них до сих пор лежали на антресолях, грели меня мысленно, вселяли надежду и неискоренимый оптимизм. Хотя я сама жила уже далеко от тех антресолей — и совершенно неизвестно, когда смогу воспользоваться даже частью этой бумаги.

Еще одно воспоминание того года: я продолжала учится точить карандаш скальпелем; многие карандаши погибали прежде, чем я овладела этим искусством… Меня охватывало пьянящее счастье от моей невиданной самостоятельности, от опасной остроты скальпеля в руке. От дерева карандаша, поначалу такого твёрдого, постепенно становящегося податливее, но до последнего защищающего хрупкий нежный грифель внутри. Я устраивалась на нашем широком, крашеном густой масляной краской подоконнике и приступала к изведению карандашей.

Перед Новым годом все пребывали в радостно-приподнятом настроении. Класс был наполнен непривычным шумом и шорохом: мы оформляли работы к просмотру. Это такое священнодействие: вырезание рамочек, загибание углов. Я до сих пор, кстати, так и не научилась оформлять картины, а Владимир Иванович всё время подтрунивал надо мной за невозможно, безбожно кривые края.

А перед самым концом декабря, как раз в канун католического Рождества, наш Владимир Иванович вдруг загадочно спросил, готовы ли мы съездить с ним в Соликамск, небольшой красивый городок, недалеко от нашего города.

Кажется, это было связано с выставкой наших работ. Вдруг нас спросили, кто готов ехать, прямо сегодня вечером, в соседний небольшой городишко, чтобы жить там пару дней в корпусах пионерлагеря и ездить на автобусах по старому центру с его узорчатыми теремами восемнадцатого века и купеческими каменными домами.

Чтобы окончательно прояснить вопрос, мне разрешили из учительской позвонить домой, и — о чудо! — мои трепетные родители согласились меня отпустить.

До сих пор я вспоминала ели вокруг нашего лагеря: занесённые снегом, огромные, выше двухэтажных домов. Тропинку в глубоких сугробах, что вела к столовой. Волшебную возможность бегать из корпуса в корпус в одной теплой кофте, без пальто и шапки, по глубокому снегу — без строгого родительского контроля! А потом мы ездили по городу, и перед нами вырастали заметённые снегом длинные колоннады над входами, шатровые крыши, деревянная и каменная резьба наличников, запорошенных снегом.

Так, как бы между прочим, уже почти на излёте старого года наш учитель подарил нам этот временной провал. И вместо стремглав пролетающих, ничем не примечательных обычных дней мы получили заснеженный сказочный лес, запах мороза и елей, сугробы по колено и заметённые снегом кирпичи старинных домов.

Владимир Иванович довольно часто вот так спонтанно дарил нам новые незабываемые впечатления — исходя, видимо, из того, что именно они и питают художника, да и просто подрастающего ребёнка. Однажды он повёл нас всех в маленький тогда театр, находящийся под единственным в ту пору мостом… Мы всем курсом смотрели там «Панночку», и сердце замирало от ужаса и восторга. Тёмным холодным зимним вечером так странно выглядел неказистый вход в театр, освещённый желтыми фонарями; чёрные деревья толпились вокруг, было и весело, и немного страшно; и мы были все вместе.

Наступает весна, и мы рисовали композицию на тему профессии. Я сразу пришла к выводу, что самая живописная и красивая профессия — это дворник. Но Владимир Иванович мягко отстранил эту идею, и мы остановились на музыкантах. Слегка сутулые джазмены в обнимку с саксофоном постепенно проявлялись на бумаге.

Меня всегда поражало, как легко и точно мог Владимир Иванович к каждому найти подход, услышать и понять всех нас, таких разных и непохожих. И осторожно, мягко и ненавязчиво чуть направить в нужном направлении, никогда не ломая, не преодолевая сопротивления, не воюя с нами. Но будучи в то же время достаточно жёстким и авторитетным, чтобы гнуть свою линию, открывая нам и даря мир своих собственных ценностей и правил.

На живописи мы писали стеклянные бутылки, вписанные в непростые натюрморты, задача которых — уже передать материал, а не только форму. Чтобы коричневый цвет, положенный верным мазком, вдруг стал глиной крынки, а мутное зелёно-голубоватое пятно ожило стеклом бутылки. Чтобы притаилась в тени мягкость ткани, а золотистая шкурка лука сохранила бы свою лёгкость и упругость.

Конечно, норовистая непослушная акварель не сразу давалась в руки; безобразно грязные пятна выдавали эфемерность плоской картинки; глиняные крынки иногда деформировались, подло расплываясь прямо на глазах. Не говоря уже о стекле, на месте которого зачастую у меня образовывалась просто банальная дырка.

На рисунке же мы должны были уложить гипсовый глаз в перспективу, верно изобразив пропорции, передать, что ближе, а что дальше. Сделать так, чтобы объект был и гипсовым, и глазом, да ещё при определённом освещении. За глазом шли и другие гипсовые части Давида: нос, губы и ухо. Я сражалась с ними до последней капли крови, но все равно при просмотре не выходила даже на середину ряда — плелась в хвосте.

Тем временем Владимир Иванович рассказывал нам о своих других студентах, взрослых уже людях, приходящих в художку по вечерам, после работы. Говорил о своих вечерниках, в том числе о Германе, который после работы приезжал на занятия на велосипеде с бутылкой кефира. А потом шесть лет подряд поступал в Питере в Мухинское училище — один из самых известных и интересных художественных вузов страны, — пока наконец не поступил, куда и хотел.

Незаметно подкралось лето. Владимир Иванович повез нас, на свой страх и риск, на пленэр в Питер. Новое огромное счастье обрушилось на меня, и я влюбилась в этот безумный, дымчатый, свободный город. Жили мы в общежитии связистов и каждый день выбирались в город на метро, станция которого находилась неподалёку. Гуляли по центру, ходили в Эрмитаж — и рисовали, рисовали…

Много позже, уже живя в Питере на всех правах, встречая вдруг по дороге на работу один из тех домов, что служил нам натурой, я вновь и вновь улыбалась с благодарностью. Вот ведь: я ж и названий улиц тогда не знала, и дороги не помнила к этим нарисованным нами местам. Но хоть раз увидев что-то взглядом художника — думая о пропорциях, деталях и композиции — уже не можешь забыть никогда и ничего… Пыльный, жаркий, каменный и слегка позеленевший город навсегда поселился теперь в моём сердце.

Глава опубликована: 05.07.2020
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
7 комментариев
Спасибо вам за это ощущение счастья!
Почитала на одном дыхании. Живопись - волшебство, которое мне абсолютно неподвластно, но тем интереснее и ярче было читать и внезапно находить точки соприкосновения: пыльный и жаркий Питер (мои ассоциации с этим городом мало кто принимает, ведь Питер "мокрый и холодный" (с)) и голова Вольтера - старушки)) А детство, природа и время - они отзываются в душе, даже не умеющей толком держать карандаш.
А заодно я (непробужденная к рисованию мать) пометила себе на подкорку пару приемов как изучать с ребенком перспективу)
шамсенаавтор
Magla
Спасибо вам огромное за прочтение и за тепло! Да - счастья было так много - прям через край - что мне очень важно было поделиться. Приятно, что вы услышали и откликнулись!! Вы вообще удивительно благодарный и благодатный читатель!!
Всё влияло на всё. Не было ни одного предмета в мире, который был бы одинок, свободен от окружающей среды и в то же время и сам не влиял бы на неё.

Если хочешь увидеть предмет, говорил учитель, не смотри на него в упор. Всегда смотри рядом. Лобовое зрение часто обманчиво.

с помощью соотношения пропорций, мы ощущали вдруг волшебную силу передачи точки зрения.

Тут я поняла, что учиться писательству нужно в художественной школе!
Правда, это ведь непреложные правила и для литературного творчества.

шамсена, ваша "Художка" завораживает. Она словно нарисована: много-много картин сменяют одна другую, превращаясь в фильм. Читая, я даже слышала ваш голос, автор) Настоящее кино, где есть и действие, и ненавязчивая, но очень глубокая философия, где сменяются сезоны, и героиня взрослеет. Много деталей, тонкостей самого прцесса рисования, и как же они интересно описаны! Больше всего меня поразил момент, когда изучалась перспектива. Так и вижу огромное окно и полосы трамвайной линии на нем. И, да, стул, который кусачий трон, не идет из головы)
Я не умею рисовать, очень сожалею об этом, и я вам по хорошему завидую.
Спасибо, что написали "Художку". Очень своеобразное, эмоциональное, теплое и познавательное( для меня - точно) произведение. Давно ничего подобного не читала.
Показать полностью
шамсенаавтор
Парасон
Спасибо вам что осилили. Она получилась очень длинная. Эту историю я писала из чувства бесконечной благодарности. Она как бы не совсем моя, а принадлежит тому времени и моему учителю.
[ q]Спасибо вам что осилили.[/q]
Это не так!)
Вчера я хотела найти место про перспективу, опять увлеклась и прочитала во второй раз. И снова были открытия. У вас богатая во всех смыслах работа.
шамсенаавтор
Парасон
спасибо! рада, что вам все пригодилось. Это было волшебное место и время! мне очень хотелось поделиться этим абсолютным, бесконечным счастьем!
NAD Онлайн
Один читатель моего макси научил меня классной форме отзыва. Нужно всего лишь оставлять заметки на полях после каждой главы. Они самые искренние. А потом публиковать дневником.
Я начала читать миди и поняла, что эмоций тут под каждой строкой. И решила повторить опыт того читателя.

Над крышами

Я одновременно вспомнила, как я поступала в музыкалку и нашего тренера по лыжам Дмитрича. В музыкалке всё было просто. На вопрос повторить ноту – видимо спеть в её тональности – я уверенно брякнула: «До. Второй октавы». Меня взяли. В класс баяна, где руководителем был одноклассник моей мамы. Она виновато заглядывала ему в глаза, мол, ну, мол, может, не всё так безнадёжно, а я бегала из школы на уроки, веря, что это кому-то нужно.

А Дмитрич. О, он точно был похож внешне на Снейпа, только тогда ещё не вышла эпопея про Мальчика. Он гонял нас, не давал продышаться, но он сделал нас людьми. Я благодарна ему.

Первый курс

Нам повезло вдвойне ещё и потому, что именно при нас начали организовывать волшебные пленэры — выезды на летнюю базу за городом для рисования. И там наш Владимир Иванович таскал нас на этюды восходов, закатов, полной луны и облаков, уходящих в перспективу, деревенских домов и придорожных кустов.
Если хочешь увидеть предмет, говорил учитель, не смотри на него в упор. Всегда смотри рядом. Лобовое зрение часто обманчиво.

Шикарно. Желторотики учатся вставать на перо.

Второй курс

На человеческом языке это означало, что они были примерно цвета и фактуры половой тряпки с лёгким оттенком от жёлтого до фиолетового, никаких свежих ярких пятен. Ведь акварель не терпит грубой пошлой новизны, поэтому ткань должна быть слегка поношена и истёрта, и оставлять место для полёта воображения и творческой фантазии.
И всё же. А почему автор не попал на пленэр?

Если замереть на секундочку, остановить бег и посмотреть на потолок, высокий, освещённый длинными лампами дневного света, то увидишь: в нем отражаются и коричневые половицы крашеного деревянного пола; и твои детские мечты и надежды; крики радости и печали; прошедшее в этих стенах детство и наступившая юность. И так же, как прежде, переполняет сердце ощущение счастья и благодарности всему этому миру.

Ну вот а дальше я просто перестала следовать главам. Это совсем не тот случай.
Трудно пытаться собрать мысли в кучу. Эмоции, детские наивные надежды и мечты. Автору это удалось на все сто. Классно, что был такой Владимир Иванович. Классно, что автор, спустя годы, вспоминает об этих детских чистых ощущениях.
А написано-то как... "Превосходно".

Пожалуй, этот оридж-дневник посвящается всем творческим людям. Спасибо вам за то замершее счастье внутри, которое боязливо тронуть.
Показать полностью
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх