Коллекции загружаются
#история
А не спеть ли мне песню... про мораль? А то сейчас везде царят сразу два взаимоисключающих заблуждения. Одни считают, что раньше всё было точно так же, как сейчас, и пишут соответствующую чушь. Другие считают, что раньше мораль была абсолютно другая, прямо серо-буро-малиновая, и несут в массы уже эту чушь. А что же на самом деле? На самом деле, как обычно, всё сложно и оба в чём-то правы, хотя при этом неправы в остальном. Менялась ли общественная мораль? Да, разумеется, теперь побивать людей камнями - уже не норма. Оставалась ли она неизменной? Да, разумеется, основные базовые положения встречаются, начиная с древнейших письменных источников и сохраняются до наших дней. Как это сочетается? Попробую пояснить. Одним из любимых примеров романистов является использование разницы отношения к убийству. Дескать, раньше всем было раз плюнуть - вот родитель неудачного ребенка на холод выкинул, вот хозяин раба забил до смерти, видите, они не такие как мы, у них мысел не такая как унас свами. Однако если посмотреть, что сами древние считали насчёт убийства - внезапно выяснится, что они безоговорочно считают предумышленное убийство человека человеком штукой ужасной, преступной и наказуемой. Врут, что ли, письменные источники? Но те же источники говорят и о выброшенных детях, и о забитых рабах... На минуточку вернёмся в наш XXI век и откроем Интернет. В нём мы обнаружим массу людей, которые совершенно однозначно считают, что предумышленное убийство человека человеком - ужасная, преступная и наказуемая вещь. Некоторые из них, однако, защищают право на эвтаназию - убийство врачом пациента по желанию пациента. А некоторые - право на аборт, то есть убийство плода врачом по желанию беременной. Если задать им тот же вопрос - "Как это сочетается?" - они скажут, что в первом случае они не видят убийства, а во втором - человека. Та же самая картина будет наблюдаться и в прошлом: каждое общество имело своё мнение, где именно начинается защищаемый моралью "человек"; некоторые из них имели своеобразные определения убийства. Однако в конечном итоге именно базовые понятия были теми же самыми. (Во избежание: я считаю, что в случае эвтаназии доводы в пользу не-убийства не держат воды; и я полагаю, что право на аборт - в разумных рамках - должно быть защищено законом. Пост не об этом.) 7 августа 2018
14 |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Венцеслава Каранешева
Хм... |
Читатель 1111
Мдэ? И каким образом она её "научила предохраняться"? Чесноком под кроватью? Не, ну вы слышали, до сих пор стопроцентно надёжных средств контрацепции так и не изобретено, а тут, понимаете, в 19 веке барыня крестьянку уже научила! 2 |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Медвежанна Котэринская
не 100% но хоть как то... |
Читатель 1111 , пожалуйста, внимательно прочитай мой комментарий. Теперь ответь: чему она могла её научить? Календарному методу? ППА? Так это крестьяне и сами практиковали.
Были барыни, которые им чабрец давали и прочие абортивные средства, то да. Но это несколько другое дело. Кстати, какой по-твоему религии была барыня? (А вообще использовать вторую половину XIX века как образец нравов русской деревни - это очень, очень плохая идея. Тем более самый конец XIX века. Может быть даже догадаешься, почему.) 1 |
Начинаю приходить к мысли - что лучше вообще не читать, чем неразборчиво глотать всякую хрень.
|
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
50 сятые годы... |
Читатель 1111
"Хоть как-то" - это как? ППА или мужу не давать? Только вот научить ППА крестьянКУ (а не крестьянинА) - это уже какой-то сюр. |
Читатель 1111 , такого извращения над числительными я ещё не видел, дивно.
А можно источник, раз ты точную дату знаешь? А то мне прямо интересно, о чём речь. Пока гипотеза - давала абортивные травки/ягодки/вставить нужное. Без ведома мужа. Проблемы, вестимо, тут в несколько другой сфере (деревня=пиздец патриархат и все его злоупотребления). Медвежанна Котэринская , что любопытно, некоторые средневековые инструкции написаны именно для женщин и рекомендуют мощным усилием бёдер выталкивать из себя мужчину, если кажется, что он приближается к финишу.)) Но это даже не европейские, правда. |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
источник не помню. Но ссылались на Письма из деревни. |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
Ну абортивные наверное. |
Читатель 1111
Учитывая тогдашний уровень познаний о химических веществах и уровень неотложной медицинской помощи, такая "контрацепция" могла оказаться едва ли не опаснее родов. |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Медвежанна Котэринская
могла... |
Читатель 1111 , поиском по ним ничего подобного не нашел, да и не помню такого, но начнём с того, что Письма - это 1870-80е годы.
|
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
ой точно.... |
Читатель 1111 , а вообще это разумеется "Жизнь Ивана", что же ещё.
И разумеется, никакие не контрацептивы. Но это, ты ещё учти - эпоха конечно была пиздец, но "Жизнь Ивана" была написана в жанре "раздуть и подцветить". |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
Можно цитату? освежить в памяти. |
Читатель 1111 , вот она, источник, точнее. Её, естественно, "слегка" приукрасили.
Бывает часто и вытравление плода. Жена одного из помещиков помогала иногда бабам при трудных родах, давая им пить настой казацкого можжевельника (Iuniperus sabina), который рос у нее в саду в достаточном количестве. С тех пор как на деревне прознали про свойство этого растения, чьи-то "невидимые руки" (по выражению помещика) постоянно обрывают у него все кусты можжевельника (по ночам), очевидно, для целей вытравления, потому что родильницам помещик никогда не отказывает в настое из этого растения. 1 |