↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к фанфику: Диктатор


24 сентября 2019 к фанфику Диктатор
"Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов. И первый из них: можно ли рассматривать включение электрической лампочки как запрещенную в Субботу мелаху?

Надо сказать, что еще сто лет назад некоторые авторы в этом сильно сомневались: вроде бы, здесь нет огня, который, по Торе, нельзя ни зажигать, ни гасить, — ничего не сгорает, излучается только свет да немного тепла. Однако в результате оживленной дискуссии возобладал другой подход, который опирался на мнение Рамбама (см. предыдущую главу) по поводу накаливания металла докрасна. Согласно этому мнению, подобное накаливание входит в категорию зажигания огня. И хотя не все современные Рамбаму ученые согласились с ним, за алаху была принята именно его точка зрения.

Но то раскаленный металл, а что с обычной электрической лампочкой? То же самое. Поскольку при прохождении тока через тонкую вольфрамовую нить последняя нагревается из-за своего высокого сопротивления (что и вызывает свечение лампочки), можно говорить о процессе горения. По сути, этот процесс является обычной химической реакцией, сопровождаемой выделением тепла и света. Правда, обычное горение идет параллельно с процессом окисления, а в электрической лампочке ничто не окисляется, потому что из нее выкачан весь воздух. Но кто может с уверенностью утверждать, что зажигание, запрещенное Торой, обязательно предполагает окисление?

Так или иначе, все законоучители единодушны в том, что в Субботу нельзя включать электрическую лампочку. Ведь нагревание металла, даже если не считать его зажиганием, входит в категорию варки, как было указано в начале предыдущей главы. И хотя человек, включающий свет, скорее всего не намерен размягчать вольфрамовую нить (это миткавен), все же, поскольку таков неизбежный результат прохождения тока через нить накаливания (псик-рейша), запрет остается в силе.

Теперь о выключении электрической лампочки или нагревателя. Когда мы их отсоединяем от сети, нить накаливания охлаждается. По закону Торы, что-то охлаждать — еще не означает тушить огонь (см. начало предыдущей главы). Но такое действие напоминает тушение огня, и потому оно запрещено мидерабанан.

Свечение неоновых ламп не имеет ничего общего с огнем, кроме одной детали, — внутри них в момент включения пробегает искра. То же самое происходит во многих электрических устройствах. Исключение представляют приборы на электронных схемах, работающие при низком напряжении: если они исправны, при их включении искр не бывает. Так вот, многие авторитеты склонны рассматривать появление искры как горение: ведь если она попадет на горючий материал, «из искры возгорится пламя». Вопрос о том, запретила ли Тора такое зажигание, — спорный; но, по крайней мере, здесь есть запрет мидерабанан.

Правда, появление искры — побочный и никому не нужный результат включения электроприбора. Но он неизбежен (псик-рейша), а потому запрещен."(С)


ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть