↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Полярная сова
27 марта 2020
Aa Aa
#театр #балет #восторги #Чехов #классика #длиннопост

Сегодня, как уже упоминала Эльза Маркова День Театра! А благодаря посту Likoris, я нашла немало бесплатных онлайн трансляций из самых разных театров. А еще начала пересматривать и переслушивать свои любимые вещи. Вчера был день оперы "Тоска", а сегодня я поняла, что давненько не писала про балет)) И вот "Анюта"!

"Анюта" - один из моих любимых балетов. И совершенно восхитительный фильм-балет с блистательной Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, который также был балетмейстером этого спектакля. Я неоднократно видела этот балет, и нежно люблю его, но Максимову не превзошел никто. Даже то, что она уже не юна, не мешает ей (редчайший случай) выглядеть удивительно органично в роли юной Ани. Её миниатюрность, легкость, изящество, утонченность и шаловливое обаяние делают свое дело... она не величественная, она трогательная...
И несмотря на то, что в известном драматическом фильме 1954, обладателе золотой оливкой ветви, Анну талантливо играет актриса куда моложе и, возможно, с точки зрения исторических канонов красоты куда ближе к Анне, для меня Анной всегда будет только Максимова! Несказанно нежная, прелестная, и в финале именно её милая очаровательность создает тот самый контраст.

Балет поставлен по совершенно невероятному рассказу Чехова "Анна на шее" (если не читали, то тут будут спойлеры xD).
Обычная история, как часто бывает у Чехова, очаровательной девушки, вынужденной выйти замуж по расчету. Мать умерла. Отец, милейший и интеллигентный человек, однако бесконечно пьет, из-за чего и Анна, и главное, её младшие-братья школьники живут в нужде и практически впроголодь.
"Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами"
Ладно бы только не молодой и не красивый, но также ограниченный, сварливый, жадный и попрекающий куском хлеба. Так Аня и живет, пока однажды на своем первом большом балу не производит фурор...
Впрочем, речь не о рассказе - хотя я бы с удовольствием его обсудила, ибо он совершенно прекрасен в каждой строчке - и для меня Чехов в "Анне на шее", "Попрыгунье" и "Палате № 6" - это непревзойденная вершина гения лаконичной прозы! Наверное, кто-то бы (даже из классиков) на эту тему написал роман, но зачем?..

Наверное, самый знаменитый танец и самый прекрасный - это победная тарантелла Анюты на балу:
https://www.youtube.com/watch?v=5mxEVtx2qyY&list=RD5mxEVtx2qyY&start_radio=1&t=13
Лихость, легкость - всё это, словно веселая детская и по-детски жестокая, победная игра. Это бурлящие шампанским счастье и упоение юности.
Максимова не пытается быть в этой сцене неземной (как часто бывает в балетных образах) героиней - напротив она невероятно земная... слишком земная, почти бесёнок. Но земное притяжение на неё, кажется, не действует совсем. Благотворительный базар ловко вставлен в сцену танца, добавляя ему многогранности. Тарантелла Максимовой - это одна из первых сцен, с которых началась моя любовь к балету.

И грех было не отметить героя, который умудрился не потеряться даже на фоне невероятной Анюты - её муж Модест Алексеевич. Редкий случай совершенно восхитительно яркого отрицательного персонажа, который не обаятельный мерзавец, не мрачный злодей, не спорный антигерой, а который зауряден, смешон... и как же он ярок! Как точен!
И если у Чехова герой откровенно гадок, то тут он еще и смешон. Но смех этот горький. Можно смеяться, глядя на такой со стороны, когда же ты сам во власти подобного - совсем уже не смешно.
Совершенно шикарная сцена на службе. Когда артисты балета перевоплощаются в безликий, работающий, как тупой аппарат, чиновничий механизм, перебирающий бумажки, но полный надменности и подобострастия перед вышестоящими, сплетен и мелких дел. И в центре всего этого, как олицетворение, всего мелкого, пустого, самодовольного и подхалимского, сатирически подсвеченного - "ослепительный" Модест Алексеевич!
Мерлин мой! Прошло столько лет, а ничего не изменилось...
Это примерно 9-10 минута фильма.

Итак, Анна выиграла, наверное, она получила всё, что хотела - деньги, власть над мужчинами, веселье, наряды и возможность сказать ненавистному мужу: "Подите прочь, болван!". а он только холопски поклонился ей, как кланялся всем, кто был сильнее его. Но только мальчики-братья да и отец оказались брошены - и если про отца можно сказать сам виноват, хоть и пожалеть его, то дети... один Бог ведает, что будет с ними...
А Аня всё каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и всё реже и реже бывала у своих.
Финал балета сделан более трогательным и неоднозначным. Правильно ли это? Не знаю.
Но в любом случае вернемся к балету - в нем есть еще немало жемчужин))

Например, куда менее известный, чем тарантелла, но, на мой взгляд, не менее образный танец Максимовой, из которого и вытекает та самая тарантелла - это танец в цыганском стиле. Медленный, тягуче печальный и одновременно немного театральный.

Интересен и образ Васильева (обычно такого красивого героя-любовника) в роли отца Анюта - его жалкая, забавная и горькая пьяная пляска на балу.

И момент с юношей-студентом. Искренняя любовная сцена, вставленная в балет... в оригинальном рассказе этого эпизода не было. Интересно выиграл ли от этого сюжет или проиграл?
С точки зрения танца, конечно, выиграл (очень трогательная сцена на фоне неброских, почти серых красок), а вот с точки зрения психологии сюжета...

Ну надеюсь, мой пост воодушевит кого-нибудь посмотреть этот шедевр, даже невзирая на откровенно неважное качество видео))

И давайте сегодня, в день театра вспомним тех, кто положил свою жизнь на служение искусству, кто дарил своему и следующим поколениям красоту - Антона Чехова и Екатерину Максимову. Пусть они будут счастливы там. Пусть Екатерина взлетит туда также легко, как она всегда взлетала над сценой!
А Владимиру Васильеву пожелаем крепкого здоровья и вдохновения для творческих свершений! Он приезжал к нам в прошлом году на театральный фестиваль - об этом я писала тут. Это не только талантливый, но удивительно интеллигентный человек.

И вдруг сегодня, в весенний день театра, настало время пересмотреть, перечитать и переслушать любимые произведения или открыть для себя что-то новое?..

Вдохновения всем и свободного времени, которое можно посвятить созерцанию прекрасного!
27 марта 2020
2 комментария
Прекрасное, удивительное умение - живо и ярко писать о сцене. Вы талант! Браво!
И да - с днем театра!
Эльза Маркова, большое спасибо за такую оценку и за поздравление)))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть