↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Ormona
20 августа 2020
Aa Aa
Кто такой лич и чем плох високосный год
(Мой короткий видеорепортаж о новосибирском фонтане «Кощей Бессмертный и Змей Горыныч».)
Персонаж европейского фольклора, лич — это некромант, превратившийся в нежить. В одних источниках говорится, что он сделал это после того, как покинул мир живых, в других — выбрал этот путь вместо смерти. В отличие от других видов нежити личи не испытывают потребности убивать живых, однако это не значит, что они этим не занимаются, а наличие изощренного разума делает их опаснее вдвойне...

Слово Lich (труп) упоминается в англо-русском словаре Мюллера в словосочетании lich-gate — «вход на кладбище» (здесь можно вспомнить и верования вудуистов, где лоа Самеди, Бриджит и Нибо внешне так же походили на скелеты и им всегда посвящали первую могилу на новом кладбище, чтобы они начали этому погосту покровительствовать впоследствии).
Лича очень трудно уничтожить, потому что после того, как будет разрушена его физическая сущность, он может возродиться при помощи филактерии. Пример филактерии — сундук Кощея, в котором заключена кощеева смерть (в ларце — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, а игла и есть его смерть… или посмертная жизнь). Сам Кощей Бессмертный при этом является ярчайшим мифологическим прообразом лича.

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.

При этом переплюнуть его в мастерстве вполне можно, что и доказала заточившая его в темнице колдунья Марья Моревна из одноименной сказки.
В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников:
«Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево» (то есть в седло рабское).
Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.
Чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:
«Умершим... приписывались два сильнейших инстинкта: голод и половой голод. Эти два вида голода иногда ассимилируются, как в русской сказке: «Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал; красавица была, так за жену себе взял».

Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.
До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный».

Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.
В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея:
«У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть».
Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:
«Душа мыслится как самостоятельное существо, могущее жить вне человека. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей».
(Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»)

Исследователь славянской культуры Борис Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной — яйцом — и подчеркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо». Игла, булавка в народной культуре является предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей («дублером» которого в сказках выступает иногда Кощей) могут оборачиваться иголкой. Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях.

29 февраля считается Кощеевым днем. Кощея (Кащея, Чернобога) считают властелином темного мира Нави, повелевающим нечистой силой. Кощей чувствует скорый приход весны, злится и насылает на людей беды.
«Кощей на что ни взглянет — все вянет», «Кощей на скот — скот дохнет, Кощей на траву — трава сохнет», — говорили в старину.
Символами Кощея были череп и ворон.

Поскольку 29 февраля бывает только раз в четыре года (2020-й — тоже високсный), ничего хорошего от таких времен древние не ждали, если даже приписали этот день такому опасному чародею. После принятия христианства славянами этот день прозвали Касьяновым днем. По легенде, Николай Угодник и Касьян путешествовали вместе. По дороге они увидели путника, который упал в грязь. Николай сразу пришел на помощь путнику, а Касьян остался в стороне, боясь испачкать одежду. Бог наказал Касьяна, и его день остался в календаре только раз в четыре года. Непонятно, как от этого стало хуже самому Касьяну, но предание остается преданием.

А здесь есть еще интересная информация о Кощее и его прототипах (материалы были написаны как раз четыре года назад, в прошлый високосный, 2016-й — и тот годик тоже был на редкость гадким, вот и не верь после этого в приметы):
https://lenarudenko.livejournal.com/304627.html
https://tvsher.livejournal.com/187987.html

#фольклор #сказки #видео #длиннопост #многобукаф
20 августа 2020
3 комментария
Високосный год это придумка римлян, к славянам не имеет никакого отношения.
Ormona
Зелёная фея
Так здесь и речь не только о славянах, а в том числе о них.
Зелёная фея
Римляне оказались поставлены перед фактом.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть