11 августа 2017 к фанфику Остров – это я
|
|
Общее
Жуткая вещь, однако. Впечатления смешанные. Но сильные. Читается очень легко, объема не замечаешь. Да, дарк-Питер, дарк-Джинни и дарк-Остров. «Кто здесь добро? А есть ли оно вообще?» Похоже, что нет. И вот с одной стороны мне нравится эта темная работа, где неоднозначно и запутанно, нравится несмотря на то, что все чрезвычайно мрачно, потому что она сильна и глубока. «Обязательно ли счастье должно быть связано с добром?» А если нет, то чем это кончится?.. С другой стороны, полностью согласиться с идеей, как я ее поняла, я не могу. Может, в авторском замысле этого и не было, но свобода здесь показана только в одном варианте – в негативном. Допустим, это «свобода от», и она отрицательна, но возможна «свобода для» в положительном ключе, м ее тут нет, как нет светлой стороны. И вообще остается впечатление, что если хочешь свободы и чего-то интересного – нефиг хотеть, сиди дома и мой посуду. Может, это и не вкладывалось, но развитие событий намекает, наравне с описаниями: «клокочущая свобода» заслоняет доброту, много раз упоминается об «усердно вскормленном Дьяволе». Кстати, в фике вообще много темной символики – реальная Тень и метафорический Дьявол, темная пещера с часами, ингредиенты, добытые в Лютном переулке, полынь, бордовый цвет зелья, и не случайно почти все действие, кроме половин третьей главы, происходит ночью. И жутковатая (и невозможная в реальном мире с точки зрения физики и биологии) финальная сцена, конечно. Джинни победила, спасла остров и уничтожила Питера (хотя последнее не наверняка), но какой она станет – неизвестно. Еще о Питере, верящем в «незапятнанную мечту об абсолютной свободе» за гранью добра и зла и не желающем отвечать ни за кого, хотя какое-то время нес ответственность за весь остров. Это, кажется, и в каноне было, но не так «темно». Темный образ Питера нарисован очень хорошо, такими четкими штрихами. И его отношение к мальчишкам, и его отношение к Джинни. Кое-чем Питер напоминает Рейстлина Маджере, а Джинни повторяет иллюзию Крисании: Да, она понимает, что такое Питер. Но Джинни пятнадцать, и она уверена, что Питера можно спасти, если только он захочет быть спасенным. Ее любовь, ради которой она отказалась от друзей, от родных, от квиддича — от всего на свете, спасет его. Такая любовь оправдывает все, если человек, который ни во что не верил, начинает верить вновь. Очень распространенное заблуждение – мол, любовь кого хочешь изменит и спасет. И Питер развеивает его точно так же ,как Рейстлин –и как суровая реальность: Ты думаешь, что меня можно спасти, что я вроде как одинокий, непонятый всеми принц, который должен научиться доверять — и заклятие спадет. Ты думаешь, меня спасет твоя любовь. … мы свои пути уже выбрали. И мне, признаться, приятно наконец-то сорвать с себя маску. Ты больше не нужна: остров проживет еще двести лет благодаря твоему зелью, которое я сохранил для себя, а остальное — уничтожил. |