Славянская мифология это весьма таинственная вещь. Связано это с тем, что собственно славянские мифологические тексты не сохранились. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Эти реконструкции (а их создано на данный момент очень много) и являются каноном для нашего фандома. Следует отметить, что они зачастую противоречат друг другу и тот, кто является у одних исследователей богом, у других будет ошибкой переписчика. Так, например, историчность богинь Жели и Карны, которые упоминаются в Слове о полку Игореве, признают только Б. А. Рыбаков и его последователи.
Из-за многообразия реконструируемых образов богов и мифических существ славян в персонажи фандома добавлены все, каких смогли найти, независимо от того, насколько историчным является образ.
Автор: Афанасьев А. Н.
Томов: 3
XIX век стал временем интенсивного изучения славянской мифологии, в это время формировалась традиция прочтения славянской мифологии с позиций «натурмифологической школы», взгляды которой разделял и Афанасьев. Представители этой школы полагали, что мифология возникла из попыток человека объяснить природные явления. Основоположник солярно-метеорологической школы А. Н. Афанасьев исходил из того, что миф есть «древнейшая поэзия», повествующая о жизни природы в ее «ежедневных и годичных превращениях». Коллективным поэтом и творцом мифологии являлся народ, который сотворил и язык, и мифы». С точки зрения автора мифология «возникла на небе» с обожествления небесных природных явлений, но затем «спустилась на землю, принимая самые причудливые оболочки, отчего всякого рода повествование о происходящем в этом мире, насыщено образами всякого рода «нечисти».
Автор привлекает в качестве материала данные из различных областей: эпос разных народов, сказки, труды лингвистов, диалектологов, обращает внимание на законодательные акты, провинциальную периодику. Свет, тьма, небо, земля; солнце, гроза, ветер, радуга, дождь, злые карлики, ведьмы, водяные, лешие и прочие модификации добрых и злых стихий — все анализируется автором с учетом данных науки его времени. Благодаря замыслу, методологии и привлеченному материалу работа получилась энциклопедической, где фиксируются все возможные способы представления природы и проявления коллективной работы духа.
Автор: Рыбаков Б. А.
Книга pаскpывает истоки наpодного миpовозpения pyсских, yкpаинцев и белоpyссов, пpослеживает пеpиодизацию язычества: дyалистический анемизм (кyльт вампиpов и беpегинь), кyльт божеств плодоpодия (Рода и pожаниц), дpyжинный кyльт Пеpyна, сменяемый хpистианством. Анализиpyются пpоисхождение языческих богов, пpедставления о миpе и yпpавляющих им силах, восходящие к охотничьемy обществy палеолита и мезолита. Подpобно изyчены миpовоззpение дpевних земледельцев IV-III тысячелетий до н. э. на теppитоpии Укpаины и его отголоски в миpовозpении славян. Рассмотpены этногенез славян, святилища и погpебальные обpяды пpаславян.
Автор: Иванов В. В., Топоров В. Н.
Статья из второго тома энциклопедии "Мифы народов мира".
В статье рассматриваются мифологические представления древних славян, а также образы наиболее важных богов и духов.