↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Мир придуман, герой есть, а книга не пишется! Спасаем гениальные идеи (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 8 202 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
У вас бывало так: придуман мир, есть любимый главный герой, а книга все не пишется, и в «Замороженном» который год висят жалкие три главы.
Статья о том, почему так происходит и как спасти свою гениальную идею от участи вечно пылиться в столе.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

У меня достаточно много статей про писательство. И почти после каждой появляется несколько комментариев, суть которых в следующем: «Я придумал/а шикарный мир, но книгу написать не могу. Не идет. Почему?» или «У меня есть потрясающий герой, которого я обожаю, но книгу про него я пишу пятый год, и все еще на четвертой главе. Что делать?»

Сегодня попробую ответить на эти вопросы и рассказать, как спасать гениальные любимые задумки от участи вечно лежать в столе: с примерами и личным опытом.

Что в наличии

Представим, что у вас есть любимый мир…

Ну, скажем, это мир, в котором живут разумные растения. Люди и эльфы тоже живут, но помимо них есть разумные растения. Или даже так, все растения — разумны. Эльфы живут с растениями в гармонии, питаются теми плодами, которые растения дают, и так далее. А люди пытаются поработить растения и брать больше, чем они готовы отдавать. На этой почве время от времени эльфы и люди убивают друг друга. А еще там есть магия и единороги. (Если кому-то это безумие приглянется — отдаю, не жалко).

Вы потратили год на рисование карты мира, еще два — на создание языков эльфов и людей. Вы готовы с закрытыми глазами рассказывать историю создания мира, можете поделиться легендами о том, почему растения стали разумными. Вы завели бестиарий и перечислили всех животных, включая единорогов. Лор огромный.

Кроме того, вы придумали героя: например, человека, который мечтает жить как эльфы и дружит с кустом шиповника. Вы дали ему имя, знаете все о его родственниках, назовете сходу его любимый цвет, дату рождения по всем пяти существующим в мире календарям.

А книги все еще нет. И кажется, никогда и не будет, потому что вам что-то мешает ее написать. Кажется, что нет вдохновения. Или что-то еще не придумано. И вообще, как можно переходить к тексту, если вы еще не определились с пантеоном богов! (Схватившись за эту мысль, вы кидаетесь описывать пантеон. Лор разрастается. Книги нет).

Чего не хватает

На самом деле, вдохновение тут не при чем. Вы ведь любите свой мир и своего героя, а значит, вдохновение есть. Книга не пишется, потому что пока у вас нет самого главного: сюжета.

Здесь я писала о том, что такое сюжет и как его строить, но сейчас напишу кратко: сюжет — это история, которую вы рассказываете в книге. В упрощенном виде любой сюжет может существовать в любом мире.

«Жил-был А, он был сиротой, однажды он узнал, что он особенный, нашел друзей, обрел силы и отомстил убийце своих родителей, а заодно спас всех, кто ему дорог».

Или:

«Жил-был Б, однажды ему предложили спасти мир, и он согласился. Перенеся множество испытаний, он выполнил возложенную на него миссию, попутно помог одолеть древнее зло, прославился и написал о своих приключениях книгу».

Вот эти записи — и есть сюжет. Обратите внимание, здесь нет ни слова о мирах, в которых происходит действие, о множестве нюансов, богах, магии и прочем. Это просто история, которая произошла с человеком.

Как сочинить сюжет?

Собственно, методов достаточно много. Как человек, который похоронил описанным в самом начале этой статьи способом бессчетное количество миров, героев и идей, могу сказать, что иногда лучший способ спасти свою идею — это временно ее отложить.

Вы описали мир и сделали огромную домашнюю работу. Вы молодец. Теперь отложите все свои записи в сторону и придумайте историю, в которой будет конфликт, проблема. Книга, состоящая из описаний мира, это энциклопедия — вряд ли вы пишете именно ее, да? В романе нужен конфликт, действие.

Забудьте на время о войне людей и эльфов, о свойствах говорящей сирени и о двенадцати гласных эльфийского алфавита. Придумайте проблему, которую мог бы решить ваш герой. Создайте ему проблемы.

Он домосед? Пусть сородичи выгонят его из общины за дружбу с кустом шиповника. Пусть ему придется искать способ вернуться и доказать людям, что растения имеют право на свободу. Дайте ему цель. И наконец, расставьте на пути к этой цели препятствия. Позвольте ему проигрывать и спасаться, путешествовать по миру, познакомиться с эльфами и, наконец, найдите решение проблемы и способ достижения цели. Пусть герой станет дипломатом или воином, поменяется, вернется домой и принесет новые знаний и новые идеи. Или пусть он разочаруется в людях и решит остаться с эльфами, бросив свою мечту.

Он воин и путешественник? Дайте ему невыполнимое задание, которое потребует напряжения сил, испытания моральных качеств.

Главные составляющие сюжета:

— Экспозиция: как было раньше?

— Завязка: почему герой не может жить как прежде, что мотивирует его начать действовать? Здесь обязательно появляется цель героя.

— Развитие: через что герой должен пройти? Каких качеств ему пока не хватает для достижения цели? Что ему нужно сделать, чтобы к цели прийти?

— Перипетии: что мешает герою достичь цели? Здесь чаще всего сюжет развивается зигзагами, от взлетов, когда кажется, что цель близка, к сокрушительным падениям.

— Кульминация: достижение цели, бой ради нее, схватка умов (если речь о детективе) или мускулов (если у нас приключенческий роман или триллер). Это самая напряженная часть сюжета.

— Развязка: цель достигнута или навсегда утрачена, герой победил или окончательно проиграл.

Конечно, сюжет может строиться иначе. Он может быть кольцевым, может быть не хронологическим. Но в случае, когда нужно срочно спасать гениальную задумку, лучше не мудрить с сюжетом и выстроить его линейно.

А без сюжета можно?

Без сюжета вы уже пробовали, кажется. Но, в принципе, можно. Можно пойти путем, который выбрал пан Анжей Сапковский. Он придумал своего ведьмака Геральта и окружающий его мир, но масштабного сюжета не было. Тогда он написал про Геральта короткий рассказ. Ничего эпического или сложного: просто история о том, как Геральт взял очередной заказ и убил чудовище. Потом написал еще один рассказ. Потом в рассказе появился друг Геральта Лютик. Далее Геральт снова путешествовал на своей Плотве, исследовал мир и не делал ничего выдающегося — просто занимался своей работой.

И только со временем появился масштабный сюжет, который лег в основу саги.

И это — второй мой совет вам. Если не выходит написать про героя что-то большое, начните с рассказа (хотя в рассказе сюжет тоже нужен, но он менее сложный и многоступенчатый, чем в романе).

Еще идеи есть?

Иногда кажется, что вот именно этот мир и этот герой — гениальны. Это именно то, ради чего вы как автор появились на свет. Возможно, это и так, но с большой долей вероятности — нет. Если вы сидите с одной задумкой уже очень давно, а книга все не получается, и сюжет совершенно не приходит в голову, лучший совет — переключиться.

Напишите другую историю, напишите фанфик, в конце концов (от этого никто еще не умирал). Поучаствуйте в творческом марафоне или тематическом конкурсе. Напроситесь к кому-нибудь в соавторы. Напишите что-нибудь по заявке (только выберете заявку, в которой очень подробно описан сюжет). Считайте это все тренировками, этюдами.

А заодно позвольте своей голове отдохнуть от того мира и того героя, а спустя некоторое время (хотя бы через пару месяцев) взгляните на свою задумку свежим взглядом. Если она все еще будет казаться вам крутой — можно будет садиться за сюжет. Если нет… ну, это был интересный опыт, правда?

Чего не надо делать

Не надо себя насиловать.

Все эти «Заставлю себя писать по двадцать страниц в день» и «Если за выходные не напишу три главы, возненавижу себя», — не работают. Уж точно не на этапе формирования идеи. Написание текстов в установленных объемах хорошо помогает, когда сюжет полностью готов, придуман, нарисован и прописан.

Не надо сжигать наработки.

Вы не Гоголь. В обиде на себя («Что со мной не так! Я бездарность, раз не могу ничего написать!») можно уничтожить большую и хорошую работу. Уберите файлы, которые раздражают, в дальнюю папку, скройте замороженные три главы в черновиках. Возможно, вы к ним еще вернетесь, а пока — вас ждут новые истории, марафоны и другие способы отвлечься.

Не надо отказываться от творчества.

У вас не получилась одна книга. И то, не потому что вы плохо пишете, а потому что вы взялись за работу не с того конца. В воздухе витает еще много идей.

Надеюсь, эта статья пригодится вам и поможет спасти крутые идеи. Возможно, со временем я еще дополню текст. Если у вас есть предложения/вопросы — пишите в комментариях!

Глава опубликована: 22.07.2020
КОНЕЦ
Фанфик является частью серии - убедитесь, что остальные части вы тоже читали

Статьи про творчество

Собираю понемногу свои статьи о писательстве: по большей части, это мои собственные переработанные чек-листы, которыми я постоянно пользуюсь при работе с текстом.
Автор: Avada_36
Фандом: Ориджиналы
Фанфики в серии: авторские, все мини, все законченные, General+PG-13
Общий размер: 94 606 знаков
Отключить рекламу

8 комментариев
Интересная статья, которая в будущем сможет спасти не одну работу. :)
Avada_36автор
Alex Aurora Armor
было бы здорово!
Спасибо за статью! Я пишу совсем мало, но у меня есть проблема иного характера: как только продуман весь сюжет, «кости» книги, становится неинтересно писать «мясо». Писать диалоги, раскрывать героев через обстановку — зачем, если я уже и так знаю, что будет с ними дальше, знаю все их мысли и чувства?

Так бывает не всегда, но с некоторыми идеями случается.
Avada_36автор
Кира К
на другом сайте обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что иногда... Иногда просто нет цели писать. Иногда основной кайф — именно в придумывании, в осмыслении идеи, в разворачивании сюжета. Цель — не написать книгу, а пожить в этом мире. И это тоже круто)
Статья очень качественная, отлично структурированная с примерами - великолепное учебное пособие. Но как-то на фикбуке читала незаконченный перевод про четыре типа авторов. Вот там было написано, что одним предварительное продумывание сюжета - лучший двигатель в работе, а другим предпочтительнее действовать спонтанно. Мне кажется так и есть) У меня, например, лучше всего почему-то получаются рассказы (мини-фанфики), которые возникли из одной яркой картинки или фразы, а остальное наслоилось. В них я сама не знала, к чему все придет, пока не написала. А заранее обдуманные и пишутся туже и читателям нравятся меньше.
Avada_36автор
Яросса
Спасибо, рада, что статья понравилась. Про типы авторов — интересно. Возможно, так и есть, поэтому, собственно, я и предупреждаю, что статья основана на личном опыте))
Avada_36
Если интересно, то вот ссылка на статью, о которой я говорила https://ficbook.net/readfic/9039565. Я решила, что я - садовник-методист))
Avada_36автор
Яросса
спасибо!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх