↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Asteroid
28 ноября 2016
Aa Aa
Соавторство: драйв и подводные камни. Часть четвёртая – философская.

Часть первая - теоретическая
Часть вторая - практическая
Часть 2,5 – результаты опроса
Часть третья – социальная

Когда я начинал эту серию постов, то просто хотел рассказать о эффекте цепной реакции, заткнуть ту небольшую (как мне казалось) дырку в этой области науки писать. Потом понял, что надо добавлять ещё одну часть, потом ещё… и так далее. )))
Сейчас я понимаю, что взялся за слишком большой кусок. Это не дырка - это пропасть, так как общепринятой культуры соавторства попросту нет.

Для примера можно сравнить культуру писать и культуру писать в соавторстве.
Если первая достаточно развита – есть правила написания истории, что делают её сильнее. Эти правила легко находятся – было бы желание.
То второй попросту нет, а успешно сотрудничающие авторы – самоучки, что заново изобретают велосипед - открывают базовые правила.
По аналогии с наукой писать становится понятно – даже успешному самоучке стоит ознакомиться с методиками и правилами повышения мастерства.
Ситуация осложняется тем, что в соавторстве общие методы работы плотно переплетаются с индивидуальными особенностями самих авторов. И выделить эти методы в чистом виде сложно.
Поэтому я считаю всё сказанное в этой методичке всего лишь основами культуры соавторства. Ей ещё предстоит пройти путь развития.

Почему культуры соавторства нет?
Потому что нет массовости. В прошлом этому мешали три фактора: совместимость, деньги и слава.
Первый фактор связан со сложностью поиска – действительно, самих-то авторов немного, попробуй, найди в своём городе устраивающего тебя по всем параметрам и готового сотрудничать партнёра.
Вот и становились соавторами либо друзья, либо родственники.
В наш век интернета найти соавтора на порядки проще – было бы желание. А с развитием культуры соавторства эта процедура только упростится.

Второй фактор – гонорар.
В более древние времена авторство не приносило большой доход. Зачем делить деньги с кем-то, если можешь написать сам?
А в недавние времена ситуация была несколько иной – авторство приносило очень большой доход, а книгу публиковать разрешалось не чаще чем раз в три года (в этой стране). За три-то года книгу и сам напишешь, да и отрывать от груди очень большие деньги всегда сложнее.

Сейчас большинство авторов пишет бесплатно, и эта проблема перед ними вообще не стоит.
А те, кто хочет подзаработать, могут объединяться ради синергетического эффекта – в наш век повышение качества книги на условные 10% может в разы сказаться на желании читателей проголосовать рублём. И это очень значимый фактор.

Третий фактор – медные трубы.
Самый коварный и только выросший с древних времён – раньше ты мог прославиться на всю страну, теперь на весь мир.
До сих пор многие пишут именно в надежде прославиться. Более того, если бы в мире нашелся не обладающий хотя бы капелькой тщеславия автор, то все новостные каналы трубили бы о человеке с нимбом. Но чего нет, того нет. )))

Казалось бы, фактор непреодолимый – что может заставить влиться в команду человека ведомого медными трубами?
Первое что приходит на ум - случаи Наставника и Локомотива. Но даже в случае равного Партнёрства есть плюсы – то самое повышение качества на условные 10%, что приводит к повышению известности в разы. И если смотреть рационально, то выгода в объединении есть.
К сожалению, рациональных людей в мире единицы. Я даже себя полностью к ним не причисляю. Но будем надеяться, в будущем количество авторов, увидевших выгоду сотрудничества и преодолевших зависимость от меди, возрастёт.

Ах да, потом, отделившись от ставшей популярной компании авторов, вы всегда сможете сказать, что именно вы Д’Артаньян, а все остальные – так, гвардейцы. )))

Теперь о тенденциях.
Мир ускоряется. Сейчас даже язык меняется за какой-то десяток лет, что уж там говорить о идеях и трендах популярности.
Это раньше автор мог три года ваять книгу, а затем спокойно публиковаться. Сейчас, если не слишком популярный автор исчезнет на три года, то можно сказать, что ему придётся завоёвывать аудиторию с нуля. И это если его идея не устареет, можно взять для примера взлёт и падение популярности ЛитРПГ.

Или представим два практически одинаковых по уровню произведения, но при этом первое обновляется каждый день, а второе с нерегулярными перерывами. Какое, по вашему, наберёт большую популярность? Однозначно первое. А теперь вспоминаем, что в соавторстве есть дополнительные методы стимуляции музы. Да и ежедневные проды побольше будут.

Ещё один момент – время реакции. В соавторстве можно в кратчайшие сроки накурить идею и накидать пролог с первой главой. А значит первыми занять недавно появившуюся нишу.
Не мне вам объяснять, что таким образом большая часть просмотров будет вашей, а у конкурентов их будет на порядок меньше.

Как будет развиваться соавторство в будущем?
Если смотреть в лоб, то есть количественное и качественное развитие.
С первым всё просто – компании в пятнадцать-двадцать авторов (представили?!))).
Даже в таком «простом» случае становится видно, что эта методичка реально всего лишь основы.
А ведь такие команды будут чудовищно эффективны – представьте, они смогут выдавать по нескольку глав в день! Думаю, не стоит объяснять значимость такой результативности.

И, думаю, именно компании авторов будет проще написать всё многообразие и переплетение сюжетных линий, что требуются для расцветающего жанра интерактивных историй.

С качественным путём всё как всегда сложнее.
Но по аналогии с кино парочка есть идей - на заре кино был просто чувак с камерой, а сейчас есть режиссеры и операторы, сценаристы и продюсеры, актеры и студии. И да, я тут недавно узнал, что оператор – это не просто чувак, что следит, дабы камеру не украли; его работа реально влияет на качество кино. )))

ИМХО, со временем должна вырасти роль авторской специализации. Добавятся, или четче выделятся: стилисты (отвечают за общую стилизацию текста), администраторы, идеологи, координаторы (эти просматривают текст на целостность и непротиворечивость), пиарщики, пресс-аташе (отвечают на комменты) и т.д.
Возможно, появятся авторы, пишущие только определённый типаж персонажей или сцен, например: злодеев, пейзажи.

Кстати, только авторские коллективы могут не чрезмерно напрягаясь ответить на вызов другого авторского коллектива.

Ещё хочу покаяться – был не прав, есть у мэтров в книгах о мастерстве упоминание работы в соавторстве (пропустил из-за неструктурированного оглавления):
… работать вдвоём, втроём или коллективом хорошо, скажем, при рытье канав, но не в творчестве…

Ещё раз: если рассказ или роман пишут двое уже понятно: работают деловые люди, овладевшие ремеслом. Они могут написать даже изящнее, чем искрений и талантливый автор-одиночка, не овладевший основами литературной грамотности, но их изящество всегда будет лишено души.
Никитин

Вот как! Без души получаются тексты-то! )))
Бедные Ильф и Петров, братья Стругацкие и другие писатели, не знавшие об этом.

Но надо смотреть не на слова, а на дела. И для знающих, кто скрывается под ником Гай Юлий Орловский, сразу становится ясно, что правило: «мэтры никогда не поделятся главными тайнами мастерства» (кстати за авторством самого Никитина), действительно верно.

И вот, просуммировав всё вышесказанное, я более обосновано могу заявить – будущее за авторскими коллективами!
П.С. В следующей части приведу пропущенные ранее и пришедшие в голову позже практические моменты.
#писательское #соавторство
28 ноября 2016
6 комментариев из 12
Зыикл Пу
>серию симпсонов о писательстве и соавторстве
Вроде что-то такое видел, там Гомер писателем стал, нет?

Я знаю, что некоторые воспринимают восклицательные знаки за восторженность, но здесь это не так.
Asteroid
Посмотрите обязательно, там и про соавторство тоже
Классный мульт
Зыикл Пу

Допустим, и как мне её найти?
Asteroid
23 сезон, 6ая серия, ну изи же
Зыикл Пу
Спасибо, нашел. )))
Вспомнил, смотрел её раньше. Действительно хорошо показан процесс, самая суть. )))
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть