↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!

Мифология Северного Кавказа

По мифологической системе народов Северного Кавказа

Мифология Северного Кавказа

По мифологической системе народов Северного Кавказа

МСК: Дагестанцы


Всего персонажей - 26

Алпан

0 0 0

В мифологии лезгин — бог огня.

Амир

0 0 0

В лакской мифологии — герой героического эпоса.

Амир родился от связи охотника с алмас хатун (ал паб). Был он огромного роста и обладал сверхъестественной силой — поднимал на дороге огромные валуны и сбрасывал их в пропасть, отчего происходили землетрясения. На охоте ему помогали солнце и луна.

Амир был богоборцем. Он похитил (ради замерзавших в горах девушек) огонь у бога Зала. Разгневанный бог приковал Амира к скале железными цепями. От его слёз цепи ржавеют, становятся тоньше, но кузнецы ударами молота по наковальне снова их утолщают. Лишь один орёл знает, где прикован Амир.

Асс

0 0 0

В мифологии лакцев — божество грома и молнии.

Асс живёт на небесах, ездит в фаэтоне. Его постоянная дорога — Млечный путь ("дорога Асса" на языке лакцев). Колёса фаэтона и подковы коней при езде по ухабистым дорогам стучат, грохочут, отсюда — гром. Молнии — это искры из-под колёс.

Барг

0 0 0

В мифологии лакцев, аварцев (Бак), лезгин (Раг), даргинцев (Берхи), рутульцев (Вириг) — божество, персонификация солнца.

Барг имел облик прекрасного юноши, который излучал ослепительный свет.

По преданиям, Барг выходит из моря и заходит в него. Однажды его проглотило морское чудовище Куртма. Барга спас и возвратил на небо бог Зал.

Согласно одним мифам, Барг являлся возлюбленным богини Барз, персонификация луны, согласно другим — её братом. У рутульцев наоборот Вириг (солнце) — девушка, а Ваз (луна) — юноша.

Барз

0 0 0

Барз — у лакцев, лезгин (Варз), даргинцев (Бадз), аварцев (Моц), рутульцев (Ваз) — божество, персонификация луны.

Барз имеет облик прекрасноликой девушки (у рутульцев — юноши).

Распространён сюжет о пятнах на луне: Барз (луна) и Барг (солнце) были влюблены друг в друга. Но луна стала хвастаться тем, что красивее солнца и на неё смотрят больше, чем на него. Тогда солнце бросило на лик луны комья несмываемой грязи, которые превратились в несмываемые пятна. Обидевшись, луна убежала от солнца, которое поняло свою вину и теперь тщетно пытается догнать ее.

Согласно мифологическим представлениям рутульцев, Ваз и Вириг раньше были людьми — братом и сестрой. Ваз влюбился в Вириг. Готовившая тесто Вириг замахнулась ложкой, чтоб отделаться от его приставаний. Куски теста попали Вазу в лицо, оставив на нём следы. Ваз убежал, превратившись в луну, а Вириг стала солнцем.

Бярнил изажа

0 0 0

В мифологии лакцев — хозяйка воды, дух водной стихии.

Согласно поверьям, бярнил изажа обитала в глубине озер и рек. Представлялась она в облике белокожей женщины-красавицы с длинными распущенными зелёными волосами. Ее глаза излучали зеленый свет.

Бярнил изажа заманивала купающихся в одиночестве мужчин, заключала их в свои объятия и топила. Тем мужчинам, которые ей полюбились, она сохраняла жизнь, но щекоткой вызывала у них страшный смех и в конце концов сводила с ума.

Чтобы умилостивить бярнил изажа, ей возносили молитвы и совершали жертвоприношения.

Вацилу

0 0 0

В мифологии лакцев — священная гора.

Горой Вацилу считалась гора возле Кумах — центра Лакского района.

Согласно поверьям, между двумя примыкающими друг к другу скалами, стоящими на вершине Вацилу, может протиснуться лишь безгрешный человек. Грешника скалы должны задержать. По традиции, бесплодные женщины, проскользнувшие между камнями Вацилу, очищались и могли рассчитывать на успех молитвы, обращённой к богу о ниспослании им детей. Вацилу также являлась местом мо­литв о дожде, на ней совершались жертвоприношения.

Название горы Вацилу вос­ходит, по мнению советского иссле­дователя Л. И. Лаврова, к осетин­скому Уацилле, которому лакцы мо­лились, как и осетины, во время за­сухи. А народная этимология свя­зывает название горы с мифом (в сказании "Лю­бовь нартов") о нарте Бархху, влюб­лённом в Пари. Решив по просьбе Пари создать близ места её обита­ния море, он вырыл котлован. Выко­панную же землю собрал и образовал гору, сказав при этом, что эта гора будет под солью — Ва ("это") цил ("солью") лу ("внизу").

Гудил

0 0 0

Гудил — у табасаранцев, татов, рутульцев (Гуди), цахуров (Годей), лезгин (Пешапай), лакцев (3ювил) — божество.

Гудил считался божеством дождя. Следы его культа сохранились в обрядах вызывания дождя, в которых его изображал мужчина или юноша, покрытый зелёными ветками.

Гуцар

0 0 0

В народных представлениях Гуцар считался божеством урожая. Он был покровителем земледелия и скотоводства.

Культ Гуцара играл важную роль в праздновании праздников земледельческого цикла.

Зал

0 0 0

В мифологии лакцев, цахуров (Гыниш), рутульцев (Ийниш), аварцев (Бечед), татов (Офирогор) — верховный бог.

Согласно народным представлениям, 3ал обитал на небе (верхний мир). Он представлял вечным, всевидящим, всемогущим, всепобеждающим и милостивым властелином неба и земли, устроителем мирового порядка.

Считалось, что от воли Зала зависило плодородие земли. В одном из мифов описывалось, как он одарил честных и добрых людей, сделав их богатыми, а бессердечных и жадных вверг в нищету и лишил рассудка. В другом мифе Зал вызволил из пасти чудовища обессилевшее солнце, вернув светилу лучезарную силу.

С распространением ислама 3ал стал отождествляться с Аллахом.

Залзанагый

0 0 0

Залзанагый (Йадланин) ("мать болезней") — в мифологии рутульцев, аварцев (Унтул эбел), андийцев (Рукурли ила), ботлихцев (Годали Ила), лакцев (Аццалав) — злой дух.

Согласно народным представлениям, Залзанагый являлся злым духом. Он представлялся в облике женщины огромного роста, с длинным носом, нечёсаными волосами, в лохмотьях. Считалось, что его появление влечёт болезни и несчастья (война, голод и др.). Но от него можно откупиться едой или старой одеждой.

Земире

0 0 0

В кумыкской мифологии (Дагестан) — божество плодородия.

Божество Земире представлялось в образе женщины. Исследователи считают, что она являлась персонажем доисламского происхождения, близким по своим функциям Суткъатын. Следы её культа сохранились до наших дней в обряде вызывания дождя.

Идор

0 0 0

В мифологии лакцев и татов (Харши Кула, Уртил Читу) — божество.

Идор считался земледельческим божеством растительности и плодов. Сохранилось поверье татов, по которому пользоваться собранными плодами можно было только после принесения в жертву Идору части урожая.

Каж

0 0 0

В мифологии аварцев — добрый домашний дух в облике белой змеи.

Кушкафтар

0 0 0

В низшей мифологии табасаранцев, лезгин, рутульцев (кашкафтар), цахуров (ална йед), лакцев (кавтар кари) — злой дух.

Согласно преданиям, кушкафтар чаще всего представлялась в облике безобразной старухи с острыми торчащими изо рта клыками, горящими глазами, с нерасчёсанными длинными волосами и большими грудями. Считалось, что кушкафтар жила в лесу со своей дочерью. Она похищала ночью детей и сжирала их.

Кылыч тёш (Темир тёш)

0 0 0

В кумыкской мифологии — злой лесной дух.

По некоторым поверьям, кылыч тёш являлся человекообразным одноглазым существом. Он похищал человеческих женщин и сожительствал с ними. От этих связей рождались одноглазые дети. По преданию, существовал способ, как перехитрить кылыч тёша. Во дворе в пень втыкали острием вверх саблю и накрывают ее буркой. Полагая, что это укрыт спящий человек, кылыч тёш грудью бросался на бурку, сам напарывался на саблю и погибал.

Кяли чири

0 0 0

В низшей мифологии лакцев и аварцев (Бакараб рух — "голодный дух") — дух.

Кяли чири считался амбивалентным — и добрым, и злым — духом, который приносил в дом либо достаток, либо постоянную нужду. В преданиях чаще всего представлялся в облике мужчины с белой бородой в белоснежной одежде, с телом белым, как снег. Согласно некоторым аварским поверьям, кяли чири был духом женского пола.

По народным представлениям, верхом на коне кяли чири являлся в дома и требовал еды. Те, которые накормили духа, вознаграждались благополучием. Отказавших ему в еде он наказывался нищетой.

Мамов

1 0 0

В мифологии лакцев, андийцев, даргинцев-акушинцев (мому), татов (мому, момои), аварцев-андалальцев (хабучи) — духи, ведающие рождением детей.

Исследователи считают, что согласно первоначальным представлениям вышеперечисленных народов, мамов являлись покровительницами рожениц. Дальнейшая эволюция образа превратила их в злых духов.

По поверьям, мамов являлись злобными и опасные духами. Они насылали на детей болезни или даже смерть. Они выступали в облике старух в белых или чёрных одеждах. Лакцы пугали непослушных детей словами: "Смотри, мамов идёт".

Мантули (Лаки Халлу)

0 0 0

В мифологии лакцев — добрый дух.

По преданиям, мантули являлась добрым горным духом. Она выглядела как девушка с длинными золотистыми волосами. Местом жительства мантули были пещеры.

Считалось, что мантули помогает женщинам в их домашней работе, но только с одним условием — об этом никто не должен знать. Согласно легенде, одна женщина разболтала о помощи мандули, после чего была жестоко наказана — ее дом разрушился, ее дети погибли, как и она сама.

Нумнегир

0 0 0

Нумнегир считался покровителем рода и семейного очага. По поверьям татов, нумнегир имел облик ласки или большой крысы. Первоначально он считался добрым духом. Шкурка одного из этих животных, прибитая над постелью роженицы или больной, могла предохранить их от злых духов. Но постепенно представления о нумнегире изменялись — со временем он стал рассматриваться как предвестник несчастья.

Рикирал дак

0 0 0

В мифологии лакцев и дидойцев — злой лесной дух.

Рикирал дак имел антропоморфный облик, из груди которого торчал топор. По представлениям лакцев, он был покрыт густой длинной шерстью. Он отличался большой силой и даже неуязвимостью. По преданию, рикирал дак шел в услужение к человеку, если тот сумел с помощью хитрости вырвать у него клок шерсти.

Рохдулай

0 0 0

У аварцев считается воплощением злого, враждебного человеку начала в виде женщины огромного роста, с вывернутыми назад ступнями, длинными черными волосами на ногах, одетой в лохмотья.

Подробнее »

Сазаган

0 0 0

В мифологии ногайцев — отвечающее за молнии, дождь и плодородие небесное существо в виде огромной огненной змеи, чья голова напоминала оленя с рогами.

Сухасулу

0 0 0

Сухасулу (луту) — в низшей мифологии лакцев, аварцев (кегилу), лезгин (квал, кварц), рутульцев (хварц), табасаранов (хварс), цахуров (курчел) — злой дух.

Согласно народным представлениям, сухасулу имел облик старухи в лохмотьях, с большими дряблыми грудями и распущенными волосами. Считалось, что живёт он за закромами. Сухасулу наваливался на спящего человека и принимался душить его. Если человеку удалось внезапно схватить его ожерелье, дух начинал служит человеку.

Квал (кварц) принимал облик старика или чёрных домашних животных (кошки, собаки, козла), хварц — кошки, хварс — антропоморфное существо с одной ноздрёй.

Исследователи считают, что изначально сухасулу являлся хозяином урожая, изобилия, отсюда — и его место обитания.

Чассажи

0 0 0

В мифологии лакцев — хозяйка ветров.

Чассажи представлялась в облике женщины с длинными растрёпанными волосами. Согласно преданиям, она жила в доме, который находился в безлюдном месте. Чассажи покровительствовала обездоленным и сиротам, была беспощадна к лентяям. В этой роли она выступала особенно часто в народных сказках.

Считалось, что на людей, совершивших дурные поступки, Чассажи насылала ветер, сметавший все на своем пути, иссушая землю. Для ее умилостивления вытапливали на огне сало жертвенного барана.

Шямга

0 0 0

Злой домашний дух в мифологии даргинцев, способный принимать форму любых предметов, даже старой обуви.



ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть