↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Lost-in-TARDIS
10 октября 2015
Aa Aa
Эстетика утраты иллюзий

Несколько дней назад я писала о проблемах современного кинематографа. Тот пост начинался как заметка о переиспользовании технических средств, перенасыщении картинки деталями и, как следствие, утрате её способности к созданию вторичной реальности, но в процессе их исследования я наткнулась на признаки куда более объемных и общих проблем. Коротко говоря, кризисом формы и идей и страдает не только кинематограф, но и искусство в целом.

Социальные открытия, которые я сделала во время обсуждения, по-своему забавны, но идут под лозунгом "в дно постучали", к проблеме прямо не относятся, поэтому о них как-нибудь в другой раз. Здесь же я хотела провести исследование современного пространства идей, начала искать материал... и обнаружила, что уже существует статья, которая говорит всё, что я бы хотела сказать. Она формулирует то, что только чувствовалось, но еще не было выражено словами, и объясняет то, что было непонятно, и указывает на до этого незамеченное. А еще в ней прекрасно освещена техника, принцип работы образов и иллюзий.

В общем, горячо советую следующий материал.
И да, если вы не любите думать при чтении текста, вероятно, эта статья не для вас.

Жан Бодрийяр. Эстетика утраты иллюзий

Что можно сказать о кино? — В конце своей эволюции, своего технического прогресса от немого к звуковому, от черно-белого к цветному, и далее к высокотехничности специальных эффектов оно совершенно утратило способность очаровывать, порождать иллюзии. По мере совершенствования техничности, кинематографической эффективности способность к очарованию все более утрачивалась. Современный кинематограф не знает более ни аллюзий, ни иллюзий: все погружено в сферу гипертехничности, гиперэффективности, гипернаглядности. Никаких белых пятен, никаких пустот, никаких эллиптических намеков, никакой тишины. Точно так же и с телевидением, с которым кинематограф все более сливается, теряя специфику своих образов. Мы все время идем по пути высокого разрешения, т. е. по пути бессмысленного совершенствования четкости образа. А такой сверхчеткий образ перестает быть собственно образом, превращаясь в реальность, осуществляясь в реальном времени. Чем больше мы подходим к абсолютному разрешению, к реалистическому совершенству образа, тем больше теряется его способность порождать иллюзии.

Вспомним теперь о Пекинской опере. Как простым движением двух тел на лодке можно изобразить, сделать живым всю протяженность речного потока, когда два тела, приближаясь друг к другу, ускользая друг от друга, двигаясь рядом друг с другом, не соприкасаясь, в невидимом совокуплении создают явное физическое присутствие на сцене темноты, в которой происходит битва. Иллюзия в этом случае тотальна и интенсивна, доведена не только до эстетического, но до физического экстаза, и именно потому, что полностью отсутствует всякое реалистическое изображение темноты или реки, ландшафт делается видимым исключительно через восхитительные движения двух фигур, порождающих совершенную естественную иллюзию. Западная же опера в подобных случаях выльет на сцену тонны воды, высветит сражение инфракрасными лучами и т. д. В этом нищета сверхразработанного образа, как война в заливе, транслируемая по CNN. ... Добавляя реальное к реальному в целях добиться совершенной иллюзии (иллюзии сходства, иллюзии совершенного реалистического стереотипа), мы убиваем в иллюзии ее глубинное измерение.


#анализ_текста #интересность
10 октября 2015
1 комментариев из 8
Кстати, когда вижу иногда эпизоды фильмов этак годов до 60-х, мне кажется, что актеры переигрывают)
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть