↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Мольфар Онлайн
12 марта в 20:17
Aa Aa
#многабукаф #Пушкин #Сарик #рецензия #кинодомик #спецвыпуск
Всем привет после долгого перерыва. Третьего дня сходил с восьмиклассниками в кино на фильм #Онегин . Сам пошёл, практически по долгу службы, поскольку рано или поздно фильм посмотреть бы пришлось. Так что решил не тянуть, да ещё детей вытащить. Итак, мои впечатления от свежего фильма Сарика Андреасяна, «Онегин».
Сперва о хорошем.
Весь фильм не покидало ощущение, что те, кто его делали, очень старались. Вот, бывает, читаешь сочинение троечника, отмечаешь про себя косяки и думаешь: «Старался, блин. Надо четвёрку ставить». Актёры, играющие главные роли, и правда стараются играть. Некоторые сцены, особенно финальная, получились очень хорошо, даже несмотря на то, что сюжет всем известен, и чем закончится – тоже. А вот они настолько живо играют, что дух захватывает. Пусть это не во всём фильме, но такое было.
Во-вторых, фильм получился очень красочным. И картины Петербурга и Москвы, и природа – все локации подобраны очень живописные. Видно, что над ними долго думали, смотрели, как свет будет падать в то или иное время суток, в общем, опять-таки, старание невооружённым глазом заметно.
В-третьих, режиссёр не стал изобретать «своё видение», и снял «Онегина» настолько близко к тексту, насколько смог. Полагаю, фильм займёт ту же нишу, что и «Тарас Бульба» от Бортко. Отдельными удачными фрагментами его будут демонстрировать на соответствующих уроках литературы.
В-четвёртых, в фильме кто-то действительно старался прописывать даже самые мелкие и незначительные диалоги. Например, с одного просмотра я отличил минимум две отсылки на другие произведения Пушкина. Сказанные второстепенными героями мимоходом. Хорошая идея. Одобряю.

Переходим к недостаткам. Они, как водится, являются логическим продолжением достоинств.
Да, фильм яркий и красочный. Но в некоторых сценах со старанием явный перебор. Это ведь фильм про 19 век, там спецэффекты практически некуда вставлять… И поэтому на Сне Татьяны режиссёр отрывается по полной. Получилось отстойно, кмк. Дети, кстати, тоже не оценили.
Да, фильм снят близко к тексту, и сюжет соответствует литературной первооснове. Но мы-то с вами знаем, что основная ценность «Онегина» - в пушкинской иронии и «энциклопедии русской жизни», а не в том, как сельская девушка влюбилась в столичного франта. Все отступления, шутки и прибаутки от Александра Сергеевича закономерно отправились в утиль, потому что а как ты их вставишь в линейную историю взаимоотношений Онегина с Татьяной?

От недостатков к откровенным косякам.
Самым главным косяком фильма считаю подбор актёров на главные роли. «Евгений Онегин» - это история про юношу 24 лет, в которого влюбилась девушка 17 лет. Когда на главную мужскую роль берёшь мужика сильно за сорок, а на главную женскую – почти тридцатилетнюю тётку… это прям бросается в глаза. Ну, камон! Вы Пушкина экранизируете, или Джейн Остен? Более того, взяв на роли возрастных актёров, режиссёр не стал в их репликах менять пушкинский текст. Раза три за фильм Онегин говорит: «Ах, я так молод», или про него говорят: «Завидую его молодости». При этом в кадре седоватый мужик. А уж когда тридцатилетняя «Татьяна» пытается себя вести, как впервые влюбившаяся десятиклассница – это совсем смешно. То она перед сном спрашивает нянечку: «А расскажи, как ты замуж вышла? По любви?» То ей матушка пеняет: «Ты уже взрослая, пора замуж». Нет, я помню, что в романе такое было. Но в исполнении взрослой барышни… Оно прям вызывало когнитивный диссонанс.
И из-за мискаста, кмк, пропала половина напряжения из кульминации фильма. Как вы помните, за время путешествия Онегина Татьяна преображается. И по пушкинскому тексту всё складывается логично. В начале ей 17, она «гадкий утёнок», опытному ловеласу Онегину совестно её обижать, что он ей и объясняет. А когда он возвращается в Петербург – Татьяне слегка за двадцать, она в самом расцвете женской красоты («Женя! Кусай локти! Без тебя я расцвела!!!»), богатая, знатная, находится в центре внимания света, вокруг неё вьётся толпа почитателей… Что видим в фильме? В начале она тридцатилетняя тётка, у которой первая любовь. В конце она тридцатилетняя тётка, обвешанная брюликами. Нету контраста, который Пушкин закладывал. Она должна была преобразиться, как Санса в сериале про ПЛиО. Но с данной актрисой такое, понятно, не сотворить. Думаю, из-за этого мискастинга ей ещё долго будут тыкать, что роль она получила, потому что жена режиссёра. Хотя тётенька старалась, не спорю.
Мелких косяков в фильме тоже хватает. К примеру, когда слуга обращается к Онегину по-французски, в субтитрах написано «Мисье», с большой буквы и через «и». А когда Онегин приезжает в гости к своему другу, князю, мужу Татьяны, то спрашивает у слуги: «Княжна дома?» Алё, гараж, она княгиня! Князь на ней женился, а не удочерил!
Но я подробней остановлюсь на сцене с крестьянками, потому что она прям умилила.
Итак, в сцене первого визита Онегина к Лариным, мать Татьяны хвастается, что у них замечательный вишнёвый сад, и потчует гостя вареньем. В сцене второго визита, когда Онегин приходит объясниться с Татьяной, её мать мимоходом отдаёт распоряжения по хозяйству. Сцена такая: Полдень. Стоит перед барыней в ряд десяток крепостных девок. Все, как на подбор, молодые, одетые в одинаковые яркие красно-синие сарафаны и ярко-белые, накрахмаленные рубахи с длинными рукавами. Надо думать, на сельхозработы только в таком виде крепостных крестьянок и отряжали, ага. У каждой девки в руках корзина, объёмом где-то с ведро. Барыня говорит им: «Вот вам каждой по корзине. Идите в мой сад. Времени вам до заката. Да смотрите, не переставайте петь, я слежу за вами». Девки разворачиваются и строем идут собирать… яблоки!
Емнип, у Пушкина был сбор ягод. И в сценарии изначальном, очевидно, тоже был сбор ягод, т.к. старшая Ларина хвасталась Онегину вишнёвым вареньем, а не яблочным. Но то ли во время съёмок для вишни был не сезон, то ли не договорился Сарик с вишнёвым садом… Дальше показали крепостных девок, которые стоят меж яблонь, красиво поют хором и ме-е-едленно, двумя пальчиками срывают по яблочку, после чего ещё медленнее опускают в корзинку. И то уже половина собрана. А времени им дадено до заката. Это что Лариным, партию крепостных девок из Эстонии поставили что ли?

АПД: Совсем забыл! Жена друга долгое время занимается исторической реконструкцией. Как раз по тому периоду. Платьюшки, шляпки, всё такое. Она на фильме прям бесилась. Я в этой теме вообще ни в зуб ногой. С её слов, массовка одета лучше, чем главные герои (потому что на массовку зазвали московских реконов). Но на взгляд дилетанта особо ничего не выбивалось.

В общем, ляпы есть. И сам фильм я бы шедевром не назвал. Восьмиклассники, что характерно, уже через минут сорок уставились в телефоны. Правда, по окончании фильма они списались с друзьями и пошли туда второй раз, но тут не в художественных достоинствах скорее дело было, а в том, что подошла ещё половина компании, что наложилось на халявность Пушкинской карты. Однако плюнуть и уйти не тянуло. Если сравнивать с «Беременным» или «Защитниками» - то и вовсе отлично у Сарика вышло.
Такие дела.
12 марта в 20:17
13 комментариев
Стоит перед барыней в ряд десяток крепостных девок. Все, как на подбор, молодые, одетые в одинаковые яркие красно-синие сарафаны и ярко-белые, накрахмаленные рубахи с длинными рукавами. Надо думать, на сельхозработы только в таком виде крепостных крестьянок и отряжали, ага
Какая клюква, какая развесистая клюква, боже ж ты мой!
Честно говоря, ожидала, начиная читать ваш обзор, что там все сильно хуже. НО да - возраст!!! Ну почему у нас прям традиция, еще с времен оно, такая??? Петр - Бондарчук тоже был, хм, немного странен.
И все-таки - стоит идти и смотреть?
Nita Онлайн
Вот это дело, несоответствие возраста героя и актера, то, что нормально в театре, не годится с кино. И сильно портит, да.
Хорошо помню, как это было в игровой экранизации Аватара, легенды об Аанге, где юношу шестнадцати лет играл двадцати пятилетний что ли актер. И где в мультсериале Сокка тупит и оно было норм в шестнадцать, в двадцать пять в исполнении взрослого мужика смотрелось как просто дурь, он реально идиотом выглядел.
И тут тоже. Ну зачем? Нет подходящих молодых актрис? Девушка и взрослая женщина по тем временам. А уж сорок уже прям солидный возраст, не старость, но от молодости далековато.
Резанову из Юноны и Авось немногим больше было, если не путаю.
Мольфар Онлайн
Виктор Некрам, посмотрел на ваш коммент и вспомнил, что про костюмы не написал. Добавил.

И все-таки - стоит идти и смотреть?
palen, я не пожалел, что сходил. Местами там и правда здорово и красиво. Для меня плюсы скорее перевешивают.
Nita Онлайн
Но вот то, что ваше описание вызвало интерес сходил и оценить, за это спасибо. Интересно будет сравнить впечатления.
Я так-то не собиралась изначально.
Тоже посмотрела, ппкс! Впечатления совпали на 99%.
Там и 18-летний Ленский не молод. Сцена сна не страшная была, а долгая и смешная, не знаю, почему - шевеления рук странные. И еще мне не понравилось, как Вдовиченков читал Пушкина! У меня на аудиокниге намного лучше читает Михаил Горевой.
Вдовиченков и Добронравов играют эти же роли в театре. Но там хоть крупных планов нет! Разница в возрасте бесила.
Мольфар Онлайн
Там и 18-летний Ленский не молод.
Home Orchid, так и Ольге там совсем не пятнадцать) И я не сказал бы, чтоб она была красивее старшей сестры.
И еще мне не понравилось, как Вдовиченков читал Пушкина! У меня на аудиокниге намного лучше читает Михаил Горевой.
Я только в исполнении Смоктуновского слышал. Там вообще небо и земля.
Samus2001 Онлайн
* задумчиво смотрит
Говорят, в 40 лет пора припадать к классике, надо бы уже прочесть Онегина
Мольфар Онлайн
Samus2001, а потом второй раз, вооружившись комментариями (например, Лотмана или Набокова). Потому как отсылок и намёков в "Онегине" натыкано куда гуще, чем в "Я Волшебнике"))
Samus2001 Онлайн
Мольфар
Samus2001, а потом второй раз, вооружившись комментариями (например, Лотмана или Набокова). Потому как отсылок и намёков в "Онегине" натыкано куда гуще, чем в "Я Волшебнике"))

Ух ты!
* погуглив

Не, 2 тома комментариев Набокова - это как-то "через чур"
А вот Лотман выглядит привлекательно

* смотрит на очередь книг на прочтение, уходящую за горизонт
Ну, однажды
Мольфар Онлайн
Samus2001, мне было удобно вместо перечитывания аудиокнижку включить. Когда такие мэтры, как Смоктуновский читают, слушать - одно удовольствие. Что до комментариев, сейчас у Гоблина выходит серия роликов с историком Яковлевым, где они последовательно читают главы Онегина и рассказывают всякое интересное, опираясь и на Лотмана, и на Набокова, и просто на исторический контекст. Проверял на коллегах - тётеньки-учительницы слушали с удовольствием)
Мольфар Онлайн
Короче, вариантов, как всегда, больше, чем времени((
Просто почитать тоже хорошо, там же смешно! И вообще, ода женским ножкам понятна без комментариев! И как такой разврат детям дают читать?
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть