Серия компьютерных игр в жанре пошаговой стратегии. Игры дополнительно сочетают жанры глобальной стратегии, 4X и варгейма. Игрок управляет цивилизацией на протяжении всего исторического времени — от Древнего мира до современности. Управление включает в себя экономику, политику, военные действия, торговлю, исследование новых территорий и новых технологий, а конкурентами выступают другие цивилизации. Игры характеризуются наличием тайловой и генерируемой карты, городов с постройками, боевыми юнитами, дипломатией, деревом технологий.
Цивилизация (Civilization; 1991)
Страна: США
Разработчик и издатель: MicroProse
Геймдизайнеры: Сид Мейер, Брюс Шелли
Платформы: DOC, Windows, Macintosh, Amiga, Super Nintedo
Первая игра из серии игр Civilization, разработанная Сидом Мейером для компании MicroProse и выпущенная в 1991 году. В 2002 году была выпущена компанией Eagle Games в виде настольной игры, в 2005 — компанией Atari для смартфона N-Gage.
Как лидеру своей нации игроку предстоит создать своё государство, развивать технологии и экономику, налаживать отношения с сопредельными государствами. Можно попробовать себя в роли Авраама Линкольна, Наполеона Бонапарта, Екатерины II и других, не менее выдающихся личностей. В игре доступны 6 различных уровней сложности — вождь, рыцарь, принц, царь, император и божество. В них варьируется скорость развития компьютерных цивилизаций и год окончания игры (от 2100 до 2020).
При переводе на русский язык были изменены некоторые названия Чудес Света. Например, "Манхэттенский проект" стал называться "Создание советской атомной бомбы", а "Программа Аполлон" — "Программой Восток".
Цивилизация 2 (Civilization II; 1996)
Страна: США
Разработчик и издатель: MicroProse
Геймдизайнеры: Брайан Рейнольдс, Дуглас Кэспиан-Кауфман, Джефф Бриггс
Платформы: DOC, Windows, Macintosh, Amiga, Super Nintedo
В 2002 Atari переиздала игру для новых операционных систем, таких, как Windows Me и Windows XP.
Изменения по сравнению с предыдущей игрой были не очень велики; появились новые юниты, цивилизации, чудеса света, технологии, графика приобрела изометрический вид. У юнитов появились единицы жизни. Появились сценарии (до этого была возможность играть только на случайно сгенерированной карте или карте Земли). Впервые стало возможно модернизировать устаревшие юниты, но для этого требовалось наличие чуда света Мастерская Леонардо да Винчи.
Как и прежде, победы в игре можно было достичь двумя способами — уничтожить всех противников или построить космический корабль и отправить его на Альфу Центавра.
Также игра позволяла игрокам создавать собственные моды, изменяя и улучшая игру. Данная возможность сохранилась в следующих частях игровой серии.
Имеет три дополнения:
Civilization II: Conflicts in Civilization (1996).
Civilization II: Fantastic Worlds (1997).
Civilization II: Test of Time (1999).
Цивилизация 3 (Civilization III; 2001)
Страна: США
Разработчик: Firaxis Games
Издатели: Infogrames, MacSoft (Mac OS) и Aspyr (Mac OS)
Геймдизайнеры: Джефф Бриггс, Сорен Джонсон, Брент Аллейн
Платформы: PC (Windows, Mac OS)
Как и в предыдущих версиях игры, в Civilization III моделируется вся история человечества — от зарождения цивилизации до современности и будущего. Игроку предстоит построить собственную империю, соревнуясь с другими цивилизациями, контролируемыми компьютером, с доисторических времён и до современности. Мощь цивилизации базируется на развитии городов, которые могут производить военные отряды, городские улучшения и чудеса света. Для полноценного развития вверенной ему цивилизации игроку необходимо балансировать между научным прогрессом, наращиванием военной мощи, пополнением казны, развитием инфраструктуры и культуры, дипломатическими контактами и торговлей с другими цивилизациями.
Имеет два дополнения:
Civilization III: Play the World (2002).
Civilization III: Conquests (2003).
Цивилизация 4 (Civilization IV; 2005)
Страна: США
Разработчик: Firaxis Games
Издатели: 2K Games, 1С
Геймдизайнер: Сорен Джонсон
Платформы: Windows, Macintosh
Интерфейс игры претерпел радикальные изменения, карта стала анимированной.
Игроку даётся возможность управлять одной из империй. Он начинает игру в 4000 году до н. э. с поселенцем и одним юнитом воином (или разведчиком, если начальная технология — "Охота"), с ним будут так же находиться ещё несколько цивилизаций, туземные деревни и племена варваров. Перед началом игры предоставляется возможность выбрать тип карты (пангея, несколько континентов, островная карта и т. п.), а также её размер, от которого зависит количество соперничающих с игроком цивилизаций. Также перед началом игры доступен выбор климата и уровня моря, что влияет на ландшафт сгенерированной карты и находящиеся на ней ресурсы. Каждый ход в игре равен определённому количеству лет, что зависит от выбранной игроком скорости игры. Кроме того, имеется определённый масштаб, по которому чем ближе игрок к современности, тем меньше лет в одном ходе и наоборот. При низких скоростях игры, в недалёком прошлом, современности и будущем, один год может проходить за несколько ходов.
Имеет три дополнения:
Civilization IV: Warlords (2006).
Civilization IV: Beyond the Sword (2007).
Civilization IV: Colonization (2008)
Цивилизация: Революция (Civilization Revolution; 2008)
Страна: США
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Геймдизайнер: Сид Мейер
Платформы: Xbox 360, Playstation 3, Nintendo DS, iOS, Windows Phone
Пошаговая стратегия Firaxis Games, специально разработанная для мобильных платформ и игровых консолей, для игровых систем седьмого поколения и портативных приставок. Планировалась версия для Wii, но позже из-за нехватки времени и человеческих ресурсов была заморожена. Отсутствие версии для PlayStation Portable разработчики также объясняют нехваткой людских ресурсов.
Игра поддерживает различные режимы сетевой игры, включая рейтинговые игры на четверых игроков (дуэли все против всех на четверых, дуэли один на одного, а также командные дуэли двое против двоих), в игре также предусмотрена поддержка сетевой "доски почёта" и видеоконференции.
Цивилизация 5 (Civilization V; 2010)
Страна: США
Разработчики: Firaxis Games (Windows), Aspyr Media (Mac OS X, Linux/SteamOS)
Издатели: 2K Games, 1С-СофтКлаб
Геймдизайнер: Сид Мейер, Джон Шефер
Платформы: Microsoft Windows, Mac OS X, J2ME
Как и в других играх серии Civilization, в Civilization V игрок создаёт и развивает свою цивилизацию с древних времён до ближайшего будущего.
Имеет два дополнения:
Civilization V: Gods & Kings (2012).
Civilization V: Brave New World (2013).
Цивилизация: За пределами Земли (Civilization: Beyond Earth; 2014)
Страна: США
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Геймдизайнеры: Уил Миллер, Дэвид Макдоноу
Платформы: Microsoft Windows, Mac OS X, Linux
Хотя игра принадлежит к серии "Civilization", она больше заимствует от "Sid Meier's Alpha Centauri", так как действие происходит не на Земле.
Как и "Civilization V", карта разделена на шестигранную "сетку". Согласно разработчикам, основа идеи у новой игры такая же: создание городов, развитие цивилизации, лидеры, продвижение времени, "клетки", пошаговый режим, строительство улучшений, технологии. Всё это знакомо игрокам серии.
Есть, однако, и существенные отличия. В предыдущих играх серии игрок выбирал одну из исторических империй, ведомых историческими личностями, каждая из которых имела уже установленные параметры и поведение. В начале "Beyond Earth" игрок принимает определённые решения (например, какая организация финансировала экспедицию, какой космический корабль доставил колонистов на планету, кого и что они привезли с собой), которые создают уникальную цивилизацию и оказывают сильное влияние на дальнейшую игру.
Разработчики отказались от линейного "технологического дерева", сделав упор на свободный выбор направлений развития игроками. "Паутина" технологий на ранних этапах игры довольно сильно разносит игроков в разных направлениях, но, следует отметить, на поздних этапах игры разницы в развитии технологий среди игроков практически отсутствует.
Имеет дополнение:
Civilization: Beyond Earth: Rising Tide (2015)
Сид Мейер Цивилизация 6 (Sid Meier’s Civilization VI; 2016)
Страна: США
Разработчики: Firaxis Games (Windows), Aspyr Media (Mac OS X, Linux/SteamOS)
Издатель: 2K Games
Геймдизайнер: Эд Бич
Платформы: Microsoft Windows, macOS, Linux, Nintendo Switch, Play Station 4
Civilization VI является пошаговой стратегией, в которой одному или нескольким игрокам предстоит посоревноваться с ИИ-противниками в деле построения и развития своей собственной цивилизации, начав с маленького племени, постепенно расширяя свою империю с целью добиться господства над всей планетой. Эта цель может быть достигнута различными способами, в зависимости от условий победы. Игроки основывают города, расширяют их, различным образом улучшают, а также создают военных юнитов, предназначенных для разведки и атаки вражеских сил, постоянно следя за развитием технологий своей цивилизации и дипломатическими отношениями с другими.
Шестиугольная карта из Civilization V сохранилась и перешла в Civilization VI, однако новшество заключается в том, что некоторые из городских улучшений теперь располагаются непосредственно на клетках внутри городских границ. Игрок отводит определённые клетки (с учётом некоторых ограничений) под различные городские "районы", которые предоставляют значительные преимущества для размещаемых в них зданий.
Имеет четыре дополнения:
Civilization VI: Rise & Fall (2018).
Civilization VI: Gathering Storm (2019).
Civilization VI: New Frontier Pass (2020).
Civilization VI: Leader Pass (2022).
Цивилизация 7 (Civilization VII; 2025)
Страна: США
Разработчики: Firaxis Games (Windows), Aspyr Media (Mac OS X, Linux/SteamOS)
Издатель: 2K Games
Платформы: Microsoft Windows, macOS, Linux, PlayStation 5, Xbox Series X/S, Nintendo Switch
Компьютерная игра серии Civilization, разрабатываемая Firaxis Games. Анонс игры состоялся 8 июня 2024 года, дата выхода намечена на 2025 год.