↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи


Аlteya
При́нцип самосогласо́ванности Но́викова — принцип, призванный разрешить парадоксы, связанные с путешествиями во времени, теоретически допускаемыми некоторыми решениями уравнений Эйнштейна, разрешающими существование замкнутых времениподобных линий. В упрощённой формулировке принцип самосогласованности постулирует, что при перемещении в прошлое вероятность действия, изменяющего уже случившееся с путешественником событие, стремится к нулю. Сформулирован в середине 1980-х годов астрофизиком и космологом И. Д. Новиковым. Утверждения, аргументы и философские принципы, логически эквивалентные принципу самосогласования, встречались в фантастической литературе с 1940-х годов. В рассказе «По пятам» (англ. By His Bootstraps)[1] Роберта Хайнлайна, написанном в 1941 году, сюжетная линия описывает человека, встречающего более старые версии себя самого, путешествующего во времени. По мере старения и участия в этих же событиях «с другой стороны», все они складываются в совершенно самосогласованную цепочку (в 1958 году Хайнлайн вернулся к этой же теме в рассказе «Все вы зомби» (англ. All you Zombies)[2], в котором встречи персонажа со своими более поздними версиями, поменявшими пол, иллюстрируют экстремальный случай парадокса происхождения, при котором он/она являются как своей матерью, так и отцом). В том же 1941 году, Росс Роклин (англ.) в рассказе «Time wants a skeleton»[3] вкладывает в уста одного из персонажей фразу «Future and present demands co-operation, if there was to be a logical future!» («Будущее и настоящее должны сотрудничать, чтобы будущее было логичным»).
В рассказе Роберта Янга «Девушка-одуванчик» (англ. The Dandelion Girl), впервые опубликованном в 1961 году в журнале The Saturday Evening Post (англ.)[3] главная героиня достаточно чётко формулирует этот принцип. В романе Гарри Гаррисона «Фантастическая сага»[4] (1967 год) главный герой отправляется в прошлое для съёмок фильма об основании колонии викингов в Северной Америке. Однако потом выясняется, что именно их «съёмочная» колония и была отражена в истории как «настоящая», и некоторые члены съёмочной группы увековечены в скандинавских сагах.


ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть