(санскр. वाच्, vāc — букв. «речь», «слово»)
В Ригведе богине Вач посвящен единственный гимн. Никаких мифологических сюжетов с ней не связано. Она — персонификация абстрактного принципа, возвеличенная до уровня космогонической силы. С богами ее связывают рефлективные отношения: она им предшествует, вводя их в мир слова, а они распределяют ее по многим местам. Таким образом, Вач — одновременно и объект, создатель текста, и сам текст.
В «Атхарваведе» богиня Вач считается дочерью Камы. Но по более распостраненному представлению она является дочерью риши Амбхрины. В «Шатапатха-брахмане» она одна из жён Праджапати, сотворившего воды с её помощью, также Вишвакарман носит эпитет Вачаспати («владыка речи»). В «Махабхарате» и «Тайттирия-брахмане» Вач называется — матерью Вед.
В эпический период индийской мифологии богиня Вач превращается в богиню мудрости и красноречия и отождествляется с Сарасвати. Самый известный сюжет с участием богини Вач состоит в том, что гандхарвы похищают Сому, которого боги и риши выкупают ценой Вач, которую по её собственному предложению преврали для этого в женщину.
Узнать больше (ссылка на внешнюю энциклопедию)