Десять от нуля до десяти От Tekken Я, Драко Малфой... | От келли малфой Этот мордредов Валентинов день | От Eve C Выгодная сделка | От Илирисса Третий куст сомнительного согласия | От хочется жить |
5000 комментариев
31 марта 2024 |
|
11 лет на сайте
4 января 2024 |
|
10 лет на сайте
4 января 2023 |
|
9 лет на сайте
4 января 2022 |
|
40 000 читателей
27 ноября 2021 |
Полярная сова
16 декабря 2015
Коллекции загружаются
#книги #классика #феминизм #размышления #длиннопост
"О феминизме в XIX веке и не-феминизме в XXI" Есть такая писательница Луиза Олкотт, известная своею книгой "Маленькие женщины". Книга в большей степени для девочек, собственно говоря, она для них и писалась. Но знаю, что многие взрослые её с удовольствием читают - я сама буквально недавно со вкусом перечитала эту повесть в сотый раз. К чему этот пост, дело в том, что у книги есть продолжение "Хорошие жены", к-ое, кстати, чаще всего публикуется вместе с первой частью, и экранизируются они тоже едиными фильмами. Но мне повезло (и почему об этом будет далее), у меня была в детстве только первая часть, к-ую я очень любила. Книга немного излишне религиозная и морализаторская на взгляд современного человека, но бесконечно ласковая и светлая. О существовании второй я узнала, лишь посмотрев фильм и обнаружив (далее спойлеры!), за кого сестры вышли замуж, что Бет, увы, так и не оправилась после болезни и многое другое. Тут следует отметить, что фильм 1933 с Кэтрин Хепберн, скорее представляет для меня историческую, нежели художественную ценность. А вот 1994 с Вайноной Райдер просто чудесный - смотрели всей семьей)) Так вот в фильме были, как выяснилось позже, когда я всё-таки решилась прочесть вторую часть, убраны многие линии. В частности линия семейной жизни Маргарет и мистера Брука. По сути дела в фильме их история заканчивается свадьбой, да маленький эпизод посвящен рождению близнецов. Но не в книге! С огромным удивлением я обнаружила, читая "Хороших жен", как далеки были взгляды феминисток 19 века (а сама Луиза Олкотт была как раз феминисткой, активным борцом за права женщин и была первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в Конкорде, Массачусетс!) от взглядов современных девушек и женщин, к-ые к тому даже не считают себя феминистками. Ближе всех к образу современной женщины образ Джо Марч (прототип -сама Олкотт) - она уезжает в Нью-Йорк, работает, пытается писать и публиковать, вращается в относительно мужской компании. Причем (!) в фильме она спорит с мужчинами о философии и политике, в частности об избирательных правах для женщинах. В книге последней сцены нет. Также и слегка "осовременен" образ её матери миссис Марч, в частности именно она произносит в фильме такие слова: "Почему Лори (их друг) может голосовать, выбирать профессию, пить вино, флиртовать и никто не скажет о нём плохо? По одной простой причине: Лори - мужчина. А значит общество куда терпимее к нему". А дальше, мол, в ваших силах постараться изменить этот мир. В книге этого тоже нет. Зато в "Хороших женах" есть две довольно яркие и показательные модели женского поведения: Эми (светская леди - ну тут всё вполне классически) и Мег - добропорядочная жена, та самая опущенная в фильме линия. И знаете, думаю, она опущена не по причине нехватки эфирного времени. Так вот дело даже не в том, что Мег помешана на ведении дома, в конце концов, это профессия, к-ая ничем не хуже других и не легче. Да и 19 век опять же. А в том, что хотя Олкотт пытается представить модель идеальной семьи, где супруги делят обязанности и уважают друг друга, для современной читательницы бросается в глаза, насколько Мег в неравном положении относительно своего мужа, несмотря на все попытки продемонстрировать равенство. Учитывая, что пост не бесконечный, я приведу только один пример - это диалог Мег и Джона вечером, образец милого семейного разговора. Она простодушно спрашивает про политику, что он пытается объяснить ей в самых простых (!) словах, а он вежливо интересуется её рукоделием и шляпкой. Мег показана глубоко невежественной на фоне мужа, и это при том, что родители давали дочерям прекрасное по тем временам образование для женщин... да и сама Мег далеко не глупа. Вот недаром Джо сокрушалась, что ей закрыта дорога в колледж - "Я бы убила, чтобы попасть учиться в колледж". Ситуация вовсе не удивительная для 19 века, если не помнить: а) Книга не лишена утопизма и многие вещи, вроде семейной жизни и благородства, доброты, набожности людей там преувеличены. Это не реализм в прямом смысле! б) Автор была феминисткой и активным борцом за права женщин. Итог: начинаешь осознавать, какой путь мы прошли чуть больше, чем за век! А мысль, что мне завтра предстоит идти на работу и писать исковое заявление для суда, уже не кажется мрачной))) Свернуть сообщение Показать полностью
16 Показать 18 комментариев |