↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Художка (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Общий
Размер:
Миди | 73 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
"Небо могло упасть на землю, пройти цунами, землетрясение, хляби небесные могли разверзнуться и геенна огненная возгореть, но в три часа дня я должна была быть в художке". Несколько историй про школу и детство.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Четвёртый курс

Этот курс мог стать последним — но именно в те времена открылась новая возможность продолжить обучение и проучиться ещё, продлить необыкновенное солнечное счастье. От этого совсем не ощущалась грусть последнего года, предстоящего расставания. Я не осознавала, как недолго осталось нам учиться всем вместе, в полном составе. Увы, лишь немногие остались потом продолжать: все уже учились в старших классах, готовились к поступлению куда-нибудь дальше. Большинство однокурсников — люди серьёзные. Для меня же важнее художки ничего и быть не могло, поэтому обычную школу я помнила, как сквозь туман или сон. Даже с трудом могла посчитать, в каком я была тогда классе.

Осознание того, что у нас настал последний год, сильнее всего проявлялось на уроках композиции. Мы должны были создать дипломную работу и потом защитить её: видимо, рассказать что-нибудь о своей картине. Хотя так странно было говорить о нарисованном…

Приходя из обычной школы, я вставала к столу и выпадала из жизни на несколько часов — рисовала, подбирала варианты, пробовала разные материалы. Я решила сделать работу тушью, много извела бумаги и перьев. В итоге мы с Владимиром Ивановичем все равно перешли к цветному варианту, дающему большую свободу действий, хотя и очень сдержанному, почти монохромному.

Это было серьезное сосредоточенное состояние. Я работала над дипломом, и поэтому все обычные дела, вроде общеобразовательной школы, шли лесом. Порой Владимир Иванович, весело улыбаясь, отчего его карие глаза лучились тысячами морщинок-лучиков в уголках, спрашивал меня задорно:

— Ну что, опять в школу не ходила?

Я в тон ему так же весело и беззаботно отвечала:

— Конечно, не ходила! Некогда мне!

И он, посмеиваясь в усы, продолжал:

— Ох, будешь ты дворником, наверно!

На что я ему в тон:

— А что? Хорошая профессия!

Мы рисовали композиции для конкурса иллюстраций к сказкам. Владимир Иванович отобрал одну мою работу, совершенно не подходящую по размеру — у меня же всегда были безумно кривые края. К тому же я рисовала её просто так, и потому до требуемого формата там не хватило сантиметров десять. Но он что-то обрезал, подклеил; оформил её как надо и отправил на конкурс. Именно её-то и взяли на выставку. Я опять поняла, как неимоверно нам повезло. Наш учитель умел смотреть не на внешние признаки, а на самую суть. Помогал нам заключить содержание в формальные требуемые размеры, формы, без которых трудно приходилось во взрослом мире условностей.

Оставаясь самими собой, не изменяя своей внутренней сущности, мы всё же учились приобретать общественно приемлемые формы проявления. И в то же время ясно понимать, что все формально-официальные требования в большой степени являют собой условности.

Та моя работа была летней, домашней. Я пыталась изобразить один деревенский дом, будто наполненный сказками, с высокой деревянной лестницей внутри.

Как будто я стояла на пороге, позади меня эта высокая лестница; а из-за моих плеч, из полутёмных уголков дома выглядывали всякие волшебные существа, живущие там. Они с перьями, хвостами и крыльями, жестковатая шерсть торчала в разные стороны… Эта картина долго висела среди других в нашей городской библиотеке, а потом даже поехала в Карловы Вары.

Я никогда не умела ровно обрезать бумагу, и все края у меня до сих пор ужасно кривые. Вырезая прямоугольник, получала нечто вроде трапеции. Знала этот свой недостаток, но он не угнетал меня: это не приговор. И вот теперь, став уже взрослым родителем своему внутреннему ребёнку, я могла сама, взяв карандаш и линейку, покряхтев и пошутив немного, как наш Владимир Иванович, взять и попробовать самой исправить свои косяки и огрехи.

Мне иногда казалось, что это возможно именно потому, что наш Владимир Иванович никогда не бросал нас в наступавшей взрослой поре нашей жизни. Он был с нами до самого последнего мазка: поддерживал, подхватывал, показывал точные штрихи и удары кисти. В то же время он уважал нас такими, как мы есть, не стремясь исправить и изменить, а только немножко примиряя нас с жёсткими углами окружающего мира. Сейчас, рассказывая всё это, я так ясно видела нашего складного, весело улыбающегося, шутливого Владимира Ивановича. Наверное, в самом глубоком, самом тёплом уголке души он жил у многих своих учеников.

Наши задачи усложнялись. На уроках живописи мы писали сложные натюрморты со множеством героев и планов. Всё пело, все было взаимосвязано, пронизано единым ритмом, лихим движением руки Владимира Ивановича. Весьма удивил меня тогда его рассказ о внутреннем ритме работы, соединяющем предметы на картине между собой — неважно, натюрморт это или пейзаж, да хоть жанровая зарисовка. Оказалось, что помимо внешнего, видимого плана есть ещё внутренний, скрытый, на котором все предметы, все персонажи связаны невидимым глубинным подспудным танцем. В этом танце был важен каждый участник: на миллиметр сдвинь кувшин или луковицу на заднем плане, и фигуры смешаются, и хаос захлестнёт веселый уравновешенный мир.

Скрытый ритм, как внутренняя пружина, держал всю картину, не давая ей распасться на мелкие неорганизованные части. Он исключал всё лишнее и случайное, рождая у зрителя внутреннее ощущение гармонии движения.

Владимир Иванович притаскивал к нам на уроки ворохи репродукций голландских старых мастеров. Рассказывал нам, что в натюрморте можно передать время. Его можно сжать, как пружину, поместить в картину, чтобы потом оно стремительно развернулось в душе каждого зрителя.

Если художник был внимателен к ритмам и деталям, то он вёл взгляд зрителя, заставляя того замирать и подолгу разглядывать отдельные места, возвращаясь от общего плана к отдельным подробностям и наоборот. Так время художника постепенно становилось временем зрителя, стоящего перед картиной, не в силах оторваться, вернуться к повседневным делам в свой век, год, день и город.

Так странно оказывалось узнать, что в картине есть и точный расчёт, математические почти спокойные выкладки, и тысячи маленьких хитростей; но в то же время и страсть, и радость красок, и упоение жизнью.

На рисунке мы становились лицом к лицу с экорше. Это такая объёмная модель человека из мышц и плоскостей. Тоже, между прочим, результат сложной выверенной работы, красота скрытых внутренних механизмов и взаимосвязей. Но эта сложность оставляла меня равнодушной и скорее побеждала меня, чем я освоила её…

На самом последнем собрании посреди класса, наполненного уже летним солнцем, мы сдвинули столы и устроили прощальное чаепитие. Владимир Иванович был немного грустен и задумчив, но также лучился и улыбался нам всем. А я не осознавала, что почти всё кончилось, и лишь наполнялась ожиданием новой учебной осени. Этим летом впервые мы никуда не ехали, что было странно; однако я всей душой ещё надеялась вновь вернуться в художку.

Глава опубликована: 05.07.2020
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
7 комментариев
Спасибо вам за это ощущение счастья!
Почитала на одном дыхании. Живопись - волшебство, которое мне абсолютно неподвластно, но тем интереснее и ярче было читать и внезапно находить точки соприкосновения: пыльный и жаркий Питер (мои ассоциации с этим городом мало кто принимает, ведь Питер "мокрый и холодный" (с)) и голова Вольтера - старушки)) А детство, природа и время - они отзываются в душе, даже не умеющей толком держать карандаш.
А заодно я (непробужденная к рисованию мать) пометила себе на подкорку пару приемов как изучать с ребенком перспективу)
шамсенаавтор
Magla
Спасибо вам огромное за прочтение и за тепло! Да - счастья было так много - прям через край - что мне очень важно было поделиться. Приятно, что вы услышали и откликнулись!! Вы вообще удивительно благодарный и благодатный читатель!!
Всё влияло на всё. Не было ни одного предмета в мире, который был бы одинок, свободен от окружающей среды и в то же время и сам не влиял бы на неё.

Если хочешь увидеть предмет, говорил учитель, не смотри на него в упор. Всегда смотри рядом. Лобовое зрение часто обманчиво.

с помощью соотношения пропорций, мы ощущали вдруг волшебную силу передачи точки зрения.

Тут я поняла, что учиться писательству нужно в художественной школе!
Правда, это ведь непреложные правила и для литературного творчества.

шамсена, ваша "Художка" завораживает. Она словно нарисована: много-много картин сменяют одна другую, превращаясь в фильм. Читая, я даже слышала ваш голос, автор) Настоящее кино, где есть и действие, и ненавязчивая, но очень глубокая философия, где сменяются сезоны, и героиня взрослеет. Много деталей, тонкостей самого прцесса рисования, и как же они интересно описаны! Больше всего меня поразил момент, когда изучалась перспектива. Так и вижу огромное окно и полосы трамвайной линии на нем. И, да, стул, который кусачий трон, не идет из головы)
Я не умею рисовать, очень сожалею об этом, и я вам по хорошему завидую.
Спасибо, что написали "Художку". Очень своеобразное, эмоциональное, теплое и познавательное( для меня - точно) произведение. Давно ничего подобного не читала.
Показать полностью
шамсенаавтор
Парасон
Спасибо вам что осилили. Она получилась очень длинная. Эту историю я писала из чувства бесконечной благодарности. Она как бы не совсем моя, а принадлежит тому времени и моему учителю.
[ q]Спасибо вам что осилили.[/q]
Это не так!)
Вчера я хотела найти место про перспективу, опять увлеклась и прочитала во второй раз. И снова были открытия. У вас богатая во всех смыслах работа.
шамсенаавтор
Парасон
спасибо! рада, что вам все пригодилось. Это было волшебное место и время! мне очень хотелось поделиться этим абсолютным, бесконечным счастьем!
Один читатель моего макси научил меня классной форме отзыва. Нужно всего лишь оставлять заметки на полях после каждой главы. Они самые искренние. А потом публиковать дневником.
Я начала читать миди и поняла, что эмоций тут под каждой строкой. И решила повторить опыт того читателя.

Над крышами

Я одновременно вспомнила, как я поступала в музыкалку и нашего тренера по лыжам Дмитрича. В музыкалке всё было просто. На вопрос повторить ноту – видимо спеть в её тональности – я уверенно брякнула: «До. Второй октавы». Меня взяли. В класс баяна, где руководителем был одноклассник моей мамы. Она виновато заглядывала ему в глаза, мол, ну, мол, может, не всё так безнадёжно, а я бегала из школы на уроки, веря, что это кому-то нужно.

А Дмитрич. О, он точно был похож внешне на Снейпа, только тогда ещё не вышла эпопея про Мальчика. Он гонял нас, не давал продышаться, но он сделал нас людьми. Я благодарна ему.

Первый курс

Нам повезло вдвойне ещё и потому, что именно при нас начали организовывать волшебные пленэры — выезды на летнюю базу за городом для рисования. И там наш Владимир Иванович таскал нас на этюды восходов, закатов, полной луны и облаков, уходящих в перспективу, деревенских домов и придорожных кустов.
Если хочешь увидеть предмет, говорил учитель, не смотри на него в упор. Всегда смотри рядом. Лобовое зрение часто обманчиво.

Шикарно. Желторотики учатся вставать на перо.

Второй курс

На человеческом языке это означало, что они были примерно цвета и фактуры половой тряпки с лёгким оттенком от жёлтого до фиолетового, никаких свежих ярких пятен. Ведь акварель не терпит грубой пошлой новизны, поэтому ткань должна быть слегка поношена и истёрта, и оставлять место для полёта воображения и творческой фантазии.
И всё же. А почему автор не попал на пленэр?

Если замереть на секундочку, остановить бег и посмотреть на потолок, высокий, освещённый длинными лампами дневного света, то увидишь: в нем отражаются и коричневые половицы крашеного деревянного пола; и твои детские мечты и надежды; крики радости и печали; прошедшее в этих стенах детство и наступившая юность. И так же, как прежде, переполняет сердце ощущение счастья и благодарности всему этому миру.

Ну вот а дальше я просто перестала следовать главам. Это совсем не тот случай.
Трудно пытаться собрать мысли в кучу. Эмоции, детские наивные надежды и мечты. Автору это удалось на все сто. Классно, что был такой Владимир Иванович. Классно, что автор, спустя годы, вспоминает об этих детских чистых ощущениях.
А написано-то как... "Превосходно".

Пожалуй, этот оридж-дневник посвящается всем творческим людям. Спасибо вам за то замершее счастье внутри, которое боязливо тронуть.
Показать полностью
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх