Ну наконец-то продолжение! А то сайт только уведомлениями дразнил.))
Показать полностью
Читать буду на свежую голову, чтобы ничего важного не упустить… Желаю авторам благосклонности техники к их работе!)) Daena, благодарю.)) — Правда, связь между ними большей частью домыслы, но явно имеющие право на существование. — Вы имели в виду связь Гарри с Волдемортом? Дамблдор после пересказа Гарри своего сна использовал прибор, который показал, что сущности разделены: «Конечно, конечно, — бормотал он [Дамблдор], по-прежнему наблюдая за дымом без малейшего удивления. — Но сущности разделены? — Вопрос прозвучал для Гарри загадкой. Между тем дымная змея немедленно превратилась в две змеи, обе сворачивались и извивались в полутьме», — к слову, очень вероятно, что этот прибор был у директора еще во время работы Квиррелла… Но тут важно не столько это, сколько субъективное восприятие Гарри: «Я — это оружие. …Это я напал вчера ночью на мистера Уизли. …если Волдеморт владеет мною, он видит через меня штаб Ордена Феникса!» — подозрительный Гарри кое-что домыслил и переоценил опасность на тот момент, но угрозы уловил верно. А еще Гарри поначалу даже мерещилось, что друзья его сторонятся, хотя Рон и другие были рядом — что Гарри довольно быстро понял. — И, да, я за Рона, в любом случае. Потому что это дружба. Время лечит. И эти ссоры их тогда покроются пылью. — Да, их очень многое связывает. Не только Рон много сделал для Гарри, но и Гарри для семьи Уизли (Молли — Гарри: «Если подумать, так половина нашей семьи обязана тебе жизнью. Я могу сказать только одно: день, когда Рон надумал занять в „Хогвартс-экспрессе“ одно купе с тобой, был счастливым для нас днем, Гарри»). И, как мне кажется, было бы неправильно от всего этого отказаться, придав словам (да, жестоким, но всё же словам) и уходу из-за страха за семью большее значение, чем всем предыдущим поступкам. И если верить Роулинг, которая говорила, что Рон повзрослел последним из троицы, когда уничтожил медальон, всё у них должно быть хорошо. Эпилог тому в какой-то мере подтверждение, хоть в нем мало показано. Но в этом фике, как я понимаю, эпилог не учитывается, так что… Если не повзрослел, то, к сожалению, они могут еще не раз пройти цикл: непонимание Рона > разрыв отношений > тоска и переживание обиды по-одиночке > работа Рона мозгами > бурное воссоединение на почве внешней опасности (как было и в «Кубке огня», и в «Дарах Смерти»). И с каждым разом будет всё сложнее, поскольку чем люди старше, тем больнее умеют ранить и тем труднее затягиваются раны. При этом пока весьма юный возраст героев может мешать отнестись с пониманием к изменениям в близком с детства человеке (в особенности сразу с пониманием). |
И я влезу в дискуссию — уж очень интересные вопросы.))
Показать полностью
Про отношение сыновей Уизли к Снейпу. Мне кажется, что взгляды Артура и Молли не могли бы всегда оказывать решающее влияние на формирование мнения детей. Во-первых, дети в каком-то возрасте противопоставляют себя родителям и их убеждениям. Во-вторых, дети наверняка задавали вопрос: «Мама, папа, а почему вы доверяете Снейпу?» — но вразумительного ответа добиться не могли. (Наиболее вероятный ответ: «Потому что ему доверяет Дамблдор», — не объясняет причины, а отсылает к авторитетам, которые дети склонны отрицать.) А где нет удовлетворительного объяснения, из ростков сомнений разрастается недоверие, непонимание и неприятие. В-третьих, детям кажется, что они обладают достаточной полнотой информации, чтобы судить самостоятельно («я имею право на свое мнение!»). А Снейп не просто какой-то человек из родительского окружения, а учитель, которого сыновья Уизли видят почти каждый день, тогда как родители — лишь изредка на собраниях Ордена, а с исчезновения и до возвращения Волдеморта, скорее всего, вообще со Снейпом не встречались (по крайней мере, на глазах у детей). Все условия, чтобы сказать / подумать в адрес родителей: «Да я вижу и понимаю больше! Вы-то у него не учитесь! Вы-то не знаете, какой он вредный сальноволосый ублюдок! как он нас ненавидит, снимает баллы, [перечисление сотни азартно коллекционируемых обид на Снейпа] …А еще Темные искусства мечтает преподавать!» К примеру, на распределении на вопрос Гарри о Дамблдоре: «Он… он немного ненормальный?» — Перси отреагировал весьма примечательно: «Ненормальный? — рассеянно переспросил Перси, но тут же спохватился. — Он гений! Лучший волшебник в мире! Но, в общем, ты прав, он немного сумасшедший». Сдается мне, «спохватился» — это намек на некоторую разницу между тем, что Перси чувствует, и тем, что, по его представлениям, следует говорить: до самозабвения правильный Перси наверняка неоднозначно оценивал Дамблдора с его яркими нарядами, своеобразными шутками и вообще необычной для мага столь высокого положения манерой держаться и ставил под сомнение его авторитет. (И мы знаем, сколько горя впоследствии принесет семье Уизли любовь Перси к внешним проявлениям статуса и власти на фоне типично подросткового стремления противопоставить себя семье.) Последующее высказывание Перси про Снейпа («Не удивляюсь, почему он [Квиррелл] такой нервный — занервничаешь тут, когда рядом сидит профессор Снейп. Он учит тому, как надо смешивать волшебные зелья, но говорят, что это ему совсем не по душе. Все знают, что он хочет занять место профессора Квиррелла. Он большой специалист по Темным искусствам, этот Снейп») только подтверждает, что авторитет Дамблдора для Перси не абсолютный. И не важно, являются ли развернутые ответы на вопросы Гарри инициативой Перси или его кто-то попросил ввести Гарри в курс дела (всё же мальчик у магглов рос и многого не знает) — как бы там ни было, эти ответы окрасились личным отношением Перси к Снейпу и Дамблдору. |
Суждения Рона о Снейпе тоже объяснимы. Рон импульсивен и во многом инфантилен: что ему спасение жизни друга, когда Снейп Невилла с Гермионой и того же Гарри обижает? Инфантилизм, конечно, не в том, что Рон злится на Снейпа и даже пытается друзей от него защитить (как орал, когда Снейп высказался по поводу зубов Гермионы! — к слову, с учителями, которых всерьез боятся, так себя не ведут), а в том, что не видит хорошего и не соизмеряет несправедливость при выставлении оценок и бестактность (или всё же неловкость выражений?) Снейпа с его искренними переживаниями за детей и стремлением защитить их от опасностей.
Показать полностью
А еще Рон, как бы сам того не хотел, в какой-то мере зависим от мнения Гарри, а Гарри Снейпа ненавидит… Когда впервые прочитала слова Снейпа в адрес Гарри: «Вы не понимаете тонких различий», — подумала, что о Роне можно обоснованно сказать то же самое. Про славу Гарри и ее последствия. На мой взгляд, после победы над Волдемортом восхищенное внимание к Гарри со стороны магической общественности естественно. И главная причина в том, что общественность не знает о вкладе в победу плана Дамблдора по освобождению Гарри от хоркрукса (как и самого факта, что Гарри был им); о роли истории Принца в том, что Гарри принял единственно верное решение; о том, что оборона Хогвартса не просто оттянула начало открытого боя, а помогла Гарри найти и уничтожить хоркруксы… и очень многого еще. (Я полагаю, троица не стала бы давать интервью, рассказывая такие подробности: эта информация слишком опасна, а отчасти еще и очень личная.) Кстати, когда в 1981 погибли родители Гарри, славили отнюдь не Лили — маги поднимали тост: «За Гарри Поттера — за мальчика, который выжил!» Мне кажется, после окончательной победы над Волдемортом оценка ситуации магической общественностью будет похожей: большинство предпочтет любить символы (а Гарри стал главным символом задолго до последней победы), не особенно разбираясь в деталях. При этом не отрицаю, что всякий вклад участников событий войны, который конкретен, заметен и понятен (!) непосвященным (защищали замок, убил Нагини и т. п.), будет признан широкой магической общественностью. Однако знаки внимания во время посещения Гарри маггловского магазина одежды (а почему не мадам Малкин? — вероятно, в том числе из-за желания избежать лишнего внимания), на мой взгляд, должны были проявляться умеренно, если вообще имели место. Во-первых, события происходят 21 июля, то есть с финальной битвы прошло почти три месяца. Эйфория от победы сходит на нет, магам есть о чем подумать: как семнадцатилетний юноша одолел сильнейшего темного мага? почему многие подчинились власти Лорда или сбежали, но не сражались рядом с орденцами?.. Я не верю в истории, в которых маги пугаются Гарри настолько, что запирают в Мунго / сажают в Азкабан / выживают из Англии и т. п. — речь о другом: признание силы Поттера и собственной вины теми, кто устранился от борьбы, должно формировать почтительное отношение к Гарри и подобающую его статусу дистанцию. |
Во-вторых, Роулинг моделирует малое общество, поэтому если уж проводить параллели с реакцией на появление в общественном месте звезды или президента, то в качестве примера рассматривать следует не Россию или другую большую страну, а государство с маленькой территорией и малочисленным населением.
Показать полностью
При этом надо заметить, что магическая Британия — не совсем изолированное общество: маги могут свободно бывать в маггловском мире, соблюдая определенные правила. Так что в качестве примера небольшой страны Северная Корея или государство с похожим режимом не подойдет — скорей стоит рассмотреть пример Исландии, где к высшим руководителям страны граждане могут свободно подойти, зайти в гости и т. д. И наконец, когда события показываются глазами Гарри, важны не только факты, но и его реакция. Гарри в каноне вообще не слишком радуется славе, а больше всего ценит поддержку, которая основана на доверии: поддержку тех, кто не отвернулся от него, когда стало известно о способностях змееуста; тех, кто поверил в возвращение Волдеморта до сражения в Отделе тайн и т. п. (Отступая от темы: мне кажется, в этом Гарри чем-то похож на Снейпа.) И после победы для Гарри будет значимо мнение в первую очередь магов, которые сражались вместе с ним, внесли вклад в победу и знают ее цену. Благодарности остальных, скорее всего, не будут предметом фиксации внимания Гарри (разве что необычную и / или трагическую историю расскажут — но такого в фике за время пребывания Гарри в обществе 21 июля не случилось). Про вкусы. Мне кажется, между «западать на тощих тёть в бигуди, …отрастить свиноподобную харю и обставить гостиную в стиле „а ля Privet drive“» и «на нём были чёрные вельветовые джинсы, которые плотно облегали бёдра, кожаный ремень с пряжкой в виде серебряной змеи с изумрудными глазками, чёрная рубашка, куртка и зелёный шёлковый шейный платок с серебряным кантом» есть множество компромиссных вариантов, позволяющих выглядеть достойно, не превращаясь в образчик слизеринской моды. А мы наблюдаем, как вкусы Гарри уподобляются вкусам Снейпа: черные джинсы, черная же рубашка, символы Слизерина. Ведь продавщица подобрала всего лишь то, что может подойти любому стройному зеленоглазому юноше-магглу, но Гарри не воспротивился приобрести и без особых колебаний надел на встречу с друзьями (!) весьма символичные в магическом мире аксессуары, с которыми, учитывая роль слизеринцев в недавней войне, у какой-то части магического общества должны быть некоторые негативные ассоциации, как и, вероятно, у самого Гарри. Поэтому мне в выборе Гарри видятся бессознательные проявления влечения и / или общности, родственности со Снейпом, в которых он себе не отдает отчета. Иначе бы по крайней мере на встречу с друзьями нарядился менее провокационно. Про ориентацию. С тем, что «наличие бисексуальных эмоций (причём, часто неосознанных) ещё не повод относить себя к меньшинствам», полностью согласна. |
Во-первых, возбуждение от объекта своего пола в какой-то мере могут испытывать (почти) все, причем гомофобы реагируют весьма ярко. (При этом не возьмусь утверждать, что все гомофобы — латентные геи.)
Показать полностью
Во-вторых, по некоторым данным, до трети подростков переживают транзиторную гомосексуальность. Если принять во внимание, что в Хогвартсе Гарри вел себя очень благоразумно, и это было его искреннее, не навязанное поведение (не считая времен управления Амбридж, педагоги отношениям мальчиков с девочками особых препятствий не чинили: на мой взгляд, здоровая атмосфера в плане межполовых отношений — результат либеральной педагогики Дамблдора); что даже под тяжестью знания о пророчестве, всех угрозах и рисках, связанных с уничтожением хоркруксов, Гарри не пустился во все тяжкие… время осознания своей сексуальности для него должно было наступить уже после войны. Наконец, гомосексуальное влечение — не то же, что и гомосексуальное поведение: можно испытывать влечение к представителям своего пола и не реализовать его ни разу в течение всей жизни. И наконец снова про Рона. В этом фике по сравнению с каноном у претензий Рона к Гарри несколько изменилась мотивация. В каноне она всегда была связана либо с гордостью и мечтами самого Рона (в «Кубке огня» Рон говорил Гарри: «Мне-то ты можешь сказать правду! …Тысяча галлеонов, плохо ли? Да еще экзамены не сдавать. …Тебе пора спать, Гарри. Завтра ведь рано вставать. Всякие там фотосъемки…»), либо с его семьей (в «Дарах Смерти»). Агрессия, мотивированная тем, что Гарри поступает не так, как хотелось бы Рону (при том, что приглашение Снейпа в дом на Гриммо не несет угрозы или ущерба ни самому Рону, ни его семье) — нечто новое. (И это нормально: мотивация поведения с взрослением постепенно меняется.) Хотя я не исключаю, что и в данном случае Роном руководят плохо осознаваемые, но в сущности прежние мотивы: он видит, что Гарри отдалился от друзей и Джинни (как я поняла, в фике пока не состоялось объяснение Гарри с Джинни — он просто убежал от нее на Гриммо, и не совсем понятно, что она думает про их отношения, ждет ли продолжения и продолжения чего — дружбы или брака?), и связывает это с единственным существенным изменением в жизни Гарри — появлением в его близком кругу Снейпа. Однако из-за своей гордости и тонко подмеченного когда-то Гермионой «эмоционального диапазона, как у чайной ложки», Рон не додумался просто сказать Гарри: «Друг, что-то ты совсем завис на Гриммо со своим Снейпом. Что ему от тебя надо? А тебе от него? …А Снейп тебя не слишком достает? А он точно тебе ничего плохого не сделает? А то мы с Гермионой волнуемся… И вообще, хватит там торчать днями и ночами — нам всем тебя не хватает!» |
Marian Eliot, спасибо за развернутый ответ!
Показать полностью
Я тоже не согласна с тем, что Гарри должны рвать на части при каждом появлении на улице, и мне тоже кажется, что наиболее вероятны уважительные знаки внимания — приветствия, рукопожатия, слова благодарности… (Как и при первом визите в «Дырявый котел» Гарри с Хагридом.) Полагаю, обсуждение возникло, потому что в 8-й главе фика не показаны проявления благодарности общества к Гарри, и это немного непривычно. Тогда как в каноне даже спустя 19 лет «множество лиц, как в поезде, так и на платформе, было обращено на Гарри». Впрочем, это не очень существенно: Гарри мог научиться быть незаметным, когда хотел. Верю, что Гарри Рона не собирался провоцировать: удобное черное, размер одежды и платок продавщица посоветовала, ремень Регулуса (?) — героя и брата крестного. Однако со стороны всё выглядит иначе… Я не считаю, что магическая Британия — слепок с малых развитых стран, и привела их как пример в первом приближении. Магическая Британия не обладает полноценной государственностью, поскольку не имеет самостоятельной территории, тогда как недоступные для магглов земли и сооружения подобны поселкам и поместьям элиты. Но с интерпретацией магического общества как элиты я могу согласиться только отчасти. Во-первых, в каноне, на мой взгляд, показано расслоение. К примеру, посетители «Кабаньей головы» мало похожи на элиту: «Трактир „Кабанья голова“ представлял собой убогую, грязную комнатку, чем-то насквозь пропахшую, скорее всего козлами. … Гарри вспомнил первый год и рассказ Хагрида о том, как он выиграл здесь драконье яйцо у незнакомца в капюшоне. … Гарри еще удивился, почему Хагриду не показалось странным, что незнакомец прятал лицо, но теперь он увидел, что здесь, похоже, принято его прятать. У одного голова была вся обмотана грязными бинтами с щелью на месте рта, куда он вливал стакан за стаканом какую-то жгучую дымящуюся жидкость. У окна двое в капюшонах — и если бы они не разговаривали с сильным йоркширским акцентом, Гарри, пожалуй, принял бы их за дементоров. А в темном углу возле очага сидела колдунья в густой черной вуали, достававшей до туфель, и виден был только кончик ее носа, поскольку выпирал из-под вуали». В «Кабаньей голове» Пожиратели ожидали Лорда, отправившегося на собеседование к директору Дамблдору. Там же Дамблдор встречался с Трелони, когда та, по ее словам, «была стеснена в средствах». Лютный переулок — еще одно сомнительное место: «Негоже… э-э… шататься по Лютному переулку. Гиблое место, да! Опасное!» — говорил Хагрид заблудившемуся Гарри. Столкновения Уизли и Малфоев — тоже показатель расслоения и значимости положения во взаимоотношениях. Во-вторых, как мне кажется, отношение к Флетчеру в Ордене было не совсем как к равному. Арабелла Фигг — сразу после нападения дементоров: «У него, видите ли, встреча с кем-то насчет котлов, которые свалились с чьей-то метлы! Я ему говорила [еще до ошибки!], что шкуру с него спущу, если он отправится, и вот пожалуйста!» И это сквиб говорит о маге! |
Молли — шестой курс: «…сейчас все так напуганы Сам-Знаешь-Кем, и вот то тут, то там предлагают на продажу всякую всячину, которая якобы может защитить от Сам-Знаешь-Кого и от Пожирателей смерти. … Чаще всего этим занимаются люди вроде Наземникуса Флетчера, которые не привыкли жить честным трудом и просто пользуются всеобщей паникой».
Показать полностью
Снейп — об аресте Флетчера — шестой курс: «Если вы действительно прочитали статью, о которой толкуете, мистер Финниган, то должны знать, что так называемый инфернал был не кем иным, как зловонным воришкой по имени Флетчер Наземникус». (Публичность здесь имеет значение, но и пристрастность Снейпа видна.) А уж как Гарри на Флетчера наехал, когда увидел, что тот вещи с Гриммо ворует… Вот почему ему Тонкс дала сбежать от праведного поттеровского гнева — хороший вопрос: полагаю, знала, что всё идет правильно.)) А о том, что Флетчер Ордену нужен, наверняка все орденцы знали. Еще в связи с отношением к Флетчеру я бы приняла в расчет, что Орден имеет демократическое устройство. Так, орденцы вступали в организацию добровольно. За измену члена семьи никого не преследовали: сравните отношение Дамблдора к Уизли после предательства Перси и, к примеру, диалог Люциуса с Лордом по поводу верности Драко: «— Повелитель! Умоляю… Мой сын… — Если твой сын погиб, я в этом не виноват, Люциус. Он не явился ко мне с другими слизеринцами. Может быть, он переметнулся к Гарри Поттеру? — Нет… никогда в жизни… — прошептал Малфой. — Да, для тебя было бы лучше, если это не так». Орденцев не наказывали за ошибки. К примеру, Люпина постигла неудача в переговорах с оборотнями — и что с ним сделал Дамблдор? Ничего: жил себе Люпин как прежде, ходил на собрания, общался с другими орденцами. Да еще и весьма иронично свой неуспех комментировал: «Дамблдор, видимо, надеялся, что я смогу хорошо повлиять на моих закадычных дружков. Вряд ли нужно добавлять, что я потерпел в этом полный провал». Снейп провалил задание обучить Гарри окклюменции: мало того, что слишком давил, так еще личные чувства поставил выше задачи, выгнав Гарри (а мог ведь наказать отработками и заставить дальше ходить на занятия) — и что якобы бессердечный Дамблдор? Вместо того чтобы наказать не в меру чувствительного подчиненного, который повел себя как подросток, и принудить его к продолжению обучения Гарри, Альбус принимает во внимание чувства Снейпа: «Я доверяю Северусу Снейпу — просто сказал Дамблдор. — Но я забыл — вот тебе еще одна ошибка старого человека, — что бывают раны, которые не способно залечить даже время: уж слишком они глубоки. Я думал, что профессор Снейп сумеет преодолеть свою ненависть к твоему отцу… но я ошибся». Да, орденцы часто рисковали. Но важно, что они знали это и шли на риск осознанно, по своей воле. Так что орденцы, скорее всего, демонстрируют возможный максимум лояльности к маргинальным слоям магического общества (оборотням, сквибам… ворам), но не типичное отношение к ним. |
Очень правдоподобно, что жизнь Снейпа после победы отнюдь не безоблачна.
Показать полностью
Мне всегда казалось, что маги (не Визенгамот, а именно «обыватели» и журналисты), отойдя от эйфории победы, стали бы обвинять Снейпа в том, что он недостаточно сделал для защиты школьников в год директорства. Могло всплыть и то, что Снейп был свидетелем преступлений Лорда и Пожирателей и не предотвратил их (к примеру, убийство Чарити Бербидж: в живых ведь остались многие участники того собрания в поместье Малфоев…). Хотя в каноне указывается на то, что задачей Снейпа было «поставлять Волдеморту информацию, которая кажется ему ценной, и при этом скрывать самое главное», что на его глазах в последнее время погибли только те, кого он не мог спасти (кстати, очень редко встречаю истории, где обыгрывается эта фраза — про то, как Снейп спасает кого-то под носом у Лорда или Пожирателей). А сам Снейп обвиняет Дамблдора исключительно в том, что он «шпионил, лгал, подвергал себя смертельной опасности» (но не в том, что ему приходилось убивать и пытать людей, то есть совершать преступления против своей совести явно более тяжкие, чем ложь), обществу и этого обычно достаточно, чтобы никогда не оставить в покое героя войны. В особенности пассивной части общества, для которой победу завоевали другие. Конечно, обвинение в педофилии — неожиданная претензия, но в общее ощущение неоднозначности восприятия публичной фигуры Снейпа после войны соавторы, на мой взгляд, попали замечательно.)) И еще вопрос.)) А вы расскажете, как в реальности вашего фика выжила Амелия Боунс? Ведь Фадж сказал маггловскому премьер-министру: «Она [Амелия Боунс] руководила Отделом обеспечения магического правопорядка. Мы полагаем, что Тот-Кого-Нельзя-Называть, возможно, лично убил ее, поскольку она была необыкновенно одаренной волшебницей и, судя по всему, отчаянно сражалась», — а премьер-министр ответил: «Да ведь об этом убийстве писали в газетах. В наших газетах. … Там говорилось, что это была самая обыкновенная одинокая пожилая женщина. Если не ошибаюсь, убита с особой жестокостью». Или это останется за рамками «Алхимии»? |
К вопросу о судопроизводстве. Мне кажется, поскольку магическая Британия не является государством в полном смысле, копировать принцип разделения властей, действующий в современных развитых западных странах (ну и не только в них, конечно), было бы примитивно. Но непродуманным этот аспект мира Роулинг я не считаю: к примеру, в Новейшей истории известны суды без адвокатов…
Показать полностью
Что касается продуманности текста и прочитывания скрытых смыслов вообще. Есть два принципиально разных подхода к чтению — вот хотя бы на примере этого фика. В главе 8 «Ссора» приведено подробное описание того, как у Гарри появились четыре новых предмета гардероба, которое содержит сцену неожиданно внимательного разглядывания Гарри себя в зеркале: «Сейчас он [Гарри] пристально вглядывался в собственное отражение. На нём были чёрные вельветовые джинсы, которые плотно облегали бёдра, кожаный ремень с пряжкой в виде серебряной змеи с изумрудными глазками (его он нашёл в одном из шкафов на втором этаже), чёрная рубашка, куртка и зелёный шёлковый шейный платок с серебряным кантом. Гарри не мог отрицать того, что наряд ему идёт, только вот друзья, наверное, будут удивлены». Первый способ рассуждения примерно такой. (Участники диалога вымышленные. :-) Критик *с некоторым высокомерием*: Та-а-ак, авторов понесло из Гарри Марти Сью делать?.. А ведь в каноне Гарри не уделял своей внешности столько внимания, это OOC… Контраргумент *вежливо*: Вообще-то за авторами не замечена склонность описывать сьюшных героев — посмотрите предыдущий текст и другие их работы. В то же время у авторов много значащих деталей… Критик *отмахиваясь*: Ну так у всех авторов Сью когда-то появляется в первый раз… А еще Кричер достал своим ворчанием, поэтому Гарри оделся поприличней! Контраргумент *терпеливо*: Когда в каноне вкусы и взгляды эльфа были настолько важны для Гарри, чтобы он кардинально изменил свой облик, одевшись по слизеринской моде — пусть и без предрассудков по отношению к магловской одежде? Что-то уж очень похоже на повод, отговорку… Критик *раздражаясь*: Но авторы ведь не написали прямо, зачем такие подробности, значит, ни о чем таком не думали. Авторам просто нравятся красивые юноши-герои / ходить по магазинам и покупать вещи (у них даже магазин магловский!) / копаться в бабушкином сундуке… И вообще нечего на пустом месте скрытый смысл искать! (В адрес Роулинг регулярно высказываются похожие обвинения. :-) Второй способ рассуждения. (Типа анализ эпизода. :-) Имеем пять вещей: куртку, джинсы и рубашку, шейный платок и ремень. Ставим вопросы: какие функции выполняет их упоминание? какое значение имеет частота упоминания и детализация описания свойств и способа появления каждой из вещей? |
Куртка упоминается всего один раз. О ее фасоне, цвете и способе появления у Гарри ничего не известно, вещь непримечательная. Таким образом, внимание читателя на ней не акцентируется — не будем искать глубокий смысл. Но и совсем игнорировать — читательская непредусмотрительность.
Показать полностью
О чем может говорить однократное, лишенное подробностей упоминание куртки? Первое. Гарри еще дома знает, что может замерзнуть в дороге. Похоже, он уже был на улице (да, до сборов на встречу с друзьями ходил в магазин одежды). Кроме того, вероятно, ему зябко из-за нездоровья (с учетом последовавших в ту же ночь событий, не исключено). Второе. Гарри собирается не только аппарировать с крыльца Гриммо в «Три метлы» и назад, но и гулять, идти куда-то еще — так-то в почти-августе минуту на улице можно и без куртки потерпеть. (Действительно, Гарри идет за ингредиентами для Снейпа, гуляет по Хогсмиду.) Третье. Это магловская одежда, следовательно, Гарри хотя бы отчасти сохраняет старые привычки, и / или тот, чьим привычкам он теперь неосознанно подражает, тоже не чужд магловской жизни. (Действительно, отец Снейпа — магл, и в детстве Северус носил магловские вещи. Однако они были уродливы и не подходили ему, поэтому впоследствии Снейп магловские вещи не любил. Так что эту версию ставим под сомнение: носить магловские вещи — и собственная старая привычка Гарри.) Рубашка упоминается дважды. Из подробностей о ней известны только черный цвет и то, что перед встречей с друзьями Гарри без уговоров купил две новые рубашки, и надел черную (цвет второй не назван). Рубашка комплектуется с джинсами, рассмотрим их вместе. Джинсы упоминаются трижды. О них известно: черные, вельветовые, облегающие, модные в молодежной магловской среде; Гарри их посоветовала продавщица-магла, а он посопротивлялся, но в итоге согласился купить именно облегающие, впоследствии не став отрицать, что — вместе с другими вещами — этот элемент наряда ему идет. Уже больше и интересней, чем про куртку и рубашку! Что из этого? Первое. Гарри наконец-то заинтересовался тем, во что одет (Кричер не один день до этого ворчал), специально пошел в магазин за обновками. Гарри постепенно привыкает к мирной жизни с ее обычными заботами, к нему понемногу возвращается способность радоваться и думать о себе. Второе. В выборе цвета и общем нежелании носить вещи не по размеру с чужого плеча Гарри подражает Снейпу — прежде у Гарри не было склонности одеваться именно в черное, как и активного желания избавиться от вещей Дадли (ему всё это было скорее безразлично). А вот Снейп не только любил черные мантии. В Хогвартс-экспрессе он сразу переоделся в форму, избавившись от нелюбимой магловской одежды. Третье. Гарри не вполне осознает, почему ему нравятся эти вещи; с непривычки, по инерции не сразу соглашается их купить. Однако после, прислушавшись к себе, понимает, что обновки ему по-настоящему нравятся — гриффиндорец прямодушен: не станет врать себе и заранее переживать о мнении окружающих по вопросам, которые касаются только его. |
Платок упоминается четыре раза (+1 к частоте упоминаний джинсов, значит, важность детали выше). О нем известно: материал — шелк, всё о раскраске — зеленый с серебряным кантом (о цвете разными способами сказано трижды!); тоже предложен продавщицей-маглой, но куплен и надет Гарри уже без возражений — нравится Гарри; очень не нравится Рону: Рон сходу называет платок слизеренским, раздражается и пытается его сорвать; Гермиона оправдывает Гарри тем, что цвет ему идет, но это не помогает.
Показать полностью
А что отсюда может следовать? Первое. Сопротивление Гарри покупать красивые и необычные для него вещи сломлено уже на этапе выбора джинсов — более чем слабое сопротивление для гриффиндорца. Второе. Гарри не вполне отдает себе отчет в том, что платок однозначно символизирует Слизерин (ему сказали про глаза, а об остальном он не задумался), зато Рон это видит сразу, а едва узнав о проживании Снейпа на Гриммо, моментально связывает именно с ним, называя платок ошейником. Значит, опять же, Гарри еще не осознает свое новое состояние и изменение привычек в полной мере, а вот желания и привычки уже руководят его выбором. (Продавщица тут не при чем: для маглы эти вещи ничего определенного не символизируют.) Третье. Платок из дорогого материала. Да, у Гарри есть деньги, но прежде он не тратил их на дорогие предметы гардероба — покупал лишь необходимый минимум новых вещей в магазине, который показал Хагрид. Снова отмечаем изменение привычек. (Неизвестно, носил ли Снейп дорогие вещи. Но по-моему его одежда не вызывала особых нареканий у студентов, что при его работе требует заботы о гардеробе… Плохо вяжется с грязными волосами, но отнесем это на индивидуальные пристрастия.) Кроме того, англичане обычно покупают дорогие вещи надолго, то есть в момент покупки Гарри не сомневался, что захочет надеть платок еще не раз. Наконец — самое интересное (кому хватило терпения дочитать до этого места :-). Ремень упоминается трижды, зато описывается наиболее детально: материал — кожа, имеет пряжку виде серебряной змеи с изумрудными глазками; найден в одном из шкафов на втором этаже; тоже сильно не понравился Рону, и в этом случае тоже не помогли успокоительные слова Гермионы о красоте ремня. Примечательно, что Рон связывает происхождение ремня не с домом на Гриммо вообще (/почти/ все хозяева которого были слизеринцами, не считая Сириуса и Гарри), а с определенным человеком, в комнате которого бывал. Обращают на себя внимание следующие факты. Во-первых, ремень — единственный предмет из пяти, который имеет немагловское происхождение (джинсы, рубашка и платок из магловского магазина; куртка, скорее всего, не новая, но наверняка тоже магловская). Во-вторых, Гарри находит (не фиксируя, где именно — а прежде его впечатляло это место) и надевает ремень исключительно по своему желанию… В случае с ремнем нет даже продавщицы, которая подталкивала бы Гарри его надеть. |
Исходя из известного математического принципа необходимости и достаточности, для того чтобы продемонстрировать:
Показать полностью
1) пробуждение у Гарри интереса к своему облику и вообще нормальной жизни, 2) сохранение привычки носить магловскую одежду, 3) но одновременно и новое явление — неосознанное подражание Снейпу в частности и символике Слизерина вообще, черных рубашки с облегающими джинсами и платка характерной расцветки вполне достаточно. Значит, есть что-то еще… Пока можно только ставить вопросы и строить предположения. Какие функции в каноне выполняли скульптуры и рельефы в виде змей? Как происходило взаимодействие с такими объектами? Какими тремя способами передается способность взаимодействовать в том числе с такими объектами? Какие два из них надежны? Какой один из этих двух надежных способов передачи способности может сработать у героев «Алхимии» с наибольшей вероятностью? почему и в какой момент? в чем сходства и различия этого момента с подобным канонным? на что могут повлиять эти сходства и различия исходя из логики древней магии?.. Я не хочу ничего никому навязывать и настаивать, но второй подход к чтению мне ближе, особенно если книга (или фик) многократно подтверждает обоснованность его применения. При этом уточню, что поиск символического значения упоминаемых в тексте предметов и явлений не отрицает очевидные смыслы, обусловленные личным жизненным опытом авторов. К примеру, авторы «Алхимии» могут любить красивых юношей-героев, обожать магазины с модными вещами и с радостью разбирать содержимое старинных сундуков. Но очень важно, что под этим поверхностным смысловым слоем могут быть другие разной степени (не)очевидности… |
Авторы, Daena, спасибо.))
Показать полностью
Daena, мне очень приятно, что Вы сравниваете мой анализ с тем, что Вам довелось слышать от преподавателя.)) Я вообще считаю, что основной признак качественной литературы — отсутствие случайных слов: речь и размышления героев, их оговорки, детали внешнего облика, интерьеры… всё должно работать на сюжет. При этом не столь существенно, что авторы пишут намеренно, а что получается само собой, интуитивно — важно, чтобы детали не нарушали логику произведения. (К примеру, считать точное количество упоминаний в тексте определенного героя, предмета или явления /как в количественном контент-анализе/ — вспомогательный метод, дело скорее читателя / аналитика / критика, нежели автора.) Сцена «Гарри у зеркала» в 8-й главе, на мой взгляд, несет смысловой оттенок знакомства (Гарри с собой). Она напомнила мне, как в каноне Гарри впервые смотрел на тех, кого ему представляли или кто его заинтересовал — с вниманием к деталям внешности и нередко формулированием емких, интересных выводов на основе увиденного. Поэтому я выбрала именно эту сцену… (Я понимаю, что «так было нужно Роулинг», чтобы объемно показать новых героев, а мы почти на всё смотрим глазами Гарри. Однако то, чему придает и не придает значение Гарри, характеризует и его самого.) Еще из примечательного в 8-й главе «Алхимии». Когда Гарри добрался до столика друзей, он сел и постарался «компактно сложить свои вещи на соседний стул», но не снял куртку. В каноне подчеркивается, что «Три метлы» — очень достойное заведение, и Гарри раньше там бывал, поэтому я не склонна думать, что это из-за холода в помещении (а было бы так, Гарри, скорее всего, отметил бы, что «в „Трех метлах“ холодно, как на улице — не буду снимать куртку»). Похоже, какой-то частью сознания он понимал, что разговор не будет долгим, а финал разговора не оставит возможности спокойно собраться (еще и вещи сложил «компактно»). Гарри в каноне — человек, способный делать очень точные выводы в отношении близких людей, часто полуинтуитивно. А в «Алхимии» Гарри к моменту встречи уже оценил тон ответа Гермионы и опасность обсуждения темы совместного проживания со Снейпом. Если добавить к этому влияние Снейпа, не привыкшего рассчитывать на понимание, еще более гордого, склонного к обособленности от людей и переживанию боли в себе, еще менее склонного терпеть вмешательства в личное пространство, чем сам Гарри… поведение Гарри в «Трех метлах» полностью проясняется. Разумеется, в «Алхимии» много других эпизодов, в которых явно прочитываются сквозные темы. К примеру, когда я читала о переживаниях Гарри (особенно в первой главе), почти каждый абзац, содержащий их описания, едва уловимо напоминал какую-то из сцен истории Принца. Общение Гарри с друзьями отчасти напоминает общение Снейпа с учениками (очень «отчасти», потому что у Гарри с друзьями нет такой дистанции, зато есть предыстория близких отношений). И т. д. Кстати. Daena, в связи с тем, о чем Вы написали, хочу заметить, что для связи нужны минимум двое.)) |
И добавлю несколько связанных вопросов к прологу для любителей разгадывать загадки и строить теории…
Показать полностью
1. Зачем Дамблдор сообщил Снейпу о документах Фламеля до своей смерти, хотя мог бы найти способ проинформировать его после победы — например, со своего портрета (да и мало ли других вариантов: так, Распределяющая шляпа и Карта Мародеров были болтливы и после смерти своих создателей)? (Причин может быть несколько: очевидные и не совсем очевидные.) 2. Почему Дамблдор сообщил Снейпу о документах Фламеля за несколько часов до своей смерти, хотя Фламель скончался за неделю до этого, а документы наверняка передал Альбусу еще раньше? (Альбус быстро принимал решения, когда ему это было действительно нужно…) 3. Зачем Дамблдор старался максимально отдалить момент, когда Снейп найдет письмо Фламеля? (Альбус же понимал, что Снейп всё равно будет искать — в каноне Северус ему регулярно показывал характер. Вот и в «Алхимии»: ругался и искал, нашел и шипел, отправился к Лорду… и оставил письмо в кабинете.) 4. Случайно ли, что Снейп нашел письмо за день до финальной битвы? Как и почему именно тогда? 5. Зачем Альбус спрятал письмо Фламеля именно в кабинете директора Хогвартса, хотя для Лорда — к вопросу о риске — это место имеет большое значение? (Я именно так понимаю слово «ирония» в размышлениях Снейпа: «Вот уже девять месяцев Снейп — хозяин директорского кабинета в Хогвартсе, и вот какая ирония! — только сейчас он наконец смог найти то, что искал всё это время».) На мой взгляд, этому есть две общие причины, связанные с характером и стилем Дамблдора. И еще одна — важная, комплексная, конкретная. (Нюансы этической оценки поступков Дамблдора не столь существенны. Я старалась учесть авторский взгляд — иначе поймешь мало, но в случае с «Алхимией» мне всё труднее совмещать высказанное авторами отношение к Альбусу с сама-еще-не-знаю-чем.) 6. Почему другая часть наследства оказалась именно в доме на Гриммо, который принадлежит Поттеру? (Причин тоже может быть несколько — практические и этические. Принять во внимание, как Фламель и Снейп могли бы туда попасть.) 7. Для чего Лорду наследство Фламеля — вообще и с учетом его состояния? а поможет, или выйдет то же, что и с Бузинной палочкой? Как мог отреагировать Лорд на наследство Фламеля, попади оно в его руки — поначалу? а получив все «слагаемые»? И наконец: почему Альбус сказал Снейпу именно то, что сказал, и что он недоговорил на этот раз?)) (Принять во внимание, когда /относительно победы/ и при каких обстоятельствах Лорд мог бы узнать о наследстве Фламеля. Учесть первую реакцию Снейпа: «Если бы он [Снейп] знал, что пресловутый „ключ“ окажется любовным сонетом, он не потратил бы на поиски и секунды! Наверное, Фламель на старости лет выжил из ума». Просчитать несколько вариантов /принимая во внимание вероятные исходы финальной битвы для тройки Лорд-Снейп-Гарри/ и их последствия для героев: Альбус планировал многовариантно…) P. S. Marian Eliot, про литературоведение отвечу в личном сообщении. |
Marian Eliot, очень жду большой главы!))
Показать полностью
Daena, спасибо.) Я не отметаю чувства. Но на мой взгляд, если дать чувствам (вернее, не чувствам вообще, а первому впечатлению) руководить, восприятие может быть очень односторонним. К примеру, многие читатели любят Снейпа. Я и себя могу к ним отнести. Но я никогда не поддержу идею, что бедный-бедный Снейп, и Лили его не понимала (она имела такое же право не принимать его друзей, как он не принимал ее окружение), и Дамблдор им пользовался (а еще дал социальное положение и защиту — вот позволили Каркарову сбежать, но он плохо кончил, а Снейп был для Лорда незаменимым, что в совокупности с великолепным владением окклюменцией обеспечивало ему гораздо меньшую уязвимость, чем в случае, если бы он сбежал), и Гарри — идиот, ничего не видел (действительно, многого не видел, но поставьте себя на место Гарри: стали бы строить теории, увидев убийство самого близкого учителя?), и Роулинг из него сделала плаксу (Снейп испытывал боль и во время убийства Альбуса, и на Гриммо — а неужели лучше быть стальным-бесчувственным, но с разорванной душой?)… Подчеркиваю, что в последнем случае я говорю только о каноне, не об «Алхимии». :-) Про попытку суицида Гарри. Канонный Гарри, как бы тяжело ни переживал потери, ни разу не задумывался о самоубийстве. Так, после гибели Сириуса Гарри орал Дамблдору: «ТОГДА — Я — НЕ ХОЧУ — БЫТЬ — ЧЕЛОВЕКОМ!» — в смысле способности чувствовать, но не говорил что-то вроде «лучше бы я упал за арку». Да и в «Алхимии» Гарри не думал покончить с собой — наоборот, потихоньку возвращался к нормальной жизни… А вот Снейп с трудом пережил смерть Лили, сказав тогда Дамблдору: «Лучше бы… лучше бы я умер…» Что касается куртки и прочих мелочей. Я не читаю текст так, будто куртка — главный герой. :-) Метод совершенно другой: когда в тексте впервые появляется какая-то деталь (не важно, сорт чая в прологе, пауки в размышлениях Гарри, картинки на двери в доме на Гриммо…), я фиксирую их и держу в памяти, краешком сознания отмечая, как соотносится каждая из этих деталей с тем, что я читаю в данный момент. При этом, разумеется, если главная тема эпизода — ссора, попытка суицида, первые ласки… и для меня как читателя это будет главной темой. И совсем не обязательно перечитывать текст много раз («Алхимию» я читала один раз, а для комментариев выбрала нужные цитаты с помощью функции «Найти» в браузере). Просто надо привыкнуть обращать внимание и на мелочи тоже… Это не гарантирует безошибочности суждений, но по-моему, так гораздо интереснее.)) |
Очень тонкая задумка — Снейп, вступающий в близкие отношения с Поттером ради спасения его жизни и воссоединения — пока еще весьма условного и временного — с собой…
Показать полностью
Взгляды и поведение Поттера тем временем продолжают раскрываться по-новому. Вот уже Гарри толкует неопределенную ситуацию с подругой в негативном ключе: «Что ж, Гермиона, очевидно, решила во всём поддерживать жениха», — хотя на самом деле всё было не совсем так: «Несколько секунд Гермиона смотрела на Рона, а потом, бросилась вслед за Гарри, но оказалось, что тот уже аппарировал». И к Джинни, которая ему более не интересна в качестве девушки, не проявляет участия. В каноне Рон сказал Гарри и Гермионе после возвращения: «Ты что, думаешь, я бы явился к ним [в Нору] и сообщил, что бросил вас в лесу? … А уж Джинни бы как меня поняла!» То есть Джинни была готова поставить интересы Гарри выше чувств Рона, а Гарри так и не нашел времени, чтобы с ней поговорить и утешить… И страха перед Снейпом почти (или совсем?) не осталось… Интересно, если в момент очередной попытки суицида (или полета без метлы, которым, вероятно, владеет Снейп?) Гарри не отвечал за свои действия, в какой мере он руководил собой, прося Снейпа о близости?.. Хотя в нем многое осталось от прежнего Гарри. :-) Только Гарри с его вечным нежеланием рассматривать нежелательные варианты развития событий мог, выслушав от Снейпа лекцию про фантомный характер Выручай-комнаты («Ведь эта комната скорее фантом, чем реальный зал. Причём, заметьте, фантом разумный, он запоминает каждую вещь, которую хранит, и творит её неуничтожимую копию») и зная, что диадему вынесли во время пожара, ни на секунду не испугаться того, что она могла каким-то образом восстановиться… Кто ж разберет эту комнату, в каком виде она восстанавливается — если с момента, предшествующего началу пожара (когда ни одна вещь не тронута огнем), то так и диадема могла бы появиться снова… а Гарри не заметил ее на бюсте волшебника, когда искал учебник Принца, потому что «диадема соскользнула с его верхушки и скрылась из глаз в нагромождении рухляди внизу» до того, как Крэбб сотворил адское пламя. И уже не в первый раз хочу поблагодарить авторов за оставление читателям некоторой свободы трактовки событий. «Лорд пытался выяснить, есть ли хоть доля правды в сплетнях о его неблагонадёжности, которые распускала Беллатрикс. Это было ещё до того, как он убил Дамблдора, и на Волдеморта иногда находили приступы подозрительности. Северус решил, что в результате применённых к нему методов дознания, его психика пострадала несколько больше, чем он полагал», — я вот склонна интерпретировать это как слишком настойчивую, жесткую и длительную легилименцию, истощавшую силы Снейпа защищаться… И еще хочу поблагодарить авторов за вписывание «образовательной» компоненты фика в атмосферу канонного мира. На мой взгляд, это гораздо интересней и сложнее, нежели тексты с убиением канона ради пересказа умных теорий и (мало)известных фактов устами героев с именами от Роулинг. |
Про шансы на зарождение у Снейпа особой любви к квиддичу. Связь в данном случае не обязана и, думаю, не может работать симметрично. К примеру, связь между Гарри и Лордом симметричной не была.
Показать полностью
Гарри получил от Лорда способности. Дамблдор — Снейпу: «Часть лорда Волдеморта живет в Гарри, и именно она дает мальчику способность говорить со змеями». Гарри также получил от него некоторые качества характера. Шляпа перед распределением Гарри: «Знаешь ли, ты можешь стать великим, у тебя есть все задатки, я это вижу, а Слизерин поможет тебе достичь величия, это несомненно…» И хотя благодаря тому, что «в глубине сердца он гораздо больше похож на свою мать», в целом правильной оценки опыта жизни с Дурслями (много понял о том, как не следует относиться к людям, но не озлобился) и благоприятных условий школьной жизни (в том смысле, что Гарри считал Хогвартс настоящим домом), эти свойства характера проявлялись у Гарри или в довольно безобидных ситуациях (Дурслей пугал Сириусом, испытал на Роне неизвестное заклинание), или при наличии серьезных оснований, опасности (давление на Слагхорна ради получения нужного воспоминания, нападение на Драко), они у него всё-таки были. В то же время нет ни единой черты характера Лорда, которую можно однозначно объяснить влиянием Гарри. В этом плане подозрителен лишь один момент: Лорд не подходит к телам своих жертв (к примеру, в смерти Снейпа не удостоверился, а устанавливать смерть Гарри Нарциссу послал). Но я не склонна считать, что это связано с Гарри. Во-первых, причины разные: Гарри очень больно, он не подходит к телам, переживая боль в себе, это похоже на защитный механизм психики. Лорд же явно не раскаивается в убийствах, следовательно, боль тут не при чем. Во-вторых, убийцы бывают брезгливы — случается, что их нервная организация столь «тонкая», что убить по силам, а вот во всех подробностях рассмотреть результат своих деяний — нет. Наконец, Лорд стремился подражать аристократии, сохранять чистые руки (ведь основные магические способы пыток и убийств — Круцио и Авада — не оставляют крови и грязи), хотя у него всё равно магловское вылезало… Кроме того, у Гарри связь с мыслями Лорда начинает «работать» гораздо раньше и часто помимо его воли: еще в самую первую ночь в Хогвартсе Гарри видит очень символичный сон, да и в детстве вспоминал зеленую вспышку и боль в шраме. Тогда как Лорд осознает связь с Гарри только после нападения Нагини на Артура. И наконец еще вопрос к прологу для любителей загадок и теорий… 8. Посредничество Дамблдора в отношениях Снейпа и Фламеля сводилось исключительно к роли хранителя? Почему именно Снейп получает это наследство? (Как обычно, причины могут быть очевидные и менее очевидные.) |