↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Sithoid
22 июня 2018
Aa Aa
#кино #длиннопост #ссылки
По просьбе palen - немного про легенду о Потопе и фильм Аронофски "Ной". Тема очень нажористая и со ссылками, поэтому будет длиннопост. И приходите в комменты обсуждать, дополнять и спрашивать - в пост при всём желании всё не влезет :)

Сперва немного про контекст. У Аронофски есть склонность иногда выпускать к своим фильмам комиксы, причём ещё до выхода самих фильмов. Так случилось с "Фонтаном" (и получилась очень артхаусная и необычная вещь), так было и с "Ноем". Причём в случае "Ноя" режиссёр решил обратиться к европейскому формату: ещё за три года до премьеры начал выпускать в швейцарском издательстве четырёхтомник на французском языке. Эстетика получилась прекрасная - смотрите сами:



(вот переводы этого комикса)
https://swcomics.ru/index.php/comics/other-worlds/1496.html
http://unicomics.ru/comics/issue/noah-2014

В общем, сперва только по этому комиксу и можно было гадать о сюжете, так что я полез его переводить, ну а потом комментировать и рыться в источниках, ну а потом затянуло. Чтобы не повторяться, просто оставлю здесь в конце ссылку на свой отзыв о фильме, где тоже пробегаюсь по всему пласту и всё комментирую. Вся конкретика там - :)

Ну а теперь, собственно, что там оказался за пласт. Копание в околобиблейских легендах вообще поначалу обескураживает. Вроде бы знаешь канву сюжета из массовой культуры. Залезаешь, собственно, в Библию... А там полторы строчки. Серьёзно, вся легенда о Потопе - это Бытие 6-9, четыре экрана. А начинаешь хотя бы по вики лазать - то там и впрямь великаны какие-то вылезают (ох как Аронофски за них критики ругали!), то истории про искушение жены Ноя, то ещё что...

А потом выясняется, что на самом-то деле у всего есть источники, и вполне письменные. Просто раскиданы они аж по трём религиям - иудаизму, христианству и исламу. Часть источников "канон", часть "апокрифы", часть - "мидраши и тафсиры" (так в иудаизме и исламе называются толкования именитых богословов, которые тоже считаются частью канона).

В итоге вырисовываается очень весёлая картина: вот есть широченный пласт устной традиции и всяких легенд. Причём их происхождение можно проследить аж до Шумера, а аналоги - найти, например, в Индии. Со всеми элементами: от ковчега до жертвоприношения после спасения. Но это лишь источники, а в иудаизм всё это пришло в виде какого-то плюс-минус постоянного корпуса мифологии. А потом из этого корпуса взяли и понатаскали обрывков - кто в ислам, кто в христианство, ну а какие-то остались за бортом и превратились в ересь.

Собственно, Книга Еноха, на которой прежде всего основывался Аронофски, в I веке и считалась чуть ли не каноном. Но потом гайки подзакрутили и правила поменяли. Вообще в районе II века была знатная заварушка, когда разные партии вонзались за то, что войдёт в канон. Сложись история иначе - гностические идеи богоборчества ("Евангелие от Иуды" как самый яркий и упоротый пример) могли бы быть официальным курсом!

Ну а "палится" Аронофски как раз на истории Стражей - шестируких великанов. Они же нефилим/рефаим. Они же Азазель и компания. Они же "тьфу, что за голливудщина". А голливудщина эта складывается из следующих кусочков мозаики:

1) В Библии говорится буквально следующее: "В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди". (Бытие 6:4)
2) В "Книге Исполинов" рассказывается, что Исполины/Стражи - это падшие ангелы, и называется несколько имён (в частности - Самьяза)
3) В "Книге Еноха" совсем подробно рассказывается и про Потоп, и про Самьязу, и про остальных падших ангелов. В частности, именно оттуда родом легенда, что "Азазель научил мужчин воевать, а женщин краситься". Да и вообще куча демонов из средневековой демонологии - это именно падшие ангелы того самого поколения.

То есть легенда, рассказанная в "Ное", - из самых что ни на есть древних дебрей.

Со словами "нефилим/рефаим" всё ещё веселее, потому что эти "великаны" раскиданы по Библии то до Потопа, то после (а исходно слово и образ тоже восходит к шумерам, но шумерология дело настолько тонкое, что я сейчас не поручусь за какие-либо утверждения википедии - это надо искать хотя бы выступления профессора Емельянова). Вдобавок одни раввины эти народы отождествляли, другие - считали разными... Но для того, чтобы обосновать, почему же великаны появляются и после Потопа (должны же были утонуть!), в одном из мидрашей приводится история про великана Ога, который сидел на крыше Ковчега :)

Собственно, кому интересно копнуть глубже - очень советую ту самую книгу Еноха:

http://old-ru.ru/03-50-1.html

Это рассказ от лица, собственно, Еноха - одного из предков Ноя - который и на Небесах успел побывать и всё подробно описать, и видений о будущем себе отхватил. Куча космогонии, начиная с имён ангелов, родом именно оттуда, а следы и отголоски тех же историй можно найти что в Библии, что в других апокрифах, что в Коране (да, там тоже есть целая глава про тот самый Потоп с очень похожими подробностями). Хотя вот - казалось бы - Енох в канон не входит :)

Ну и тот самый мой отзыв с большим разбором, где конкретно Аронофски на что ссылается. В двух постах; извините, что на форуме :)

https://www.jcouncil.net/topic30500s0.html

Спрашивайте и дополняйте, если что! :)
22 июня 2018
1 комментариев из 23 (показать все)
Sithoid
Надо пересмотреть, прочитать и подумать. Спасибо за эту возможность)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть