8 лет на сайте
9 июля 2023 |
|
7 лет на сайте
9 июля 2022 |
|
Поддержал проект рублём
23 марта 2022 |
|
6 лет на сайте
9 июля 2021 |
|
5 лет на сайте
9 июля 2020 |
Питомец
8 февраля 2019
Коллекции загружаются
История должна хоть иногда излагаться занимательно.
Вот как у историка Шемякина, например. Про ацтекский рабочий календарь. Пил чай и смотрел на календарь. Июль, август. Какая-то невнятная ерунда. Вот у ацтеков было всё ж повеселей с календарём. Начнём с названий ацтекских месяцев. Выговорить их невозможно. Пока соберёшься и, глядя на шпаргалку, на третьем выдохе произнесёшь Эцалькуалистли, Панкецалистли или даже Тлакашипеуалистли, с колокольни рухнет колокол с привязанным звонарём, а по посёлку пронесутся над горящей сельской библиотекой вызванные чужестранные демоны. Сложные названия. При этом надо учитывать, что у ацтеков месяцев с красивыми названиями было целых восемнадцать штук плюс пять неблагоприятных дней. Конечно, если бы я составлял свой собственный календарь, то месяцев в нём было бы 71 или 152, плюс восемь плавающих недель с произвольно назначаемым количеством суток. Но и восемнадцать месяцев тоже неплохо для аграриев. Я представляю себе сказку Самуила Яковлевича Маршака в ацтекском стиле. Сказка называлась бы, понятное дело, «Восемнадцать месяцев и пять неблагоприятных дней». Девочка, посланная мачехой за цветками опунции, вышла бы на болотистую поляну и увидела у костра восемнадцать голых мужиков, выполняющих желание предыдущей девочки. А потом началось бы представление этих самых месяцев зачарованным маленьким зрителям ТЮЗа. Атлькауало – имя первого месяца. В этот месяц детей приносят в жертву богу дождя Тлалоку и его братьям Тлалокам всех сторон света. В ростовском ТЮЗе роль Тлалока играл бы самый заслуженный артист, фото которого образца 1984 года постоянно висит в фойе театра, несмотря на выговоры. Следующим стал бы весёлый месяц Тлакашипеуалистли. Месяц содранной человеческой кожи. Принесение в жертву пленников, с которых живьём сдирали кожу для танца жрецов. Жрецы надевали кожу жертв и танцевали. Тут бы девочка, возможно, забыла цель своего прихода. Кто родился в Тлакашипеуалистли, вставай, вставай, вставай! Тосостонтли. Месяц не очень интересный. Навроде нашего марта. Принесение цветов богине Коатликуэ. Пустой месяц. Уэитосостли. В жертву приносятся девушки с початками маиса. Любопытный в плане предполагаемого шоу месяц. Тошкатль. Праздник бога Тескатлипоки. В жертву приносится юноша, олицетворяющий этого самого Тескатлипоку. Юноша жил год как вельможа, а теперь его волокут резать. Эцалькуалистли. В жертву приносят разных людей, олицетворяющих тоже всякое разное. Удобный месяц для решения семейных проблем. Текуильуитонтли. Праздник рабочих соляной промышленности. В жертву приносят женщину в образе богини солёной воды. Обычный трудовой, немного суровый праздник пролетариата. Уэитекуиутль. Раздача продовольствия населению. Принесение в жертву женщины – богини молодого маиса. Кукуруза – царица полей. Тлашочимако. Сбор луговых цветов и танцы. Шокотльуэци. Праздник бога огня. В жертву приносят недорезанных ранее пленников. Холостяки лезут на столб и дерутся за куски лепёшек. Куски пленников интересуют холостяков меньше – середина года уже, практически наелись. Очпанистли. Месяц сражений между честными женщинами и проститутками. Хороший месяц. В жертву приносят уже неважно кого. Кого-то, кого поймали среди драки порядочных и непорядочных. Праздник иллюстрирует силу мужского взгляда на жизнь. Теотлеко. Простой сельский месяц принесения в жертву деревенских людей. Тепеильуитль. Праздник гор! Люди лепят из теста горы и приносят в жертву пять женщин и одного мужчину. Пляски. Разбрасывание ценностей. Кто не с нами, тот под нами! ВАК! ВАК! Кечолли. Изготовление стрел и принесение жертв Мишкоатлю. Скромный месяц. Панкецалистли. Демонстрации вокруг столицы. Массовые жертвоприношения. Государственный праздник. Атемостли. Убийство жертв частями ткацкого станка. Кто был в Иваново на танцах, тот поймёт. Тититль. Хорошее название месяца. Принесение в жертву женщины-тититля, носящей всё белое. Сражения между мужчинами и женщинами, во время которых мужчины избивают женщин, уцелевших после праздника Очпанистли, набитыми мешками. Искалли. Протыкание детям ушей и приношение их в жертву. Ушей. А раз в четыре года и детей. Ну?! Разве не прекрасный и продуманный календарь?! По-моему, чудесный. И спектакль в ТЮЗе (чем не название ацтекского месяца – «спектакль»?) получился бы гораздо занимательней и одновременно поучительней. Мол, вот такая жизнь, доча, кругом! Ты к нам за цветами пришла? Сейчас передадим полномочия братцу-месяцу Тититлю, он тебе прям тут организует заветное. Седая девочка в накинутой на хрупкие плечи чужой коже, в окружении восемнадцати месяцев с их шаловливыми атрибутами, смогла бы прокормить целую толпу сценаристов, балетмейстеров и прочих энтузиастов-постановщиков. Мы воспитали бы наконец нормальное поколение. Каждый ребёнок должен знать, что хоть он и ацтек, и радуется каждому праздничному месяцу календаря, есть ещё в жизни и кромешные (даже в сравнении с Атемостли) дополнительные денёчечки. Джон Шемякин, "Дикая история дикого барина" #flammenwerfer #шемякин #волшебныймиристории Свернуть сообщение Показать полностью
14 Показать 5 комментариев |
Питомец
31 мая 2017
Коллекции загружаются
Читая блоги и фанфики, постоянно вспоминаю. Помимо известного монолога Вааса.
Вот читаешь, к примеру, какие-то тексты. И видишь, что у одного автора мысли в тексте бредут-змеятся как колонны военнопленных по сгоревшей столице империи. Стройно бредут, неторопливо, нашивки, эмблемы, кое-кто и знаки отличия не спорол. Автор едет перед колонной верхом, в парадной каске, смотрит прямо перед собой, тверд, на эполетах мраморная пыль и жирная копоть. Седой адъютант, молоденький мальчик, тряся контуженной головой, кричит беззвучно. Бежит рядом, боится, что все забудет. У другого же текст как заседание трибунала где-то под Падуей, в году, скажем, 1567. Все очень дисциплинированно, но с огоньком таким. Автор водит пальцем по пергаменту, посматривая на угольки поверх массивных очков. Автор строг, но прав. У третьего - ежата бегут за зайчатами. И солнышко. У четвертого мысль одна, но он её так гоняет шваброй по подвалу, что за облезлой и не уследишь. Пятый химичит, смешивает то одно, то другое и зеленый ассистент волочёт по кафелю за ноги предыдущего синего дегустатора. Шестой дрессирует визжащие соображения в клетке. Стерильно, настойчиво, яркий свет. Педагогика. Седьмой ведет в ночи протокол допроса целого табора цыган, подпевая у пестрых кибиток наиболее удачным формулировкам. Свет фар. Восьмой - женщина. . У кого как, короче говоря. А у меня шапито на пустынном берегу стылого моря, я дубасю в барабан обмякшим пьеро, не очень тактично прижимая свободной рукой чумазую мальвину с жирным куском колбасы. Холодный песчаный ветер с холмов рвет ленты и шарики. Очень весело! (C) Джон Шемякин #творчество #шемякин #дачтожвытворите Свернуть сообщение Показать полностью
8 Показать 4 комментария |