↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
KNS
16 сентября 2019
Aa Aa
#юридическое #авторское_право

Часть 1 находится здесь: https://fanfics.me/message403185
Часть 2 находится здесь: https://fanfics.me/message404014

Итак, в предыдущих частях нашей юридической драмы мы выяснили, что:
1. Авторские права на фанфик возникают просто в силу его создания творческим трудом писателя.
2. Фанфик вряд ли является производным произведением, поэтому спрашивать разрешения автора оригинала на его создание не требуется.

Тема сегодняшней части:
Так можно ли издавать/продавать фанфики?

Давайте разберёмся.

Что такое фанфик как литературное произведение? Думается, это история, происходящая в определённом мире с определёнными персонажами. Таким образом, выделю три составляющих фанфика: мир, сюжет, персонажи и рассмотрю их по отдельности. Да, кстати, под фанфиком я буду понимать только самостоятельно написанную историю без буквального цитирования текста оригинала.

Мир. Автор оригинала придумал некую концепцию со своими законами, которая составляет ту самую "вселенную фандома", и это можно назвать "миром фанфика". В принципе, такие концепции можно описать несколькими фразами по типу: "в мире существуют люди, являющиеся волшебниками, и люди, не являющиеся волшебниками"; "существует инопланетянин-гуманоид, у которого есть механизм (или существо, доподлинно не известно), являющаяся одновременно космическим кораблём и машиной времени"; "доярка, приехавшая в Москву из глубинки Саратовской области, легко может выйти замуж за олигарха" и т.д.

ГК РФ в п. 5 ст. 1259 указывает:
авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы


Таким образом, как бы ни хотелось автору, концепция созданного им мира самостоятельным объектом авторского права не является. Действительно, было бы трудно представить, что концепцию можно было бы охранять отдельно от произведения - это было бы и трудно контролировать, и трудно защитить, и тяжело доказать, что "у дураков мысли сходятся", а не кто-то присвоил себе чужую концепцию.

Сюжет. Сюжет - описание событий, происходящих с персонажами во времени и пространстве. По типу: "он его убил, и теперь его мучает совесть, да и ипотеку приходится платить в одиночку". В принципе, сюжет - это тоже концепция, поэтому сам по себе он авторским правом не охраняется. Да и уже давно предпринимались попытки классифицировать все написанные литературные сюжеты, и многие исследователи приходили к выводу, что их существует довольно ограниченное количество. Во всяком случае, понятия "сюжет" в законе нет, а плагиат до сих пор рассматривается как буквальное заимствование текста чужого произведения, поэтому вряд ли можно говорить, что сюжет как-то отдельно охраняется.

Персонажи. И в эту категорию в отдельных случаях нужно отнести предметы (Распределяющая Шляпа, ТАРДИС и т.д.). Вот как раз персонажи и являются камнем преткновения в вопросе законности фанфиков, потому что персонажи произведения являются самостоятельным объектом правовой охраны!

П. 7 ст. 1259 ГК РФ:
Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

П. 3 ст. 1259 ГК РФ же гласит:
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

То есть, чтобы быть охраноспособным персонажем, персонаж должен существовать в какой-либо объективной форме, а именно, он должен отличаться от других персонажей произведения по каким-либо признакам.

Понятно, что ценность любого литературного произведения заключается именно в персонажах, так как именно благодаря персонажам мы можем отличить одно литературное произведение от другого. Иногда правообладателям так дороги персонажи, что они регистрируют их как товарные знаки (торговые марки, trademarks, tm), и вот это означает высший класс правовой охраны.

Ст. 1477 ГК РФ:
На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481)

Ст. 1482 ГК РФ:
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Ст. 1484 ГК РФ:
1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака...
3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Что это означает? Если кто-то использует товарный знак для извлечения прибыли без разрешения правообладателя, он действует абсолютно незаконно, и правообладатель может требовать компенсации понесённых убытков (эти компенсации поистине огромны).

Именно поэтому фанфики с использованием персонажей, имена которых зарегистрированы как товарные знаки, нельзя издавать и использовать их для извлечения прибыли. Более того, закон запрещает использовать товарные знаки, "сходные до степени смещения". Ни один нормальный издатель не свяжется с публикацией текста, содержащего чужие товарные знаки, так как это может привести даже к его банкротству.

Вот, к примеру описание товарного знака "Профессор Северус Снейп": https://trademarks.ipo.gov.uk/ipo-tmcase/page/Results/1/UK00002216654 (обратите внимание, на сколько классов товаров зарегистрирован товарный знак - включая магнитики на холодильник и обувь). Правообладатель - Warner Bros. Entertainment Inc. Естественно, и другие персонажи поттерианы зарегистрированы аналогичным образом.

В принципе, Warner Bros. Entertainment Inc. может предъявить претензии фанфиксу, потому что сайт показывает рекламу и тем самым извлекает прибыль из чужого товарного знака, но вряд ли будет это делать, так как это будет связано с тяжёлым - долгим и затратным - процессом в российских судах, да и репутация наверняка пострадает, потому что многие будут говорить, что "они вас бесплатно рекламируют, а вы тут со своими претензиями лезете".

Однако далеко не все персонажи регистрируются авторами/правообладателями как товарные знаки. Они могут оставаться обычными персонажами произведения.

И тогда персонаж произведения охраняется отдельно. По этому поводу есть правовая позиция Верховного Суда РФ (п. 82 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 23 апреля 2019 года "О применении части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации"). В частности, Верховный Суд пишет:
Под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.
Не любое действующее лицо произведения является персонажем в смысле пункта 7 статьи 1259 ГК РФ. Истец, обращающийся в суд за защитой прав именно на персонаж как часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности. При этом учитывается, обладает ли конкретное действующее лицо произведения достаточными индивидуализирующими его характеристиками: в частности, определены ли внешний вид действующего лица произведения, характер, отличительные черты (например, движения, голос, мимика, речевые особенности) или другие особенности, в силу которых действующее лицо произведения является узнаваемым даже при его использовании отдельно от всего произведения в целом.

Во как. "Пятый лебедь в третьем ряду" персонажем быть не может. И истец должен доказать, что его персонаж - "результат самостоятельной интеллектуальной деятельности". При этом в таких делах не применяется понятие "сходный до степени смешения" (оно относится только к товарным знакам), персонаж в оспариваемом произведении должен быть именно таким, какой был у автора.

У меня было дело: предприниматель производил магнитики на холодильник с персонажами одного российского мультфильма, и тут к нему пришёл правообладатель и потребовал компенсации. Персонажи мультфильма не были зарегистрированы как торговые марки. Я отсмотрела все серии мультфильма и вдруг увидела, что персонаж в мультфильме всегда в красной шапке и с красным носом, а предприниматель производил магнитики с этим персонажем в жёлтой шапке и с жёлтым носом. При этом персонаж никак подписан не был. Вывод суда - истец не доказал, что это тот же персонаж, и во взыскании компенсации решил отказать. Истцу нужно было зарегистрировать своего персонажа как товарный знак, и тогда бы предприниматель должен был выплатить огромную компенсацию, но истец этого не сделал, вот и пострадал.

Таким образом, статус фанфика с персонажами, не зарегистрированными как торговые марки, является спорным. Он и не законный, и не незаконный. Вопрос, как говорится, обсуждается.

И ещё из этого следует довольно парадоксальный вывод - фанфики с ООС персонажей и фанфики в жанрах RPF более законны, чем остальные. Более того, к RPF вообще трудно что-то предъявить - с точки зрения закона, это вполне чистые произведения, точно такие же, как и полностью оригинальные произведения. И они ещё и защищены нормами Конституции о свободе слова и свободе творчества.

В общем, какой из всего этого следует вывод? Фанфики писать можно. Можно даже их выкладывать во всеобщий доступ. А вот извлекать из публикации фанфиков прибыль нельзя, потому что: 1) персонажи могут быть зарегистрированы как товарные знаки; 2) персонажи литературного произведения охраняются сами по себе, а, значит, на их использование в коммерческих целях требуется разрешение правообладателя.

А в следующей части мы поговорим о том, что такое "добросовестное использование" произведения.

И ещё отдельную часть посвящу ответам на возникшие вопросы.
16 сентября 2019
8 комментариев из 51 (показать все)
FluktLight
Тут проблема. В разных странах разные сроки...
Читатель 1111
FluktLight
Мало того, на перевод сеттинга существует, конечно, отдельное авторское право, а герои, в случае существования экранизаций до окончания основного "авторского" копирайта, могут быть, емнип, в некоторых случаях/некоторых странах...
FluktLight
Читатель 1111
Но со смерти Лавкрафта уже 82 года прошло...
FluktLight
В США 90 лет....
FluktLight
А вы уверены что права на это были у Лавкрафта? А не у его издателя?
А у меня вот к ТС вопрос, а по законодательству -
подарок облагается налогом, или нет? И как в этом разрезе рассматривать Патреон и т.д.
FluktLight
EnGhost
Учитывая что сам Лавкрафт активно поощрял использование его идей и персонажей, что породило множество историй "по мотивам" ещё при жизни автора?
https://lovecraft.fandom.com/wiki/Copyright_status_of_works_by_H._P._Lovecraft
На территории ЕС опубликованные при жизни работы Лавкрафта уже признаны достоянием общественности...
EnGhost
Да, подарки облагаются налогом, кроме подарков между близкими родственниками. Одаряемый должен декларировать все свои подарки после окончания финансового года. Другое дело – как об этом налоговая узнает? Может, узнает, может, и не узнает. Чисто теоретически в налоговую может сообщить платёжная система получателя платежа, но вряд ли будет.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть