↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Раздор
13 февраля 2019
Aa Aa
#рецензия
#премьера
#аниме
#Алита_Боевой_ангел

В Голливуде, похоже, отныне существуют две вещи, которые американские режиссёры так и не научатся, я думаю, экранизировать хотя бы на "проходняк". Это экранизации игр и экранизации аниме соответственно. Причём если в первом случае ещё можно хотя бы попытаться что-то сделать, надеясь на авось и на то, что повезёт (как в случае с экранизацией Mortal Kombat от Пола Андерсона), то вот с аниме-адаптацией такого не прокатит, ибо ведь помимо самого аниме фильма/сериала есть ещё оригинальная манга/ранобэ (бывает, что и не у всех аниме-тайтлов она присутствует!), на которые всезнающие режиссёры и сценаристы кладут Томохо-младшего невзфигенных размеров.

И учитывая то, что горький опыт многочисленных попыток экранизаций аниме, будь то Dragon Ball, Gunbuster (сиречь - Тихоокеанский рубеж) или недавние провалы Ghost in the Shell и печально уже известной Нетфликсовской адаптации Тетради смерти, так ничему не научил студийных боссов... ну, вы сами понимаете, что у Роберта Родригеса тоже не получилось сделать ничего, кроме проходняка. Тем более что и тайтл-то он выбрал весьма неоднозначный!..

Ну да ладно, хорош трепаться. Итак, это рецензия на фильм "Алита: Боевой ангел" по одноимённой манге Юкито Кисиро и аниме Хироси Фукутоми!


1. СЮЖЕТ

Вообще стоит в этом случае сказать и о самой манге/аниме. Дело в том, что Боевого ангела что при выходе в свет, что после вроде как последнего тома не ждал тёплый приём даже на своей родине. Японцы посчитали Battle Angel банальной копиркой Акиры и Blame!, которые вышли значительно раньше Gunm, а посему раскритиковали "ужасно созданный мир, в котором сочетаются страдания и невежество против сочувствия и человечности". Также основательно так был проутюжен сюжет. Мол, мы это всё давным-давно в Трансформерах, Акире, Призраке в доспехах (который, на секундочку, вышел на год позже Боевого ангела!) видели! Да и сейчас ситуация не лучше, ибо мангу/аниме обвиняли, обвиняют и сейчас с удвоенной силой будут обвинять во вторичности, клишированности и так далее!
В итоге, конечно, манга и аниме-сериал получили известность, но особо так известны не были, из-за чего, в стремлении нагнать популярность и угодить своим фанатам, Юкито даже переписал концовку второго тома и до сих пор делает третий, который из постапокалиптического киберпанка стал космооперой. М-да...

Но что же могло пойти не так, спросите вы? Я думаю, вы уже догадались.

Пррравильно, детишки! Да, Голливуд в очередной раз не смог уловить мораль манги о том, что порой человек хуже безэмоциональной машины, и в итоге всё свели к банальному "Алита не такая, как все, поэтому за ней будут охотиться все, кому не лень, ибо АНТИУТОПИЯ ЖИ!". И пусть вас начало фильма, якобы похожее один в один на начало Gunm: Gaiden, не вводит вас в заблуждение, - далее от него, как и в случае с Призраком в доспехах со Скарлетт Йоханнсен, остаются лишь неровно порезанные лоскуты оригинала, которые сшили привычными нами фишками Голливуда. Да, как удобно прикрывать своё неумение перенести аниме на экран штампами со злыми высокопставленными дядьками-чиновниками, против которых нужно поднять БУНД БЛЕАДЬ, ибо ПО-АМЕРИКАНСКИ ЖИ!

Ну и плюсом сказалась чрезмерная перегруженность повествования, которую современный зритель не удобоварит, ибо "СЛОЖНА!!!". В фильме смешались сюжеты первых двух томов манги, отрывки о моторболе из третьего, злодей из пятого и флешбэки о прошлом Алиты — вообще из отдельной серии. Вдобавок Кэмерон поразительно много взял из аниме про Алиту, которое в Японии считают неудачным. Именно оттуда перекочевала ничего особо не дающая сюжету доктор Кирен, именно там расширили роль мафиози Вектора, а нескольких злодеев слили в одного.

Кэмерон пошёл ещё дальше и добавил немало от себя. Кирен у него бывшая жена Идо, а Вектор — чуть ли не хозяин Айрон-сити. Но главное, почти все злодеи, взятые из разных томов манги, стали участниками единого заговора и подчинёнными друг друга. Вроде это должно было сделать сюжет связнее, а получилось наоборот.

Всё-таки манга — серия разрозненных эпизодов, для экранизации которой лучше подошёл бы сериал. У каждого тома был свой злодей, свой конфликт, который раскрывали по максимуму. В фильме же разные сюжеты слили воедино — и одно начало валиться на другое, толкаясь локтями. Слишком много всего происходит одновременно, и Родригес не знает, на чём сосредоточиться.

Фильм не успевает ничему уделить достаточно внимания, подчеркнуть важное, дать прочувствовать драму. Роскошный заезд в моторбол резко прерывается на линию Хьюго, убивая всё значение сцены. Потенциально интересных злодеев сливают, делая марионетками другого злодея, раскрытие которого наивно оставили на сиквел. Даже в диалогах заметны неожиданные рывки: так, в сцене в баре «Канзас» Алита несколько раз переходит с привычного живого языка на пафосный слог и обратно.


2.АКТЁРСКАЯ ИГРА

Признаться честно, давно уже пора было переносить классическую черту аниме, без которой оно бы аниме и не было, - а именно те самые невероятно огромные глазища на всё лицо. Шучу, конечно, на деле при помощи компьютерной графики и захвата движения это выглядит достаточно неестественно, чтобы отпугнуть неподготовленного зрителя, которого гипертрофированная анатомия аниме-персонажей не привлекает вообще. Но мы уже не пальцем деланные, так что отвлечёмся от больших глазок Розы Салазар и попытаемся взглянуть на неё через призму актрисы, которая у нас тут Гали (Алитой она стала при переводе на английский) играет. И признаться честно... она, как ни странно, выдаёт серединка на половинку! Т.е. тогда, когда НУЖНО показать эмоции, она их показывает слабо (постепенно исправляясь в начале и в конце), зато там, где нужна морда кирпичом, она справляется на все 100 (т.е. в середине фильма, когда от неё требовалось ровно противоположного). Ну вы поняли аналогию, детишки.

Бездарно же сыгранный Хьюго в исполнении Киана Джонсона ситуацию краше не делает, ибо это самый лениво прописанный персонаж, самый бездарно сыгранный, а в русском дубляже ещё и ужасно озвученный. Короче, тотальный провал. Ах да, и ещё он у нас явный яндере, который течёт по своей госпоже девочке с протезами, вот так вот!

С Кристофом Вальцем же ситуация иная, поскольку тот будто знал, кого играет, и потому играет достаточно хорошо для дважды получившего Оскар. Тут претензий нет. А вот к кому точно есть претензии, так это к Али Махершалалхашба́зу! Серьёзно, нах надо брать чернокожего актёра, который недои... а, точно, толерантность! Простите, запамятовал! Но всё равно это не отменяет его бездарность, а лишь только её подчёркивает. А ведь казалось бы, он должен был играть на полную после хорошей "Зелёной книги"! :/

Про меметичного Эдварда Нортона, конечно, ничего говорить не будем, ибо его тупо не было вплоть до конца фильма, Джеки Эрл Хейли же, в свою очередь, после великолепного во всех смыслах Роршаха, будто попытался взять новую вершину, но не особо получилось, увы. :(


3. ГРАФИКА

Да, в чём сразу видна бОльшая часть бюджета, так это в изобилирующем графоне, который местами даже выглядит как те самые быстроходные роботы из "Тихоокеанкого рубежа 2". Т.е. компьютером отдаёт лишь в местах схваток (коих тут навалом и даже больше, чем нужно) и в местах большого скопления CGI, чего, кстати, на самой героине (не считая больших глаз) не особо видно вплоть до середины фильма, когда она получает тот самый костюм с наночастицами аля костюм Пророка из Crysis. Тем не менее, явно видно, что из 250 лямов бюджета (точнее, из 230 миллионов + 30 на маркетинг) лямов так сто вложили в графику. Молодцы, чо, по дороге Марвел идём!

Просто «Алита» — очередной фильм, где графика даже не пытается убедить зрителя в том, что нарисованное — реально. Наоборот, она выпирает отовсюду, словно крича: «Глядите, у нас дорогой графон! О да! У нас 230 лямов бюджета, поглядите на наш невeбенный графоний!!!» Визуально «Алита» очень напоминает «Первому игроку приготовиться», и это не комплимент. В фильме Спилберга действие происходило в виртуальной игре, и это хоть как-то оправдывало, что персонажи и окружение выглядят как в анимационном фильме аля ролики Overwatch у Blizzard. Но у Родригеса-то так выглядит «реальный» мир!

4. АТМОСФЕРА

Вообще, нельзя не признать тот факт, что обилие графики и чрезмерная нагрузка на сюжет становится палкой о двух концах, когда речь заходит об атмосфере фильма и духе киберпанка. Формально мир хорошо поставлен, киберпанк тут такой, что закачаешься на месте. А вот с другой стороны не всё так гладко, ибо вот эта вот искусственность CGI вредит эстетике картины, которая вроде как претендует на лавры аниме-адаптации, а получаются скорее новые "Трансформеры". :/

Зато наблюдать за самими разборками действительно интересно. Боевые сцены — второе главное достоинство «Алиты». Вот что фильм удачно позаимствовал из аниме — и не из аниме про Алиту, а из японской анимации вообще!

Родригес учёл проблему супергеройских фильмов, где герои и злодеи прошибают друг другом небоскрёбы без видимого вреда для противника. В «Алите» бойцы разносят друг друга вдребезги. Большинство персонажей тут — киборги, и это позволяет ловко обходить возрастные ограничения. Крови здесь совсем немного, но этого не замечаешь: мозг подсознательно считает, что её не может не быть. Ведь на экране бойцы отрывают друг другу конечности, рубят головы, выпускают металлические «потроха». Даже сама Алита получает тяжелейшие травмы. Видели бы вы, как она дерётся с огромным противником, имея из конечностей только одну руку!

Алита, конечно, чаще побеждает — но не кажется уныло непобедимой. Постановка некоторых боёв напоминает драки с участием Джеки Чана: герой сталкивается с группой сильных врагов и вынужден пропустить несколько ударов, прежде чем поймёт, как использовать слабости противников. Всё это подавляет неверие и позволяет забыть про физику. Конечно, при такой разнице в массе девчонка не смогла бы валить громил, будь она хоть из нержавеющей стали. Но во время просмотра об этом просто не думаешь. По крайней мере, обычный зритель не думает...

Однако что полезно для экшен-сцен, то плохо для мира, атмосферы и эстетики. Мир «Алиты», на первый взгляд, полон деталей, необычных существ и живописных декораций. Только в единую картину всё это не складывается. За последние годы мы повидали немало миров с «высокими технологиями и жалкой жизнью», и Алитин далеко не лучший.

Его главная проблема не в проработке и не в общественном устройстве, а в том, как он выглядит. Этот недостаток был и у манги с аниме, но на большом экране с живыми актёрами он особенно бросается в глаза. Всё, что не живое, тут мультяшное. Киборги сверкают, словно покрашенные краской-серебрянкой, на большинстве нет ни царапин, ни ржавчины. Их детали явно не функциональны и служат лишь «правилу крутизны». Их тяжесть не чувствуется — они летают от пинков как невесомые. Бои между ними зрелищны, но такое впечатление, что дерутся игрушки-миниатюрки.

Пожалуй, именно это подкашивает картину сильнее всего: её общая стилистика. Вряд ли кто-то не пойдёт в кино из-за непроработанного Хьюго или несфокусированности сюжета — этого по трейлерам не видно. А вот то, что фильм выглядит пластмассово при ближайшем рассмотрении, как сценка из игры, что многие реплики в нём звучат искусственно и банально, — это можно понять и из двухминутного ролика. Если «Алита» в итоге действительно провалится, то не потому что так уж плоха. Просто её создатели не сумели убедить далёкого от аниме зрителя, что в этом фильме есть и много крутого.

5. САУНДТРЕК

И касаемо его, то Junkie XL, как вы знаете, - достаточно весомый композитор, что он и доказал, работая с Хансом Циммером над саундтреком к "Бэтмен против Супермена", "Человек из стали", "Тёмный рыцарь: Возрождение легенды", и работая соло над перезапуском "Безумного Макса", над Дэдпулом и так далее. А посему - тут со своей задачей он таки справился, сделав удобоваримую музыку, которая не залетит к вам в плейлист, но которая и не вызовет у вас кровь и разорванные барабанные перепонки. Отрадно слышать на фоне никакущих какафоний предыдущих фильмов, которые я смотрел. И особенно учитывая невообразимую ушную содомию Лего Фильма 2!!!

Ну-с, и что у нас в итоге?

Сюжет - 6.5/10
Актёрская игра - 7/10
Графика - 7/10
Атмосфера - 6.5/10
Саундтрек - 7/10

И в общем итоге получается 7 из 10 возможных баллов. Ну, как вы поняли, перед нами не самая лучшая адаптация аниме, но и не самая худшая, как можно было бы представить!

Это, бесспорно, хороший, пусть и неуверенный шаг к началу съёмок годных экранизаций аниме/манги. Главное, чтобы потом всё не слилось...

"Алиту" скорее можно сравнить с экранизацией того же несчастного Gunbuster, который стараниями Гильермо дель Торо превратился в "Тихоокеанский рубеж". Только если в случае с ТР был недостаток сюжета и логики в целом, замазанными махачем гигантских роботов, то в случае с Алитой недостатками являются сборная солянка в сюжете из различных томов, игры и аниме-сериала, пластмассовость дорого графона и общая эстетика фильма, которая хромает на одну ногу точно.

Если бы фильм вышел наравне с Аватаром 2009-го года, как того желал Кэмерон (изначально облизывавшийся на экранизацию Gunm, но в итоге выбравший синекожих лемуров с Пандоры), - фильм бы приняли тепло и простили бы ему многое, если не всё. Но увы, у нас 2019-ый год. Марвел каждый год в нас пихает по 3-4 тайтла, а другие студии от них не отстают, выдавая ту же жвачку, только другого цвета!

Так что увы, но Алита канет в небытие, напоследок сверкнув своей блестящей металлической рукой на прощание, как знак того, что Родригес пытался, но хорошо у него не получилось...
13 февраля 2019
2 комментариев из 7
FluktLight
Кстати а разве Тихоокеанский рубеж не с Евангелиона писан?
Раздор
FluktLight
Лишь отчасти, основной костяк взят всё же с Gunbuster.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть