Автор: Александр Сергеевич Грибоедов
Комедия в стихах. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Она описывает светское общество времён крепостного права и показывает жизнь 1813—1824 годов. Само «действие происходит… спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822».
Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила комедию в стихах как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она разошлась на цитаты.
Режиссер: Сергей Алексеев, Виталий Войтецкий
Страна: СССР
В дом московского барина Фамусова приезжает Чацкий, возвратившийся из дальних странствий. Он спешит увидеть Софью, дочь Фамусова, которую любит с давних пор. Но Софья холодно встречает пылкие излияния Чацкого. Ее сентиментальную натуру, взлелеянную французскими романами, оскорбляют проникнутые горечью и негодованием речи Чацкого. Он обличает взяточничество, низкопоклонство, невежество и холуйство. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Загорецкий, Репетилов и другие мстят Чацкому, объявив его безумным. В довершение всего Чацкий узнает, что Софья отдала свое сердце ничтожному Молчалину.
Режиссер: Михаил Царев
Страна: СССР
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга, но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Германию и «не писал трёх слов»; вопреки ожиданиям Чацкого, она встречает его очень холодно.
Оказывается, у неё уже другой возлюбленный — живущий в доме её отца молодой карьерист Молчалин. Чацкий своими монологами, в которых обличает московское общество, добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии. В конце пьесы он решает покинуть Москву.
Страна: Россия
Режиссер: Олег Меньшиков
Театральная постановка по одноимённой пьесе А.С. Грибоедова.
Классический текст А.С. Грибоедова звучит сегодня так, будто написан вчера, а Меньшиков в роли Чацкого вновь подтвердил свою репутацию первого актера России. О нем можно спорить, его можно не принимать, но его нельзя забыть...