Автор: Г. К. Честертон.
Тип канона: сборник рассказов.
Главный герой и рассказчик — государственный чиновник мистер Понд, внешностью напоминающий рыбу. Его собеседники — благоразумный дипломат сэр Хьюберт Уоттон и благородный бездельник капитан Гэхеген — выполняют роль коллективного Ватсона при пучеглазом Холмсе.
Происходящие события описываются самим мистером Пондом, и завязкой каждого рассказа становятся «языковые сбои» — те самые «парадоксы мистера Понда», давшие сборнику название. «Карандаш был достаточно красный, поэтому и оставлял черные следы», «План маршала Грока не удался из-за образцовой дисциплины в его полку», «Нам бы заметить великана, но он был слишком велик», «Двое пришли к столь полному согласию, что один из них, естественно, убил другого», — произносит мистер Понд, и его собеседники не могут устоять перед соблазном потребовать объяснений.
В сборник входят:
Три всадника из Апокалипсиса / The Three Horsemen of the Apocalypse [= The Three Horsemen] (1935)
Прусскими войсками, сосредоточенными для захвата Познани, командовал маршал фон Грок. Солдаты боготворили своего маршала и готовы были выполнить любой его приказ. Парадоксально, но именно их исполнительность и преданность послужили причиной того, что приказ маршала оказался невыполненным.
Преступление капитана Гэхегена / The Crime of Captain Gahagan (1936)
Одной и той же, слегка видоизмененной фразы, с которой капитан Гэхеген обратился к трем разным женщинам, оказалось достаточно, чтобы его заподозрили во лжи и обвинили в преступлении, которого он не совершал.
Когда доктора соглашаются / When Doctors Agree (1935)
Мистер Понд рассказывает о двух врачах, которые пришти к столь полному согласию, что один из них убил другого. Название связано с приводимой в тексте рассказа пословицей «Кому решать, если врачи не согласны друг с другом?».
Понд-простофиля / Pond the Pantaloon (1936)
Рассказ об отправке неких секретных государственных документов в особый отдел лондонского правительства и о том, как мистер Понд спас Англию, заметив, что карандаш был красным.
Человек, о котором нельзя говорить / The Unmentionable Man (1936)
В столице европейской республики с деспотическим правительством и активным революционным движением на центральной площади сидит мсье Луи и развлекает всех, кому не лень. Мсье Луи настолько уважаем, что власти хотели депортировать его, но не смогли. Его личность — хорошо хранимый секрет.
Перстень прелюбодеев / Ring of Lovers [= Таинственный перстень] (1936)
Лорд Кроум собрал у себя десять крайне непохожих друг на друга гостей. За званым ужином пропал драгоценный перстень и умер человек. Кража? Убийство? Собеседники мистера Понда делают один неверный вывод за другим, потому что слишком хорошо знают классические сюжеты детективного рассказа, а жизнь, как напоминает им мистер Понд, «все время смешивает жанры».
Ужасный трубадур / The Terrible Troubadour (1936)
Викарий Уайтуэйз обвиняет капитана Гэхегена в том, что много лет назад он застрелил соперника и, бросив тело, сбежал на войну.
Ходульная история / A Tall Story (1936)
Во время войны в курортном городке произошла кража плана минных заграждений в гавани. Пока обыватели азартно подоревали в шпионаже всех чиновников подряд, настоящие шпионы оставались в тени, включая того, кто был «слишком высок, чтобы быть замеченным».