↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
20 сентября 2018
Aa Aa
#культура #традиции #история #длиннопост
В продолжение поста об ацтеках: https://fanfics.me/message334008
Опять же, без всяких претензий типа «Всё о физике атомного ядра за 10 минут». Просто некоторые факты из монографий, которые показались любопытными.
Кое-что о культуре майя.
Именно ее попытался воссоздать в своем фильме «Апокалипто» (2006) режиссер Мел Гибсон. Кроме того, вспоминается, что в Burglars’ trip «Севочка» в результате своих упражнений с «Некрономиконом» вызвал в ашфордские подвалы одно из божеств пантеона майя: бога кукурузы. И получил с ним немалые проблемы))
- В отличие от ацтеков, чья цивилизация была относительно молодой, культура майя на момент испанского завоевания шла на закат. О жизни и истории классических майя сохранилось очень мало свидетельств, хотя ко времени завоевания они уже 800 лет располагали письменностью: францисканский священник дон Диего де Ланда в запале сжёг сотни книг майя, полных «языческих суеверий», и случайно уцелело только 4 книги. По иронии судьба, Ланда потом очень заинтересовался историей и культурой майя (о которой много написал) и страшно сожалел о своей поспешности. Далеко не все их иероглифы в настоящий момент расшифрованы.
В частности, осталось непонятным, почему храмовые города майя (которые исчисляются сотнями) в течение IХ века были так быстро покинуты один за другим. Храмы, дома жрецов, пирамиды и датированные каменные монолиты стоят так, как они были оставлены. Нет данных о каком-либо катастрофическом изменении климата или болезнях, которых не было больше нигде на территории Америки, а также нет сведений о каких-то крупномасштабных войнах. 3 миллиона человек по неизвестной причине просто ушли, а города исчезли в объятиях тропического леса. Некоторые города были найдены в ХХ веке только благодаря поискам деревьев, из сока которых изготовляется основа для жевательной резинки.

- Политическая система майя, которых объединял только общий язык, культура и религия, была ближе всего к тому, что Старый Свет явил в лице греческих городов-государств (полисов): Тикаль, Чичен-Ица, Паленке и др. Каждый город представлял собой автономную единицу. Только на поздней стадии цивилизации майя их города образовали относительно прочный союз, во главе которого встал Майяпан (букв. – «знамя майя»).
Во главе майя (города или союза) стоял халач-виник (Истинный Муж): эта должность была наследственной, хотя и не по старшинству; следующим халач-виником становился тот из сыновей или родичей покойного, кто признавался наиболее достойным. По тому же принципу наследовалась должность верховного жреца. В отличие от ацтеков, у майя уже отчетливо выделялась сословная знать.
Военачальник (наком) был профессионалом. Накомов было двое. Должность одного передавалась по наследству и имела отношение к жертвоприношениям. Другого избирали на три года - и высоко почитали. На протяжении этого времени он не мог ни пить крепкие напитки, ни иметь отношений с женщинами. С гибелью накома прекращалось сражение.

- Простолюдин (ялба уиникоб) был занят полевой работой только два месяца из двенадцати. У него оставалось вполне достаточно времени для строительства городов и пирамид, охоты, занятий ремеслами, военных походов и участия в регулярно устраиваемых празднествах. Война являлась сезонным занятием (засушливое время года, в конце октября). Военные действия, иногда весьма кровопролитные, всегда заканчивались до наступления сезона посадки маиса – ничто не могло помешать раз и навсегда заведенному в сельском хозяйстве порядку.
С огромным размахом велась торговля (за плутовство в торговле виновному угрожала смертная казнь). Рыночная цена взрослого, здорового раба во времена конкистадоров составляла сто какао-бобов.

- Наказанием за кражу было обращение в рабство (причем у майя оно было суровым). Вор должен был «отработать» украденное, или если же ближайшие родственники вора считали, что это порабощение их оскверняет, то тогда они выплачивали долг. Повторное преступление такого же рода могло навлечь на вора смерть. Кража, совершенная любым представителем правящего класса, навлекала на вора позор; его лицо покрывали глубокой татуировкой, и клеймо вора оставалось с ним на всю жизнь. Мучительной казни обрекался насильник или прелюбодей (хотя женщина в случае измены чаще всего отделывалась «общественным порицанием»). Сексуальные перверсии карались сожжением заживо.
Для мистического разума майя не существовало таких понятий, как непредвиденные обстоятельства или несчастный случай. Всякий, кто отнял жизнь и пролил кровь, навлекал на общество скверну. Майя должны были даже искупать свою вину за убийство животного. Вот почему охотник обычно протыкал себе язык и (или) пенис и проливал несколько капель своей собственной крови на недавно убитое животное. Неоправданное убийство животного приравнивалось к убийству человека. (Разумеется, речь не идет о военных действиях и ритуальных жертвоприношениях: как и в любой «цивилизованной» стране, государство оставляло за собой полную свободу действий в этом вопросе – каралась только, так сказать, «частная инициатива».)

- Майя не испытывали такого пищевого дефицита, как ацтеки. На Юкатане достаточно и дичи, и рыбы, много меда, который было нетрудно собирать, потому что местные пчелы не имеют жала. Для лова рыбы в небольших реках майя часто сооружали дамбу, а в верхнем течении реки перед дамбой добавляли в воду обладавшие наркотическим действием снадобья, получаемые из некоторых растений. Когда одурманенная рыба всплывала на поверхность, ее можно было собирать руками. Из экзотических блюд можно назвать поджаренные цветы и икру из яиц москитов.
Все же и здесь основой рациона простого крестьянина был маис: утро чаще всего начиналось с растертого сырого маиса, разведенного в кипящей воде; на обед крестьянин употреблял разведенную в холодной воде поджаренную маисовую муку; и только на ужин обычно бывали овощи, иногда с мясом. Таким образом, проблемой оставалась вода: потому майя, как и ацтеки, в своем пантеоне выдвигали «на первые роли» бога дождя. По непонятной причине майя, которые додумались до очень сложных вещей в области астрономии и математики, так и не «дозрели» до рытья колодцев, а также до постройки оросительных систем, которые позволили бы соорудить акведуки и доставлять воду из водохранилищ к маисовым полям. Здесь также не было известно ни одно из практических применений колеса в какой бы то ни было форме: блока, арки, вала, ручной мельницы, гончарного круга или водяного колеса; хотя маленькие индейцы имели игрушки с колесиками.

- У каждого майя было четыре имени: 1) данное при рождении; 2) отчество; 3) комбинация фамилий его отца и матери; и 4) прозвище. Как и у испанцев, сочетание фамилий отца и матери позволяло проследить происхождение человека сразу по обеим линиям.
Умиравших членов семьи хоронили под полом. Когда умирали отец и мать, дом обычно покидали, и он становился чем-то вроде священной гробницы для семьи.

- В фундаментальных вопросах майя с готовностью приняли христианское таинство причастия, во время которого положено есть хлеб и пить вино. Идея о том, что тело Христа является хлебом жизни, не стала для них новой: именно такой была и роль их бога маиса. Прослеживаются ряд и еще более странных аналогий. В Книге Откровений Нового Завета мы читаем о четырех всадниках Апокалипсиса, чьи лошади были белой, черной, рыжей и палевой мастей. В мифологии майя четыре бакаба, каждый из которых жил с одной из сторон небосвода, также ездили на лошадях, а цвета, символизирующие четыре стороны света, аналогичны мастям библейских лошадей.

- У майя были совершенно особенные отношения с двумя основными универсалиями – пространством и временем. Они строились на трепете. Страх майя перед пустым пространством привел к тому, что их искусство стало цветистым и запутанно сложным; каждый кусочек пространства должен был покрыт орнаментом.
К своим телам они относились схожим образом: процесс придания голове удлиненной формы, начинавшийся в раннем детстве, доходил до крайности, и часто затылочная часть черепа имела остроконечную форму. Мальчикам с детства прижигали подбородок и щеки кипящей водой, чтобы не росла борода. Мочки ушей и ноздри расширяли до тех пор, пока туда не вмещалось яйцо индейки, зубы подпиливали и инкрустировали нефритом, лицо и тело раскрашивали и татуировали. Особо изысканным считалось косоглазие, поэтому с целью добиться его ребенку к пряди волос на лбу часто привязывали восковой шарик, чтобы он постоянно висел между глазами. Также было принято подпиливать зубы, заостряя их, и носить на зубах пластины из обсидиана, железного колчедана и ценимого превыше остальных нефрита. Мужчины помещали в прическе обсидиановые зеркала. Форму носа, для придания его обладателю «орлиных» черт, искусственно изменяли (или использовали глину). Наконец, даже пенис подвергался трансформации; его часто обрезали таким образом, что крайняя плоть выглядела как кисточка.
Великолепный головной убор владыки майя контрастировал с простой полотняной «короной», которую носил Монтесума, и был далек от «короны» Великого Инки; тот носил на голове простой ремешок с «королевской бахромой». Носимые халач-виником головные уборы размером порой превосходили рост его владельца.

- Вся страна майя с сотнями городов, построенных из камня, и тысячами каменных скульптур представляет собой один огромный памятник необыкновенной озабоченности майя временем и его последствиями.
У майя были в обращении одновременно 3 календаря. Один из них назывался «длинный счет»: он был линейным и велся от мифического начала эры майя, датой которой по неизвестной причине значится день 4 Ахау 8 Кумху (ее эквивалент – 31 111 г. до н. э.). Что, по их мнению, произошло в это время? Мы не знаем. Нет ключа к разгадке, так как археология обнаруживает, что в это время майя даже не существовали. Но изобретенная ими система счета позволяла без особого труда записывать такие громадные числа. Один ученый обнаружил надпись на языке майя, которая попробовала углубиться в прошлое на 90 миллионов лет.
Второй календарь (т. наз. «нечеткий год») был циклическим и ориентировался на астрономический (сельскохозяйственный) цикл: этот год состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом плюс пятидневный период в конце года, который назывался уайеб (пустые, или несчастливые дни).
Наконец, был священный календарь (цолкин), состоявший из 260 дней. Представить себе его «работу» можно, вообразив две неодинакового размера сцепленные шестеренки, в одной из которых – 13 зубцов (номера 13-дневного цикла), а в другой – имена 20-дневного цикла; они последовательно сцепляются, и возможное число сочетаний исчерпывается на 260-м дне, после чего начинается новый годовой цикл. Календарь «нечеткого года» и цолкин функционировали параллельно, и совпадение какого-либо дня астрономического календаря с каким-либо днем календаря священного происходило каждые 52 года.

- Исключительно развита была математика и астрономия. Майя научились использовать ноль раньше индусов и арабов. В отличие от прочих древних племен, майя знали, что Утренняя и Вечерняя звезда являются одной и той же планетой – Венерой. Они были способны рассчитать, что период обращения Венеры вокруг Солнца составляет 584 дня; по расчетам современных астрономов, он длится от 583 до 592 дней. По расчетам майя, число дней лунного месяца составляло 29,53020; по современным расчетам – 29,53059. Их оценка продолжительности синодического года Венеры отклоняется от современных астрономических вычислений только на 14 секунд в год.

- Каждый из богов в пантеоне майя представлял собой не одну, а целых четыре индивидуальности, соотнесенные с одной из четырех сторон света.
История создания людей гласит, что божественные прародители возжаждали почитания и вылепили из земли существ, похожих на людей, но они оказались недолговечными и спустя некоторое время вновь обратились в грязь. Следующую расу боги создали из дерева, но творение получилось настолько безмозглым, что было уничтожено самими богами, заменившими его на людей, сделанных из мяса. Однако эти существа обратились к злу и были уничтожены, когда боги обрушили на землю ужасный ливень: чудовищное наводнение смело их с лица земли. И наконец, из кукурузного теста боги создали настоящих людей, предков майя-киче.

ТВС…
Источники:
Валерий Гуляев. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации. М., 1983.
Майкл Ко. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. М., 2010.
Яков Нерсесов. Доколумбова Америка: ацтеки, майя, инки. М., 2009.
Ральф Уитлок. Майя. Быт, религия, культура. М., 2005.
Виктор фон Хаген. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки.

Одна из знаменитых фресок майя в Бонампаке (Укуль). Олдос Хаксли отозвался об этих фресках как о «крайне, несоизмеримо чуждых»…


P.S. Вдогонку к посту про ацтеков.
У Я.Нерсесова вычитала про них такое:
Ацтекский бог вина носил имя Два Кролика. В ходе своей активной борьбы с алкоголизмом ацтеки ввели специальную единицу измерения для состояния опьянения: кролик. Состояние «чуть-чуть выпивши» равнялось 2 кроликам, а 400 кроликов были пределом. «Уголовная ответственность» наступала уже после 300 кроликов.
Не рискнула поделиться этой информацией с общественностью из опасения, что меня закидают ехидными вопросами, как они измеряли это дело (не иначе, на глазок); но вот с тех пор меня преследуют фантазии на тему: что, если бы наша родная ГИБДД взяла на вооружение этот метод измерения…
20 сентября 2018
3 комментария
Снейп выссамонил Шипе-Тотека и что. на всемСлизерине не нашлось ни одной дественницы, которую можно ободрать для танца во славу Шипе? Позор Слизерину!
Пока не дочитал, но по:
В частности, осталось непонятным, почему храмовые города майя (которые исчисляются сотнями) в течение IХ века были так быстро покинуты один за другим. Храмы, дома жрецов, пирамиды и датированные каменные монолиты стоят так, как они были оставлены.

Эти города были продовольсвеннодефицитны, а значит зависли от кучи иных мелких поселений, в том числе и на побережье. Слышал довольно убедительную версию, что эту цивилизацию как и многие иные погубили изменения климата. А самые крупные храмы и сооружения возвели на момент самых удачных климатических условий.

По непонятной причине майя, которые додумались до очень сложных вещей в области астрономии и математики, так и не «дозрели» до рытья колодцев, а также до постройки оросительных систем, которые позволили бы соорудить акведуки и доставлять воду из водохранилищ к маисовым полям.

Довольно трудно копать колодцы в по сути камне (известняке) прячущимся под тонким слоем почвы.

А еще майя развлекались алкогольными клизмами. И строили довольно оригинальные дороги.
Lasse Maja Онлайн
Каакая прелесть про кроликов))))) Готовая заявка хоть на упорос, хоть на кинк-фест)))))))))
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть