X-COM — серия компьютерных стратегических игр, объединенная тематикой инопланетного вторжения. Первая игра серии сочетала в себе два игровых режима — глобальную стратегию и тактическую ролевую игру — и стала образцом для множества продолжений и подражаний.
Включает две неизданных игры: X-COM: Genesis и X-COM: Alliance, производство которых было приостановлено в 1999-2000 годах.
Официальной новеллизацией игры является книга Дианы Дуэйн — «Икс-Команда»
X-COM: UFO Defense (UFO: Enemy Unknown; 1993)
Страна производства: Великобритания
Разработчик: Mythos Games
Платформа: PC, PS
Жанр: стратегия, пошаговая тактика
Издатель: MicroProse
Действие игры начинается в 1999 году. Обеспокоенные участившимися сообщениями о появлении НЛО и похищениях людей, правительства Земли учреждают службу X-COM (англ. eXtraterrestrial Combat Unit — подразделение по борьбе с внеземными угрозами), которая призвана защитить человечество от внеземной агрессии, если такая угроза окажется реальной. Игрок выступает в роли главы этой службы.
Вскоре выясняется, что инопланетяне представлены множеством рас, что они кооперируются, ведя одновременно несколько проектов, что практически все эти проекты опасны для землян, что инопланетяне превосходят землян в вооружении и в техническом обеспечении. Инопланетяне атакуют города, неся смерть и разрушение, строят свои базы и ведут подрывную деятельность в правительствах государств. Если же игрок будет преуспевать в своей миссии, инопланетяне попытаются найти и уничтожить его базы.
X-COM: Terror From The Deep (1995)
Страна производства: Великобритания, США
Разработчик: Mythos Games, MicroProse
Платформа: PC, PS
Жанр: стратегия, пошаговая тактика
Издатель: MicroProse
Действия игры разворачиваются в 2040 году, спустя несколько десятилетий после победы в Первой Внеземной Войне, когда нависает новая инопланетная угроза. Предположительно, это подводные инопланетные существа, которые путешествуют на космическом корабле под названием «T'Leth». Он разбился 65 миллионов лет назад в местности, которая сейчас называется Мексиканским заливом, что привело к исчезновению динозавров. Уничтожение корабля принесет герою победу, но, в то же время, спровоцирует новый всемирный катаклизм, который разрушит экосистему Земли.
X-COM: Apocalypse (1997)
Страна производства: Великобритания
Разработчик: Mythos Games
Платформа: PC
Жанр: стратегия, пошаговая тактика, тактика в реальном времени
Издатель: MicroProse
Сюжет третьего XCOM происходит спустя половину века после событий XCOM: Terror From The Deep, в 2084 год, когда планета Земля переживает глобальную экологическую катастрофу.
На Марсе добывают Элерий-115. Единственное место на планете, где живую люди — огромный город Мегапрайм. Мафия, бандиты, нейронаркотик (Псикло́н), полиция (Мегапо́л) — в ассортименте. Уныние прерывает вторжение пришельцев, который проникают к Земле через огромный портал, состоящий из тетраэдронов, и XCOM возрождается. В процессе борьбы агентство постепенно наращивает свой военный и научный потенциал. Первое время по оснащению оно уступает не только Мегаполу, но и бандитским группировкам. Затем, изучая инопланетные технологии, X-COM начинает набирать мощь, способную дать реальный отпор любым злодеям.
В конце концов учёные X-COM разрабатывают способ проникнуть через тетраэдроны на планету сектоидов, и экспансия начинается развиваться в обратном направлении. В конце игры планета захватчиков уничтожается полностью.
X-COM: Interceptor (1998)
Страна производства: США
Разработчик: Microprose
Платформа: PC
Жанр: стратегия, космический симулятор
Издатель: MicroProse
Хотя игра вышла после «X-COM: Apocalypse», она является третьей в хронологии серии. По жанру игра является смесью космического симулятора и стратегии.
Действие разворачивается в 2067 году. Природные ресурсы Земли истощены. Чтобы предотвратить падение цивилизации, крупные корпорации Земли обращают свой взор к звёздам, а точнее — к области космоса известной как Рубеж, для добывания необходимых ресурсов.
По соседству с новоприбывшими ошиваются старые знакомые (сектоиды, мутоны, и т. д.), у которых свои планы на ресурсы Рубежа. Эти планы включают в себя конец человечества.
X-COM: Email Games (em@il games — X-COM; 1999)
Страна производства: США
Разработчик: Hasbro Interactive
Платформа: PC
Жанр: тактическая пошаговая игра
Издатель: Hasbro Interactive
X-COM: Email Games — компьютерная игра, которая использовала концепцию PBEM (с англ. — Play By Electronic Mail, игры по переписке). Игра принадлежа классу бюджетных игр марки "Em@il games".
Всего игра насчитывала 50 карт, которые были разбиты на категории по 10 карт в каждой: Urban (Городской тип местности), UFO (место крушения НЛО), Ice (покрытые льдом и снегом карты), X-COM Base (База X-COM) и Alien Base (База Инопланетян), и представляла собой стычки отряда X-COM против сил инопланетных захватчиков под управлением двух игроков.
X-COM: Enforcer (2001)
Страна производства: Франция
Разработчик: Infogrames
Платформа: PC
Жанр: шутер от третьего лица
Издатель: Infogrames
Это пятая игра в серии X-COM, но ничего общего с первыми четырьмя частями серии она не имеет.
Действие игры разворачивается во время Первой Войны с пришельцами в 1999 году. Параллельно сюжетной линии, разыгрываемой в X-COM: UFO Defense, ведётся программа по созданию ультимативного военного робота под руководством некоего безымянного Профессора. Однако ввиду сокращения финансирования от стран, связанных с программой X-Com, они были вынуждены отказаться от проекта. Профессор отказался останавливать проект и в тайне продолжил его разработку, переехав в пустыню Невада. По завершении Enforcer был отправлен на борьбу с инопланетным вторжением.