↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Шумеро-аккадская мифология

По мифологии народа Древней Месопотамии, говорившего на шумерском и аккадском языках

Шумеро-аккадская мифология

По мифологии народа Древней Месопотамии, говорившего на шумерском и аккадском языках

Канон


Книги

Эпос о Гильгамеше (Epic of Gilgamesh; XVIII-XVII в. до н.э)

Фольклорное произведение

 

«Эпос о Гильгамеше» — старейшее художественное произведение, известное человечеству. Когда в XVIII веке до нашей эры шумерские поэты начали заполнять первые глиняные таблички, повествуя о подвигах правителя города Урук, не существовало еще ни одного европейского государства, а на Древнем Востоке едва брезжила заря цивилизации. Тем интереснее современным читателям главные герои эпоса — полубог Гильгамеш и его друг-соперник Энкиду. Их чувства и поступки нам близки и понятны. Приобщение к высокой культуре, скорбь после смерти друга, желание бессмертия — эти главные темы древнего эпоса можно назвать вечными. С тех пор, как «Эпос о Гильгамеше» был открыт, а случилось это только в XIX веке, ученые и поэты не перестают обращаться древнему тексту, пытаясь проникнуть в его тайны и передать красоту стихотворной формы.

 

1. Гильгамеш и Агга — повествует о конфликте Агги, царя Киша, с Гильгамешем. В отличие от других произведений о Гильгамеше, царь не наделяется волшебно-сказочными чертами. Данная поэма не была включена в «Эпос о Гильгамеше».

 

2. Гильгамеш и Гора Бессмертного — повествует о походе Гильгамеша к исполину Хуваве, который защищал священные кедры.

 

3. Гильгамеш и Небесный Бык — описываются любовь к Гильгамешу богини Иннин, которую тот отверг, и битва Гильгамеша и его раба Энкиду с небесным быком, посланным разгневанной богиней. Конец поэмы не сохранился.

 

4. Гильгамеш и Подземный мир — повествует о том, как Гильгамеш по просьбе богини Иннин изгнал из ивы поселившихся там львиноголового орла и лилит, после чего сделал для богини из дерева кресло и ложе, а для себя — барабан и палочку (по новейшему толкованию — деревянные мяч и биту для игры). Позже барабан провалился в преисподнюю, а отправившийся за ним Энкиду не смог вернуться, так как нарушил несколько запретов. Только после просьбы Гильгамеша боги позволили ему пообщаться с духом Энкиду.

 

5. Смерть Гильгамеша — описывает, как Гильгамеш ищет бессмертие, но узнаёт, что оно недостижимо. Поэма сохранилась только во фрагментах.

 

6. Потоп — содержит рассказ о сотворении человека, возникновении царской власти, потопе, а также о том, как царь Зиусудра спасся от потопа, построив корабль, и стал бессмертным. Конец таблички был разрушен.

Энума Элиш (Enuma Elish; XII век до н. э.)

Вавилонский космогонический миф, описывающий возвышение Мардука из ранга младших богов, его борьбу с Тиамат и обустройство мира. Сохранился в новоассирийских и нововавилонских табличках из Ашшура, Ниневии, Киша и Урука. Сказание было сложено, вероятно, в эпоху II династии Исина (ок. XII век до н. э.) с целью обоснования верховенства Мардука в вавилонском пантеоне, для чего были переработаны шумерские предания, прежде всего об Энлиле и Нинурте. Значительную часть повествования занимает прославление Мардука и его города Вавилона, но главную роль играет именно космогоническая канва.

Энки и Нинхурсаг (Enki and Ninhursag)

В мифе «Энки и Нинхурсаг» говорится о том, как бог вод Энки очень скучал по своей жене богине земли Нинхурсаг. Она удалилась путешествовать, а Энки, увидев в облике своей дочери Нинсар черты любимой жены, вступил с ней в инцест, в результате чего родилась внучка Энки Нинкура. Нинхурсаг не возвращалась, и та же история произошла с Нинкурой. Нинкура родила от Энки Утту. Инцест с правнучкой не привёл к рождению детей, семя Энки излилось на землю, от чего произросли 8 растений. Съев их, у Энки сильно заболели 8 частей тела. Пожалев жестоко страдающего мужа, Нинхурсаг родила для его излечения 8 детей.

Серия длинных поэм о деяниях богини Инанны (A series of long poems about the exploits of the goddess Inanna)

Самым первым известным автором письменной литературы была женщина по имени Энхедуанна, жившая в древней Месопотамии около 2300 года до нашей эры. Верховная жрица бога луны Нанны, Энхедуанна почитала богиню Инанну выше всех богов шумерского пантеона. Гимны, написанные ею для Инанны, представляют собой самое раннее письменное изображение древней богини. Восхваляя отношения Энхедуанны с Инанной, они также представляют собой первый существующий рассказ об осознании человеком своей внутренней жизни.

 

1. Инанна и Мэ

Богиня Инанна, желая облагодетельствовать свой город Урук, решает добыть Таблицы мудрости Мэ, хранителем коих является бог Энки. Она поит Энки допьяна и, выманив у него позволение взять все, что ей хочется, погружает мэ в ладью и отплывает. Протрезвевший Энки посылает в погоню демонов водной стихии со своим советником Исимудом. Но Инанне удается доставить мэ в Урук, и они оказываются потерянными для Энки навсегда.

 

2. Инанна и покорение горы Эбих

Богиня путешествует по всему миру, пока не натыкается на гору Эбих и приходит в ярость от ее величественной мощи и природной красоты, считая само ее существование явным оскорблением ее собственной власти.

 

3. Инанна и Шукалетуда

Шукалетуда, садовник, который ужасно справляется со своей работой и частично слеп. Все его растения погибают, кроме одного тополя. Шукалетуда обращается к богам с молитвой о помощи в работе. К его удивлению, богиня Инанна видит его единственный тополь и решает отдохнуть под сенью его ветвей.

 

4. Инанна и Гудам

Миф посвящен действиям Гудама, который описывается как свирепый воин, обедающий плотью и пьющий кровь вместо пива. Гудам ходит по Уруку, убивает многих и разрушает храм Эана, пока "рыбак Инанны" не обращает против него свой топор и не побеждает его. Гудам, смирившись, обращается к Инанне с мольбой о прощении, обещая восхвалять ее словами и приношениями.

 

5. Нисхождение Инанны в нижний мир

Миф рассказывает, как Инанна принесла богине подземного мира Эрешкигал (Бау) весть о том, что её муж умер. Из мира мёртвых выйти оказалось трудной задачей. Для этого Инанне нужно было послать туда кого-то вместо себя. Она, после недолгих раздумий, посылает демонов привести её возлюбленного Думузида1, как свою замену. Думузид, поняв, что на него устроена облава, старается спрятаться, но демоны идут по его следам. Сначала он просит о помощи друга, но друг предаёт его. Тогда он обращается за помощью к своей сестре Гештинане. Та прячет его, но демоны узнают, где он прячется. Тогда Думузид бежит в дом старой женщины Билулу, которая укрывает его. Однако демоны всё же находят Думузида и убивают его.

 

6. Инанна и Билулу

Инанна пришла в дом Билулу, чтобы её убить. В мифе указан мотив: месть, однако не поясняется, за что. Поэтому считается, что Инанна, якобы, не могла простить Билулу за то, что в её доме произошло убийство Думузида. Причина довольно странная, ведь Билулу не выдавала Думузида. Значит месть имела другую подоплеку, о чём будет объяснено позже. Инанна превратила Билулу в богиню пустыни, т.е. убила. Вместе с Билулу был убит её сын-фермер, который по всей вероятности был фермером Энкимду, ранее претендовавшим на руку Инанны вместе с Думузидом.

 

7. Инанна и Думузи

Две версии мифа рассказывают о сватовстве Думузи к богине. Согласно первой, его соперником был бог земледелия ЭНКИМДУ, и Димузи добился успеха после долгого ожесточенного соперничества. По другой версии, его сватовство сразу охотно было принято Инанни, честолюбивой богиней любви и войны.

Миф об Этане (The Myth of Etana; II век до н.э.)

Согласно сюжету, Этана был набожным и богобоязненным царем, в точности исполнявшим все ритуалы. Однако его мучила бездетность. Поэтому он мечтал достать «растение рождения», а также знаки верховной царской власти. Но он не мог этого сделать, поскольку это растение находилось на небесах, а туда смертному было не добраться. Тогда Этана спас из ямы орла, которого некогда бросила туда змея, у которой он съел её детенышей и тем самым предал её дружбу. На спасённом орле Этана полетел в небеса. Но в конце концов он испугался и стал умолять орла вернуть его на землю. На этом миф обрывается.

ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть