X-COM — серия компьютерных стратегических игр, объединенная тематикой инопланетного вторжения. Первая игра серии сочетала в себе два игровых режима — глобальную стратегию и тактическую ролевую игру — и стала образцом для множества продолжений и подражаний.
Включает две неизданных игры: X-COM: Genesis и X-COM: Alliance, производство которых было приостановлено в 1999-2000 годах.
Официальной новеллизацией игры является книга Дианы Дуэйн — «Икс-Команда»
Страна производства: Великобритания
Разработчик: Mythos Games
Платформа: PC, PS
Жанр: стратегия, пошаговая тактика
Издатель: MicroProse
Действие игры начинается в 1999 году. Обеспокоенные участившимися сообщениями о появлении НЛО и похищениях людей, правительства Земли учреждают службу X-COM (англ. eXtraterrestrial Combat Unit — подразделение по борьбе с внеземными угрозами), которая призвана защитить человечество от внеземной агрессии, если такая угроза окажется реальной. Игрок выступает в роли главы этой службы.
Вскоре выясняется, что инопланетяне представлены множеством рас, что они кооперируются, ведя одновременно несколько проектов, что практически все эти проекты опасны для землян, что инопланетяне превосходят землян в вооружении и в техническом обеспечении. Инопланетяне атакуют города, неся смерть и разрушение, строят свои базы и ведут подрывную деятельность в правительствах государств. Если же игрок будет преуспевать в своей миссии, инопланетяне попытаются найти и уничтожить его базы.
Страна производства: Великобритания, США
Разработчик: Mythos Games, MicroProse
Платформа: PC, PS
Жанр: стратегия, пошаговая тактика
Издатель: MicroProse
Действия игры разворачиваются в 2040 году, спустя несколько десятилетий после победы в Первой Внеземной Войне, когда нависает новая инопланетная угроза. Предположительно, это подводные инопланетные существа, которые путешествуют на космическом корабле под названием «T'Leth». Он разбился 65 миллионов лет назад в местности, которая сейчас называется Мексиканским заливом, что привело к исчезновению динозавров. Уничтожение корабля принесет герою победу, но, в то же время, спровоцирует новый всемирный катаклизм, который разрушит экосистему Земли.
Страна производства: Великобритания
Разработчик: Mythos Games
Платформа: PC
Жанр: стратегия, пошаговая тактика, тактика в реальном времени
Издатель: MicroProse
Сюжет третьего XCOM происходит спустя половину века после событий XCOM: Terror From The Deep, в 2084 год, когда планета Земля переживает глобальную экологическую катастрофу.
На Марсе добывают Элерий-115. Единственное место на планете, где живую люди — огромный город Мегапрайм. Мафия, бандиты, нейронаркотик (Псикло́н), полиция (Мегапо́л) — в ассортименте. Уныние прерывает вторжение пришельцев, который проникают к Земле через огромный портал, состоящий из тетраэдронов, и XCOM возрождается. В процессе борьбы агентство постепенно наращивает свой военный и научный потенциал. Первое время по оснащению оно уступает не только Мегаполу, но и бандитским группировкам. Затем, изучая инопланетные технологии, X-COM начинает набирать мощь, способную дать реальный отпор любым злодеям.
В конце концов учёные X-COM разрабатывают способ проникнуть через тетраэдроны на планету сектоидов, и экспансия начинается развиваться в обратном направлении. В конце игры планета захватчиков уничтожается полностью.
Страна производства: США
Разработчик: Microprose
Платформа: PC
Жанр: стратегия, космический симулятор
Издатель: MicroProse
Хотя игра вышла после «X-COM: Apocalypse», она является третьей в хронологии серии. По жанру игра является смесью космического симулятора и стратегии.
Действие разворачивается в 2067 году. Природные ресурсы Земли истощены. Чтобы предотвратить падение цивилизации, крупные корпорации Земли обращают свой взор к звёздам, а точнее — к области космоса известной как Рубеж, для добывания необходимых ресурсов.
По соседству с новоприбывшими ошиваются старые знакомые (сектоиды, мутоны, и т. д.), у которых свои планы на ресурсы Рубежа. Эти планы включают в себя конец человечества.
Страна производства: США
Разработчик: Hasbro Interactive
Платформа: PC
Жанр: тактическая пошаговая игра
Издатель: Hasbro Interactive
X-COM: Email Games — компьютерная игра, которая использовала концепцию PBEM (с англ. — Play By Electronic Mail, игры по переписке). Игра принадлежа классу бюджетных игр марки "Em@il games".
Всего игра насчитывала 50 карт, которые были разбиты на категории по 10 карт в каждой: Urban (Городской тип местности), UFO (место крушения НЛО), Ice (покрытые льдом и снегом карты), X-COM Base (База X-COM) и Alien Base (База Инопланетян), и представляла собой стычки отряда X-COM против сил инопланетных захватчиков под управлением двух игроков.
Страна производства: Франция
Разработчик: Infogrames
Платформа: PC
Жанр: шутер от третьего лица
Издатель: Infogrames
Это пятая игра в серии X-COM, но ничего общего с первыми четырьмя частями серии она не имеет.
Действие игры разворачивается во время Первой Войны с пришельцами в 1999 году. Параллельно сюжетной линии, разыгрываемой в X-COM: UFO Defense, ведётся программа по созданию ультимативного военного робота под руководством некоего безымянного Профессора. Однако ввиду сокращения финансирования от стран, связанных с программой X-Com, они были вынуждены отказаться от проекта. Профессор отказался останавливать проект и в тайне продолжил его разработку, переехав в пустыню Невада. По завершении Enforcer был отправлен на борьбу с инопланетным вторжением.
В 2012 году серия была перезапущена игрой XCOM: Enemy Unknown.
Части XCOM и XCOM2 имеют несколько крупных аддонов, расширяющих и дополняющих основной игровой мир.
Страна производства: США
Разработчик: Firaxis Games
Платформа: PC, PS3, Xbox 360, IOS, Android
Жанр: стратегия, пошаговая тактика, тактическая ролевая игра
Издатель: 2K Games
Игра является ремейком игры 1993 года X-COM: UFO Defense. Сюжет близок к сюжету оригинала.
В 2015 году на планету Земля нападает сверхразвитая инопланетная цивилизация, главе которой стоит Высший Эфириал. Совет из 16 ведущих стран решает дать отпор захватчикам и создает секретное подразделение XCOM, располагающее самыми передовыми технологиями, вооружением и научными разработками человечества, для борьбы с пришельцами. В организации работают лучшие специалисты мира — военные и ученые. Игра ведется от лица командира XCOM, который должен вести боевые действия против внеземного врага, угрожающего существованию человеческой цивилизации и обладающего огромным технологическим перевесом.
В несюжетном дополнении «XCOM: Enemy Within», вышедшем в 2013 году, добавляется противостояние с недружественной тайной организаций EXALT, цель которой — помочь инопланетянам захватить Землю и некая субстанция под названием Meld («состав»), состоящая из нанороботов, способных равносильно модифицировать устройства и живых существ.
Страна производства: США
Разработчик: 2K Marin
Платформа: PC, PS3, Xbox 360
Жанр: шутер от третьего лица
Издатель: 2K Games
Действия в игре разворачиваются в 60-х годах в Соединённых Штатах Америки. Протагонист игры — агент ЦРУ Уильям Картер, который, будучи переведён в службу XCOM, расследует признаки вторжения пришельцев на Землю.
Поиск, изучение инопланетных технологий и сбор элериума (топлива для инопланетных кораблей и оружия) станут необходимы, чтобы противостоять инопланетянам.
Страна производства: США
Разработчик: Firaxis Games
Платформа: PC, PS3, Xbox 360, IOS, Android
Жанр: стратегия, пошаговая тактика, тактическая ролевая игра
Издатель: 2K Games
«XCOM: Enemy Within» является несюжетным дополнением, которое расширяет игру «XCOM: Enemy Unknown» разнообразными миссиями, оружием, мехами, навыками и позволяет играть в неё без предварительного прохождения оригинальной игры.
В игре происходит противостояние с недружественной тайной организаций EXALT, цель которой — помочь инопланетянам захватить Землю и добавляется некая субстанция под названием Meld («состав»), состоящая из нанороботов, способных равносильно модифицировать устройства и живых существ.
Страна производства: США
Разработчик: Firaxis Games
Платформа: PC
Жанр: стратегия, пошаговая тактика, стратегия в реальном времени
Издатель: 2K Games
Время действия — 20 лет после Enemy Within. XCOM не смогла не то что развиться и победить, организация проиграла войну в первые дни. Командующий был пойман, офицеры убиты или сбежали, организация уничтожена. Бредфорд с несколькими помошниками спасает командующего из лап пришельцев и доставляет его на Мститель — бывший корабль снабжения пришельцев, ныне же база возрожденного XCOM. Вместо полноценной войны, организация занимается партизанством, чему противостоят солдаты "Адвент", Кодекс и сами пришельцы. Конечная цель пришельцев, которой XCOM старается не допустить — спасение Эфириалов в уникальном проекте из генов людей — "Аватар". Постепенно организация нарушает структуры пришельцев, открывает человечеству правду о пришельцах и не дает им закончить проект "Аватар". Промежуточные стадии все равно появляются на свет и на их основе создается аватар самого командующего, с помощью которого осуществляется проникновение на главную базу инопланетян на дне океана. Эфириалы пытаются переменить командующего на свою сторону, однако терпят неудачу и уничтожаются. Прочие расы переходят в подчинение командующему, XCOM получают поддержку населения Земли и очищает планету от захватчиков.
Страна производства: США
Разработчик: Firaxis Games
Платформа: PC
Жанр: стратегия, пошаговая тактика, стратегия в реальном времени
Издатель: 2K Games
Дополнение «War of the Chosen» — это не просто DLC, а «расширение» (expansion) для XCOM2.
XCOM еще никогда не сталкивался со столь хитроумными врагами, как Избранные, каждый из которых наделен уникальными сильными и слабыми сторонами, меняющимися от кампании к кампании. Избранные ведут охоту на Шефа, поэтому стараются брать в плен, допрашивать и уничтожать солдат XCOM. Они также способны вредить и на стратегическом уровне, внося хаос в действия XCOM.
В Сопротивлении сформировались три дополнительные фракции, которые направляет игроку на подмогу своих опытных героев: Жнецы, Заступники и Храмовники. Все они обладают уникальными способностями и своей философией, зачастую противоречащей убеждениям других соратников.
Автор: Диана Дуэйн
Остросюжетный фантастический роман американской писательницы Дианы Дуэйн повествует о нелегкой работе военного спецподразделения, созданного землянами для отражения инопланетной агрессии. Для того чтобы бойцы Икс-команды вовремя поспевали к месту очередной «разборки», на разных континентах создаются секретные базы. При строительстве одной из них региональный командующий сталкивается с загадочными явлениями. Ее расследование начинается на коровьем пастбище, а заканчивается в кабине боевого самолета, готового к атаке…
Автор: Грег Киз
Роман был приурочен к выходу игры XCOM 2 и является официальным приквелом событий, происходящих в игре XCOM2 (2016). Книга вышла в ноябре 2015 на английском языке и в России не издавалась.
Действие романа начинается где-то между событиями XCOM EU и XCOM2. Около двадцати лет назад Земля потерпела поражение в войне с пришельцами, и пришельцы захватили наш мир и установили колониальный режим ADVENT. Мегаполисы чужих (Новые Города) уже созданы и привлекают в себя всё больше людей, все прочие ютятся по окраинам. Жизнь молодого повстанца Амара Тана и его отряда решительным образом меняется, когда они натыкаются на сигнал SOS от загадочного человека, который говорит, что знает секрет, способный изменить всё. Сможет ли Амар узнать этот секрет, отбиваясь от Сектоидов, Криссалидов и превосходящих сил ADVENT?