Nym
20 мая 2017 к ориджиналу С Большой Буквы
|
|
Для начала определимся с жанром (не в том кривом смысле, в каком слово «жанр» используется в фандомной сфере, а в исконном значении жанра произведения и, в частности, текста). Вы верно подметили выше, что написали нечто среднее между постом в блог и литературным произведением. Я бы отнесла текст к публицистике, то есть к одному из публицистических жанров журналистики. Раньше такого рода истории, образно касающиеся социальной проблематики, печатались в газетах и журналах. То самое потерянное «между».
У вас есть те черты, которые свойственны таким текстам: - Острая социальная проблематика - вечный конфликт поколений, воспитание, становление личности, пренебрежение родительскими обязанностями, непрофессионализм педагогов и откровенный криминал в финале. - Собирательные образы. И Таня, и родители, и учителя, и взрослые, все здесь - собирательные образы, в них нет ничего личностного, нет отдельных людей, есть обобщение типажей. - Образность, некоторая - именно журналистская, а не литературная - метафоричность в приёме с большими и маленькими буквами. Передать значимость через регистр буквы, придать этому регистру гротескное значение - это публицистический приём. - Раскрытие общественной тенденции через отдельную историю. Идея. Пожалуй, целый идейный комплекс, поскольку дело не только в маленькой Тане, которая безоговорочно верит в авторитет Больших Взрослых. Как раз нормально для ребёнка верить в эти большие буквы, принимать взрослых - и в первую очередь родителей - за источник знаний, опыта, истины, перенимать их ценности и модели поведения. Потому что где-то же детям нужно этому учиться, никто не рождается с полным боевым набором суждений о мире, более того, критическое мышление, анализ и личностные установки - это не врождённое, а благоприобретённое, воспитанное. Проблема не в Тане, проблема - во взрослых. И волевых решений одной Тани маловато будет. Текст адресуется совсем не маленьким Таням. И поэтому ему очень не хватает финала, раскрытия, возможно, очень жёсткого и драматического раскрытия, в «Заслуженном учителе» я сформулировала это как «Девочка должна умереть». Тематика «Заслуженного учителя», вдохновившего вас, кстати, мягче, но в том же направлении, советую почитать. Вы даёте панораму множества ошибок и чудовищных поступков, но не выходите к последствиям. Вывода нет. Доказать, что не все взрослые абсолютно правы всегда и во всём? Помилуйте, с возрастом каждый понимает, какое надувательство - вся эта взрослость. Пресловутые Танечки вырастают, смотрят на себя и своих подросших сверстниц и запоздало осознают, что взрослых (в том, наивном и детском представлении, как абсолютно правильных и всеведущих) не было, нет и просто не может быть. Что, впрочем, мало помогает справиться с ворохом проблем, притащенных из детства. |