↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Скарапея Змея
13 апреля 2015
Aa Aa
Критика, аналитика и ИМХО.

В последнее время активно обсуждается тема критики. В Дневниках, на АГ... Что интересно, анонимы в массе своей рьяно отстаивают право на критику на негативное ИМХО, обзывая сторонников мнения: "не нравится - не читай, а прочитал - молчи в тряпочку" - хомяками-фиалками, услужливыми медведями и душителями свободы мнения. А вот в Дневниках картина обратная - большинство осуждает негативные отзывы и сами их не пишут. Любопытная тенденция:-)

Что мне хочется сказать по данной теме.

Прежде всего, критические отзывы пишутся не по одной причине и не с одной целью.

1. Самый крайний случай - слив негатива.

Я открыла фанфик в надежде насладиться чтением. Возможно, мне его порекомендовали, возможно, заинтересовало саммари, главное, ничего плохого я не ожидаю, но... В процессе чтения понимаю - я хочу это развидеть! Мне гадко, противно, в душе клокочет бешенство, перед глазами проносятся кадры, как я дроблю Автору руки молотком. Вот эти эмоции и выплескиваются. Желательная реакция Автора - сносит свою мерзость и сваливает на специальный ресурс для собратов по разуму, куда я не приду никогда. Это, конечно, маловероятно, но пусть хоть получит такой же заряд негативных эмоций, который принёс мне его фанфик. Впрочем, я стараюсь не переходить на личность, не высказываюсь о возрасте, образовании, семейном положении, интеллекте, нравственности и психическом здоровье. Я всегда высказываюсь от своего имени. Так что собственный кодекс блюду, а значит совесть моя чиста. Как вывод - больше этого Автора я не читаю (но есть же Анонимные публикации, плюс я могу забыть Ник).

Моя собственная реакция - а не пойти ли написавшему отзыв на... Правильно! на специальную площадку для собратьев по разуму. Ответ будет зависеть от сиюминутного настроения.

2. Собственно критический отзыв

2.1. Грамматика, орфография.
У меня взгляд редко цепляется, но если зацепился - сообщу с благой целью помочь Автору. Однако некоторые Авторы оскорбляются и не исправляют из принципа, подозревая у критика какие-то тайные мотивы. Зато для читателя, ищущего фанфик, подобная информация может оказаться полезной - многих грамматические ошибки бесят.

2.2. Стиль, язык, логика.
А вот за это взгляд у меня цепляется. Немотивированные заместительные, корявые фразы, тавтология... И логика! Она должна быть. Логика сюжета, логика поведения. Если даже Автора подобные мелочи не интересуют, они интересуют многих читателей.

Всегда спасибо тем, кто отлавливает моих блошек (разумеется, вежливость и такт приветствуются, но Розенталь рулит по любому). Если я что-то не учла, ошиблась - исправлю. Если вопрос для меня принципиальный - объясню свою точку зрения.

3.ИМХО или повод поговорить

3.1 Мир и персонажи.
Фикрайтер творит на чужом поле и в отличии от Автора оригинального произведения не может выступать Гласом Бога этого мира. Преимущественные права принадлежат Автору первоисточника, все остальные находятся в равном положении. Фикрайтер предлагает свою интерпретацию, она может не совпасть с мнением читателей, о чем читатели и сообщают. (Я, кстати, не пишу "онбыникогда", я всегда подчеркиваю, что данная трактовка расходится с моей). Если для Автора это принципиальный вопрос, он естественно пожмет плечами и продолжит писать так, как считает нужным. Здесь возможна интересная беседа о прочтении персонажа, интерпретации фактов канона. Разумеется, если Автор не лезет в бутылку.

3.2. Идея, тема, сюжет.
Как правило, в произведении присутствует идея - то, что Автор хотел сказать. Обсуждать идеи интересно.

Мнение читателя мне интересно, ответ зависит от формы изложения.

4. Аналитика или как это сделано

Как сделано произведение. Его внутренняя структура. Почему вызывает именно такие эмоции. Опять же, мне это интересно.

С удовольствием побеседую, если, конечно, комментирующий желает беседовать, а не троллить.
#критика_аналитика_имхо
13 апреля 2015
10 комментариев
Я считаю что критика определенно нужна. Единственный момент, что она должна быть аргументирована. В таком случае между читателями и автором, возможен конструктивный диалог. В противном случае это путь к софистике и срачу.
О, я заголовок потеряла. Там Критика, аналитика и ИМХО.
И вот кстати, многие фанфы лишены идеи как таковой.
"Впрочем, я стараюсь не переходить на личность, не высказываюсь о возрасте, образовании, семейном положении, интеллекте, нравственности и психическом здоровье."

