Появилось время на "записать первые впечатления". :)
Показать полностью
Сначала насчет Джеймса: да, это именно то, что я давно мечтала прочитать. Спасибо. Пожалуй, даже чуточку больше, чем мечтала, поскольку переселение душ в расчет не брала. Но так, пожалуй, даже лучше: картина полнее и зеркало точнее. Насчет крестража в Лили и Мэри: тут важно не столько то, где крестраж, где они сами, сколько то, как на это реагирует Джеймс. Он ведь по сути все "неудобные" проявления в близких людях автоматом списывает на крестраж. Давненько не доводилось читать про персонажа с такой незамутненной личностно-стимульной атрибуцией. (Я сейчас не только про крестражи, но вообще про всего товарища целиком, начиная от отношения к Снейпу и заканчивая отношением к Хвосту - ведь и мысли же не мелькнуло у человека, что он, может, все-таки нас предал не на ровном месте? И смерть Сириуса в ту же копилку - да-да, конечно, Кикимер и Снейп главные виновники! Как же иначе!) В общем, персонаж прелестно живой и достоверный. И этими чертами действительно напоминает Гарри. Насчет Лили: пожалуй что героиня меня убедила, она действительно горюет по Снейпу, а не по комфортным бытовым условиям. Убедила сценой мытья посуды и шитьем с утра до ночи. Чисто личное, ничего больше: я знаю, что горе у разных людей выражается по-разному и говорит на разных языках, но конкретно этот "язык горя" мне ближе и понятнее других. А от посуды у меня до сих пор мороз по коже: если вы не писали эту реакцию с натуры, то поразительно угадали. Единственное "но": я теперь не воспринимаю Лили из третьей части как того же самого персонажа. Из первой и второй - да, просто человек показан снаружи и изнутри. Из третьей - нет. Ни взросление, ни материнство, ни фокал Джеймса... ничем не могу объяснить. Как один из примеров, почему не могу: никогда не видела, чтобы у людей менялся "язык горя", оно выходит из человека наружу очень одинаковыми способами (по проторенной дорожке, видимо?). Либо традиционное вытье на могилке - либо посуда. Даже на зелья не могу списать, потому что под мощными седативами ведут себя иначе, а если они не мощные, то привычные реакции все равно прорезаются, только более приглушенно. Разумеется, это только мой опыт, но на истину я и не претендую - только личное восприятие, ничего больше. Насчет Снейпа: так ведь его же вроде как владельцем Даров Смерти за Арку зашвырнуло? Помнится, последнего, кто оным помер, нехило так с того света выпнуло. (Вокзал Кингс-Кросс, напоминаю). Этому вроде бы выпинываться пока некуда, ибо в теле сидит Джеймс, да он и сам, скорее всего, не горит желанием возвращаться - то-то радости ему смотреть на счастливое воссоединение Лили с Джеймсом (а он почти наверняка думает именно так, а про дочь не знает - Гарри вон тоже не особо знал, что там без него на земле делалось). Ну, я не знаю, может Дамблдору пару раз рожу набьет и чуток полегчает? Войдет во вкус и захочется до кучи набить еще и Джеймсу? :) (Это я иронизирую, да. Потому что уж больно много сюрных картинок в голове крутится). |
Агамма, насчет жилищных условий: я имела в виду, что еще большой вопрос, из-за чего Лили не подпускает к себе близко Джеймса - из-за того, что горюет по Снейпу, или из-за того, что Джеймс плохо воюет, ухудшил ей жилищные условия и вообще не такой уж хороший, как ей запомнилось. :) В итоге пришла к выводу, что да, горюет искренне, и при этом так же искренне чувствует себя "девушкой-смертью", рядом с которой все гибнут и гибнут, а она все живет и живет. Разумеется, при этом забывая о том, что сама западает исключительно на героев, а геройство - штука тогось... опасная.
Показать полностью
Про реакцию Лили и "да не станет же она откровенничать с мужем": во, это еще одна точка расхождения. По первым двум частям она производила впечатление достаточно резкой особы, открыто выражающей свои эмоции и не слишком заботящейся о том, кого и насколько она своей правдой шокировала - вспомнить хотя бы ту залепленную Гарри пощечину. И к тому же любящей прояснять отношения и ставить точки над "и", пусть даже это не очень приятно. А Джеймс видит перед собой существо ускользающе-деликатное, которое надо ловить, чтобы вытрясти из нее хоть какую-то правду. Посему все равно не могу избавиться от ощущения, что Лили как-то слишком "изменилась за лето". Увы. По Джеймсу: да не обязан он осознавать, конечно. И исправляться не обязан. В этом-то весь и цимес: что он воспринимает и насколько мир другой его глазами. (Обожаю полифонию в литературе). Оно такое... такое... восхитительно чуждое. Как Набоков, только везде наоборот. Так понятней? Добавлено 22.06.2016 - 20:51: dinni, а мне Джеймс безумно нравится как персонаж и не очень как человек. И тоже его не жалко... хотя мне тут, пожалуй, вообще никого не жалко. Разве что Мэри. А с главными героями автор на диво справедлив. По-английски говоря, "you've made your bed, now lie in it". Ну или же "за что боролись, на то и напоролись". Lizchen1991, вот эта внезапная деликатность меня малость и напрягает. До сих пор у нее с выдержкой было как-то не очень, независимо от того, при ком она хотела/не хотела. |
freeman999, если что, то вы не одиноки. Местная версия Лили по человеческим качествам мне тоже не особо приятна. В 1-2 частях она примерно с той же интенсивностью ездила Снейпу по мозгам на тему, что любит Джеймса, а его, Снейпа, не любит, и только совсем к концу второй части решила, что пожалуй все-таки нет, она передумала, Джеймса разлюбила, в Снейпа влюбилась. И даже сказала ему об этом, но лично меня в своей искренности как-то не особо убедила. Снейпа, по ходу дела, тоже, после чего он тут же героически погиб.
Показать полностью
Так что теперь дама, судя по всему, терзается новым и непривычным для себя чувством: угрызениями совести. Она подозревает, что так вынесла ему мозг своими вздохами по Джеймсу и ляпами разной степени обидности, что он затеял всю эту многоходовку с единственной целью: вернуть ей Джеймса - ценой собственной не жизни даже, а души. Верны ее подозрения или нет, непонятно (скорее все-таки нет, чем да), но основания для них у нее есть. В частности, море ее косяков. Фигли ее не могло осенить этим при его жизни - ну, видать, персонаж такой. Привет, парафраз того диалога из первой части, который "ну я же не знала, что должна для этого умереть!" Да, и до кучи она еще чувствует себя виноватой перед Мэри. Перед ребенком, которому опять выходит боком материнское желание погеройствовать и которому она опять не может дать нормального детства. Ей всю вторую часть твердили все, кто только мог, от Снейпа до Аберфорта, что нефиг лезть на рожон, сиди тихо и не высовывайся, а она отвечала, что общественное благо превыше всего и вообще святое. Так что то, что огреб от нее Джеймс, в целом ложится в общую канву поведения этого персонажа. У нее, похоже, с любовью вообще как-то тяжко, если это не любовь к детям. (По крайней мере, на данном этапе текста я воспринимаю ее именно так). Ну да, живых мужчин любить тяжело - они какие-то неудобные, вечно до идеала не дотягивают. То ли дело мертвые, которых так удобно возносить на пьедестал. Да и не только с любовью, но и со способностью поставить себя на место другого у нее тоже... не очень. Джеймс, кстати, в русле всего вышесказанного еще демонстрирует поразительно здравые реакции: не стал разводить вселенскую трагедь, а угомонился и нашел себе другую женщину. Совершенно непрошибаемая психика - уважаю. От всей души желаю ему счастья с Нарциссой. PS А, и еще насчет ангста: так вроде бы классический "вопрос Достоевского" его и подразумевает, нет? От него, помнится, даже Урсулу Ле Гуин на махровый ангст пробило. :) |
Ambrozia, так это нормально. Это значит, что герои живые и неоднозначные и полифония сработана прекрасно.
|
Агамма,
Показать полностью
Так и я не говорю, что она должна быть чудом и идеалом. И даже не говорю, что в каноне она такой не была - в конце концов, в каноне она сначала передумала насчет дружбы с Северусом, потом за год передумала насчет "не буду встречаться с Поттером" - только логично, что потом она передумает еще раз, уже насчет Поттера. Собственно, я вообще-то даже не считаю ее плохой. Просто данный конкретный вариант не-чуда и не-идеала мне не нравится, и все. Какбэ писатель не обязан писать героев такими, чтобы они мне нравились, а я в ответ не обязана их всех любить - вроде нормальная позиция, нет? Конечно, дальше я могу пояснить по пунктам, что именно вызывает у меня неприязнь и где, но есть ли смысл обсуждать задачу, которая даже не ставится? Героиня живая, теперь уже воспринимается целостно, мне удалось упихать ее себе в голову как единый, пусть и неприятный лично мне образ... чего же еще желать? Я лишь сказала конкретному читателю, что он в своих антипатиях не одинок, только и всего. Насчет "почему Лили чувствует себя виноватой перед Мэри по итогам 2 части"... (заметьте: не Лили виновата перед Мэри, а Лили чувствует себя виноватой перед Мэри) - потому что она в военном лагере, посреди толпы народа, которые потихоньку начинают поглядывать на крестраж с нехорошим блеском в глазах и мыслью об общем благе в голове. И даже у Джеймса что-то такое временами... проскальзывает. А послушалась бы умных людей - сидели бы обе на Багамах; нет ребенка под носом - нет искушения решить все так. (Кстати, весьма жизненный поворот. Действительно, общее благо - оно такое. Имеет свойство так кусать. Так что параллель Лили-Снейп мной отмечена, причем не только в части "кто же знал, что мне для твоего прозрения было надо умереть", но и в части "все хорошо, пока эта адская машина не проехалась лично по тебе"). А насчет "вопроса Достоевского" - не мужик с топором! Слезинку ребенка я в виду имела. Мэри-крестраж и выбор "ребенок или общее благо". И "Уходящих из Омеласа" Урсулы Ле Гуин - что даже она, с ее-то несклонностью к ангсту, вытянула из этого вопроса только драму. |
Агамма,
Показать полностью
Я прекрасно понимаю разницу между позицией героя и позицией автора. Более того, я очень люблю прием полифонии как таковой, и уже за одно это готова простить художественному тексту все скопом. А тут и прощать-то нечего: я в принципе не считаю недостатком не нравящихся мне персонажей (не "плохо прописанных", а именно "не нравящихся"). Равно как и наличие у них нравящихся мне черт не всегда будет достоинством - прямой связи тут нет. Цитата сообщения Агамма от 10.07.2016 в 09:37 Надо было его сразу выгнать, и всем было бы проще. В том числе, Лили, которая, как могла, старалась наладить отношения с этим чудом. Ради него в первую очередь. Надо было не общаться с Джеймсом, а не кормить его после шатания по кладбищам. И не было бы указаний на его недостатки – пусть бы жил в восторге от себя. Как вообще можно выражать недовольство мужем? И дочери у него не было бы – пусть живёт на Багамах. Вообще так проще – не вариться в « большой семье». Нет великой любви, есть обиды и прочее – ну и на фиг. Пролет практически по всем пунктам. По ним были вопросы и попытки уложить ее поведение в более-менее единую схему. Получилось, уложилось. Неприязнь у меня она вызывает другим. Где-то процентов на девяносто - тем, что "долго и нудно воспитывает с высоты своего [не столь уж совершенного, как мы только что выяснили] совершенства". Везде, где она это качество демонстрирует - начиная от сцены с Нарциссой и заканчивая локхартообороткой. Цитата сообщения Агамма от 10.07.2016 в 09:37 А чего ещё желать, я скажу – дальше вашей нелюбимой героине будет несладко. Так её, паршивку. Вот это сейчас было очень обидно. Я не хочу, чтобы другим "было несладко", и нелюбимым героям в том числе. Бичевание грешников несколько не моя стезя и не мое пожелание к тексту. |