а вот я не так силен духом, и порой понимаю что ничто человеческое мне не чуждо:)
Komisar стараюсь... но, и мне не чуждо.
Меня бесят авторы, которые не могут вытянуть годную идею. Бесят те кто ведутся на поводу у читателей. Бесят те кто идеализирует и демонизирует персонажей. Бесят те что не могут в логику. Дико нервируют заезженные штампы и сопли. Авторство малолетних из разряда знал бы возраст, не открыл бы текст. Ну и тд:)))

Юдковский, Покси и еще с пятерку годных авторов, вот и все что я могу читать.
Я очень болезненно реагирую на ошибки в хорошем тексте. Текст плохой или посредственный - бог с ним, он с ошибками орфографии, пунктуации или подчинения слов в предложении сливается в ровную серую поверхность. Надкушу и брошу. Или героически додавлюсь до конца и больше не вернусь.
Хороший текст всегда хочется дошлифовать до конца - вычистить "тапки" по максимуму. Ибо к хорошему тексту вернусь не раз, и спотыкаться об одни и те же грабли досадно.
Хмм... Насчет первого пункта все ясно, насчет второго - ППКС, только вот люди обычно либо готовы слушать, либо не готовы, и тогда остается об их текстах, как о мертвых, "либо хорошо, либо ничего". Но вот откуда взялись пункты три и четыре и почему тема аналитики идет вслед за темой критики? Складывается такое ощущение, что... ну, я не знаю - уж не задел ли Вас часом старый спор о том, "можно ли препарировать живую ткань произведения, от этого у авторов вдохновение пропадает"?
Если да, то хотелось бы отметить, что искусство не прерогатива Бардов, и вполне бывают авторы, которые пишут текст не "сердцем и вдохновением", а "пытливым умом". Отказывать вторым в праве быть авторами на том основании, что они пишут свои истории каким-то "не тем местом", ИМХО, несколько нечестно. А отказывать таким людям в праве на аналитику - это все равно что отбирать у них источник вдохновения. "Как наше слово отзовется" и все такое - это в том числе и о том, что Ваша аналитика для кого-то вполне может послужить толчком для написания чего-то своего. И огромное Вам за нее спасибо, я всегда с огромным удовольствием читаю Ваши статьи и разборы.
Идея есть всегда, даже если Автор об этой не подозревает. "Луше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным", "всех убью - один отанусь", "никто меня не любит, никто не понимает, уйду я на болото, наемя жабонят", "и вот иду я красивая, а мужики так в обморок и падают и штабелями складываются". И так далее.
А вот, когда интересную идею запарывают обидно. Когда сюжет не могут выстроить. Когда речь в диалоге не согласована, и либо идут два монолога, либо один вещает, а другой внимает. Когда отсутствуют причинно-следственные связи, а условия задачи подгоняются под нужный результат. Когда поведение персонажей обусловлено исключительно желанием левой пятки Автора, а не его характером и ситуацией, когда события случаются вдруг, а под кустом можно найти весь симфонический оркестр.
И это объективные недостатки. Я зачастую высказываюсь излишне резко, увлекаюсь самим процесом высмеивания, но недостатки реальны.

"Авторство малолетних"
Мне проще, я не читаю фанфики без Снейпа, а о нем пишет в основном народ постарше, хотя штампов и соплей тоже хватает. Я тихо радуюсь, что в мои 13 не было интернета, и весь тот бред о победительных МС, который я придумывала, остался в моей голове и никому не стал известен.
Показать полностью
otium, сейчас тему критики усиленно пережевывают на Дайри, вот мне и захотелось разобраться. Как правило, речь идёт о двух позициях: критик чешет ЧСВ, топча душу Автора; критик помогает Автору, указывая на объективные недостатки. Подумав, я решила, что картина не полна. Во-первых, один и тот же читатель руководствуется разными мотивами. Во-вторых, огромную роль играет форма, в которой критику до Автора доносят. А в-третьих, настрой Автора.

Понятно, что пункт 1. относится к злонамеренному критиканству, и Автор вправе обидеться. Пункт 2. критика для улучшения. А вот 3. и 4. это именно размышления над текстом, ни к чему Автора не призывающие.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть