↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Belkina
24 мая 2021
Aa Aa
#опера #длиннопост

Бородатый анекдот
– Папа, что такое опера?
– Это, сынок, такой спектакль, который начинается в семь вечера, и когда ты через три часа смотришь на часы, они показывают семь двадцать!


Я тут как-то начинала разговор про оперу. Почему бы не продолжить? Еще столько увлекательных тем не охвачено!
Вот, скажем, тенора – оч-чень увлекательная тема. Самые статусные, звездные, высокооплачиваемые оперные исполнители, начиная с эпохи бельканто (первая половина 19 века) и до наших дней. Человек, далекий от оперного театра, при попытке вспомнить какого-нибудь певца немного помучается и назовет, скорее всего, Карузо или Паваротти.



Бородатый анекдот
– Сколько нужно теноров, чтобы поменять лампочку?
– Пять: один забирается на стремянку, а четверо стоят вокруг и говорят, что для него это слишком высоко.


Тенор – высокий мужской голос (есть еще контратеноры, но о них разговор особый). В пределах этой категории голоса очень разнообразны: лирические, лирико-драматические, драматические, баритональные. Однако традиционно ценится именно способность теноров брать верхние ноты – полным голосом, не плоским и скучным фальцетом. Качество редкое, баритонов среди мужчин гораздо больше.
Вот известный пример – ария Тонио из комической оперы Доницетти «Дочь полка». Главному герою надо взять верхнее до (до второй октавы) девять раз подряд на протяжении одной минуты!

Бородатый анекдот
Один тенор был так глуп, что даже другие тенора это заметили.

Обычно тенор – главный идиот лирический герой оперы. Как правило, герой-любовник, но не всегда. Это может быть, скажем, опасный псих с ножичком Канио в «Паяцах», второстепенный комический персонаж Трике в «Онегине», жалкий и зловещий Юродивый в «Борисе Годунове», седой старик-отец в «Иудейке»…
Никогда не надо недооценивать теноров! Они способны на сюрпризы.



И небольшой список известных теноровых арий. Многие хиты сюда не вошли, да я и не стремилась охватить все. Из эгоистических соображений перечислю те арии, к которым у меня есть личная сентиментальная привязанность. Впрочем, они и объективно хороши.

1. Ария Каварадосси E Lucevan Le Stelle«Сияли звезды…» («Тоска» Пуччини).
Вещь популярная, но от частого исполнения не утратившая своей пронзительной красоты. Ночь перед расстрелом, прощание с жизнью и неприкрытое – все равно никто не видит – отчаяние.
Мне нравится в этой роли Йонас Кауфман – именно драматический образ: никакой аффектации, но такая осязаемая жажда жизни.
Если хочется более классического звучания, то вот великолепный Марио Дель Монако.
И не менее прекрасный Корелли – удивительная чистота, сила и непринужденность.
(Кроме того, они все – совершенно открыточные красавцы. Это важно!)

2. Канцона графа Альмавивы Se il mio nome saper voi bramate«Если хочешь ты знать мое имя…» («Севильский цирюльник» Россини).
Одна из самых известных оперных серенад и, возможно, самая из них сладкозвучная.
Изящная интерпретация Альфредо Крауса.
И Хуан Диего Флорес, который делает с арией, гм, что-то странное. Но кто его за это осудит, тот не я. %) Вообще симпатичная вся постановка. Ну да это же «Цирюльник», его трудно испортить.

3. Сицилиана Туридду О Lola ch'ai di latti la cammisa«О Лола, как бела твоя рубашка…» («Сельская честь» Масканьи).
И еще серенада, но совсем другая эпоха, другой стиль – не медоточивый Россини, а глубоко трагический веризм. Стр-р-расть, надр-р-рыв, любовь и кр-р-ровь! Горячая сицилийская ночь, любовное томление и предчувствие беды.
И снова Альфредо Краус. Его специфический тембр – терпкий, островатый – очень подходит этой сладко-горькой музыке.

4. Ария Канио Vesti la giubba«Пора надеть костюм…» («Паяцы» Леонкавалло).
Облачиться в шутовское одеяние, набелить лицо мукой и кривляться на потеху публике сквозь невидимые миру слезы.
Лучано Паваротти очень хорош.
Самая эффектная музыкальная фраза арии – Ridi, Pagliaccio, sul tuo amore infranto («Смейся, паяц, над разбитой любовью…») – возможно, рекордсмен по цитированию.
К ней обращался Фредди Меркьюри – вступление в It's A Hard Life.
Ее цитирует Исаак Дунаевский в оперетте «Сын клоуна», получилась занятная стилизация под жестокий романс (там же различим пассаж из «Кармен»).
И, разумеется, это уже было в «Симпсонах».

5. Прощание Туридду с матерью Mamma, quel vino è generoso«Мама, это вино слишком хмельное…» («Сельская честь» Масканьи).
Ария для драматического тенора, страстная, тревожная, горячечная – и дело, конечно, вовсе не в вине.
Пласидо Доминго.

6. Легенда о крошке Цахесе Il etait une fois a la cour d'Eisenach…«Жил-был при дворе в Айзенахе…» («Сказки Гофмана» Оффенбаха).
Отвлечемся от надрывного веризма. Оффенбах писал легкую и острохарактерную комическую музыку, его оперы – это почти оперетты. При этом у него было удивительное чувство абсурда и склонность к эксцентричному юмору. И если уж кому и удалось приблизиться к гофманскому градусу безумия, то только Оффенбаху.
И вот его Гофман поет комические куплеты, но нетрезвые мысли путаются, и он, сбиваясь, начинает рассказывать о своей любви…
Витторио Григоло в прекрасной лондонской постановке (только звук не очень, надо сделать погромче).
И Пласидо Доминго.

7. Романс Надира Je crois entendre encore – «В сияньи ночи лунной» («Искатели жемчуга» Бизе).
Красивейшая и очень популярная ария. Прекрасных исполнений много, но главных для меня – два.
Ален Ванзо. Текучий шелк, чистейший, безукоризненный. Такая безоглядная растворенность в моменте.
Николай Гедда – он суше, но мужественнее и элегантнее.

8. Ария Элеазара Rachel, quand du Seigneur«Рахиль, ты мне дана небесным провиденьем» («Иудейка» Галеви).
Для разнообразия тенор внезапно выходит в роли престарелого отца героини. Душераздирающий сюжет, ветхозаветная жестокость и необычайной выразительности музыка.
Нил Шикофф – великолепная актерская работа. Момент чистой драмы, точный, лаконичный и безжалостный, как выстрел в сердце.

9. Ария Вертера Pourquoi me réveiller«О, не буди меня, дыхание весны» («Вертер» Массне).
Пусть будет Йонас Кауфман. У него есть качество, которым не всякий тенор может похвастаться: он наделяет своих лирических героев сильным характером и внутренним достоинством. И Хосе в «Кармен» не выглядит жалким слизняком, и Вертер не кажется великовозрастным инфантилом. Человек, попавший под колесо сильного чувства, не обязательно слабак.
И Роберто Аланья. Вообще опера на французском – испытание для певцов, поэтому слушать ее в исполнении носителя языка – отдельное удовольствие.
Есть, кстати, и баритоновая версия Вертера. Она не так эффектна, лишена этих экстатических взлетов, но по-своему хороша.

10. Романс Неморино Una furtiva lagrima«Потаенная слеза» («Любовный напиток» Доницетти).
Сладостное и вроде бы простодушное бельканто, но… Веселье Доницетти всегда имеет подкладку из меланхолии, подспудной горечи. И каждый раз, отсмеявшись, задумаешься: это было игровое страдание на публику, как бы понарошку, или подлинная боль и действительно потаенные слезы?
Роландо Вильясон – идеальный трагикомический герой, смешной маленький человечек, исполняет эту арию… и повторяет ее на бис, растерянный и действительно уже до слез тронутый реакцией публики. Бисирование как театральная традиция уходит в прошлое, но уж если артиста просят спеть на бис – это кое-чего стоит.

11. Ария Эрнесто Cerchero lontana terra«Пойду искать далекие края» («Дон Паскуале» Доницетти).
Уморительная комическая опера про старого сатира, неосмотрительно пожелавшего жениться на юной нимфе. Прежде чем жениться на молоденькой, паспорт свой открой и посмотри! (с) Но у нимфы характер и свои планы… а еще трогательный недотепа-ухажер, который и поет эту арию, искренне полагая, что теряет возлюбленную навсегда. Все закончится хорошо, разумеется, но опять это смутное чувство, что под видом шутки тебе действительно открыли душу и поведали о тайной печали.
Флорес.
И Гедда.

12. Ариозо Де Грие Ah, Manon, mi tradisce«Ах, Манон, в мыслях вновь изменяешь мне ты…» («Манон Леско» Пуччини)
Ладно, шутки в сторону: в эфире снова жестокий веризм и откровенный вопль отчаяния.
Две классические записи.
Беньямино Джильи по характеру голоса и манере исполнения близок к Карузо (хотя сравнения эти самого Джильи ужасно раздражали – что и понятно, всякий уважающий себя тенор должен быть единственным и неповторимым). К счастью, качество записи уже совсем другое и позволяет оценить пение без скидок на несовершенство техники. Голос действительно необыкновенный, очень яркий и объемный.
И Карло Бергонци, он тоже великолепен. Начинал, между прочим, как баритон, но втайне от всех перековался в тенора – пример крайне удачного перехода в другой вокальный вес (на этом месте все укоризненно посмотрели на Доминго).

13. Стретта Манрико Di quella pira«Пламенем адским...» («Трубадур» Верди).
«Трубадур». Опера композитора Верди. Сюжет? Логика? Здравый смысл? Просто хоть какой-нибудь смысл? Не, не слышали.
Буря и натиск! Шум и ярость! Слабоумие, в конце концов, и отвага!
Паваротти, жги!!!!11

14. Каватина Гуальтьеро Nel furor delle tempeste«Посреди жестокой бури» («Пират» Беллини).
В этой арии нет вокальных бантиков и завитушек, типичных для бельканто, но есть удивительное неброское очарование. Она очень чистая, текучая, гибкая и искренняя.
Мне нравится исполнение Флореса – легкое и свежее, как дыхание теплого моря.

15. Баркарола Рикардо Di tu se fedele«Скажи, не грозит ли мне буря морская…» («Бал-маскарад» Верди).
И еще одна песня об отчаянном моряке, любви и буре – совсем другая по настроению. Такая бравада, такой вызов… а ведь поет ее не пират, и даже вовсе не моряк, а тот, кто им притворяется. Впрочем, в названии же сказано – маскарад. Все немного слишком театральное, все не то, чем кажется. Только удар ножом и смерть посреди праздника – настоящие.
Карло Бергонци.

БОНУС. А вот что бывает с тенором, если его разозлить! Он стр-р-рашно отомстит, за себя и за того парня… то есть за всех своих собратьев-теноров, пострадавших по воле композиторов и либреттистов! Это Канио из «Паяцев», конечно же.
La comedia è finita!

Автор картинок выше – австрийский художник Maroine Dib. Это шаржи на известных теноров, наших современников. Если бы не подписи, можно было бы сыграть в угадайку.

А вот портрет нашего известного тенора Леонида Собинова в исполнении карикатуриста Виктора Дени. И тоже подписан, чтобы не оставалось сомнений: «Душка Собинов» :3


Если у вас есть любимые теноровые арии – вносите! Чем больше сдадим, тем лучше (с).
24 мая 2021
31 комментариев из 48
Belkina
А у меня кажется Тангейзер, если не вспоминать про записи.
Но Лоэнгрин все равно любимая)
Likoris
А у меня "Парсифаль" любимый... наверное. Но он, возможно, выиграл не совсем честно: я его просто чаще других слушала. :)
Belkina
Ну вот у меня та же история с Лоэнгрином) Я трижды только в театрах была...
А "Парсифаля" в в записи слушали или в театрах?
Likoris
«Парсифаля» только в записи. У нас Вагнера вообще мало ставят, а в заграницах я обычно на что-то другое нацеливаюсь. Да его и там не сказать чтобы много... Если только сразу в Байройт податься, тут уж не промахнешься. :)
Belkina
В Мариинке есть Парсифаль. Я слушала, но так вышло, что я в тот момент была в состоянии полутрупа после бессонной ночи, так что до конца досидела с большим трудом(
Я чуть было не купила билеты в Байройт на прошлое лето..) Голубая мечта туда попасть.
И еще на фестиваль в Экс-Ан-Провансе оч хочу.
Likoris
Эхх, и у нас на прошлое лето все планы порушились, да и с этим летом пока невесело.
В Экс тоже очень хочу. Да вообще уже хоть куда-нибудь! %)
Belkina
Я не была в театре год и 4,5 месяца((( Так что понимаю((
В Эксе на прошлое лето была офигенная программа. По крайней мере на мой вкус. Пока вроде перенесли на это лето, но я слабо верю, что попаду хоть куда-то(
Likoris
Угу, культурная депривация... :( Я, правда, весной уже вырвалась на свободу и ушла в загул. Надо пользоваться, раз у нас все открыто и к нам все приезжают. А вот самим поехать куда-то - увы... Мы про Цюрих робко думали, на «Дона Карлоса» сходить, но все отменились. Так что уж и не планируем пока.
Belkina
Мариинка, кстати, снова поставила Сказки Гофмана. Они, правда, почему-то скромно пишут "полусценическое исполнение", хотя и костюмы, и декорации на месте.
Feature in the Dust
О, да? Хорошее дело, надо проверить, что там с датами, вдруг как-нибудь совпаду. Люблю «Сказки», и с постановками им чаще везет, чем не. :)
Если б имела я сто ми-ми-ми
Все бы посту отдала-а-а
Как-то несколько лет назад пришлось лечиться от депрессии музыкой. И что-то меня понесло в оперу.
Переслушала несколько фильмов-опер, почему-то в основном Верди. "Аида" не зашла -- ни фильм с Софи Лорен, ни опера на Арене ди Верона (я там за кошечками следила, а не за маршем египтян), "Травиата" (постановка Дзеффирелли!!!) жутко разочаровала -- когда-то в театре она мне нравилась, а вот "Риголетто" с молодым и еще не очень грузным Паваротти... это что-то убийственное!
Я смотрела фильм после "Песенки герцога" Лемешева (в киноконцерте 1941, кажется, года) -- представьте разницу: писаный красавец против почти что Роберта Баратеона. Но блеск! Но жизнелюбие! Но энергия! Но голос! То есть стало понятно, как можно было влюбиться без памяти и в этого недо-Генриха VIII.
(И еще мне стало понятно, почему в опере некоторые сцены бисировали: хотелось! Я два раза запускала сцену смерти Джильды.)
Тагоза
Я тогда мысленно умножу вашу мимимишку на сто :)

t.modestova
Я тоже довольно холодна к «Аиде», но «Травиату» очень люблю. Правда, постановки Дзеффирелли бывают скучноваты, хотя очень нарядны и раскидисты. От исполнителей многое зависит - вдохнут они жизнь в этот музейный антураж или нет.

Но этот «Риголетто», да, с Паваротти! Он один из немногих Герцогов, в чьем исполнении я и сейчас могу слушать эту самую песенку - она ужасно затерта сотнями повторений на все лады, но вот включу Паваротти - и как будто снова детство и я слушаю это впервые...
«Риголетто» вообще такой брильянт, переливается всеми гранями одновременно.

А опера помогает от депрессии. Если не излечивает, то точно утешает и поддерживает. Проверено. :)
Какой великолепный пост! Огромное спасибо))
Волоку в загашник)))

Ария Каварадосси - это та ария, с к-ой я когда-то изменила баритонам с тенорами :))


Вчера смотрела трансляцию Венской оперы "Коронация Поппеи", до этого была "Агриппина" - влюбилась в Кейт Линдси, меццо-сопрано, какой у неё Нерон выходит! Сплошные восторги.
Думала, даже написать про неё пост, но больно я несведуща в опере.
Полярная сова
А какой из нее классный друг Гофмана в Сказках Гофмана в постановке Met Opera ;))

Но ее Нерон в Агриппине той же Met Opera тоже хорош :)
Feature in the Dust, да, Агриппина - это была постановка Меt opera, и Кейт там просто - моя любовь!))

А какой из нее классный друг Гофмана в Сказках Гофмана в постановке Met Opera ;))
Не смотрела еще, но собираюсь - уже в копилочке лежит, часа дожидается
Теперь после ваших слов в еще большем предвкушении))
Полярная сова
Изменили баритонам?.. Как это возможно? Впрочем, если с Каварадосси, тогда ладно! :)

Кейт Линдси прекрасная! И у нее отличные парни всегда получаются, Керубино вот тоже отменный. :)
Belkina
Эх, я бы тоже хотела(( Но у меня в досягаемости только такой театр, от которого одно расстройство, а не удовольствие, так что я забила туда ходить(( Так что мне бы хоть до БТ и Мариинки добраться (и Новой оперы!), но границы пока не радуют(((
Браво, дорогой автор!!! Бис! Всегда рады послушать эти арии!<3 И переслушать... Желательно несколько раз подряд! Исполнение того стоит. Возможно, в моем тенорном списке было бы больше французской оперы, но я питаю к ней особую слабость ;)
Кстати, ария для тенора из Бала-маскарада - моя любимая из этой оперы! Даже знаменитую Eri tu для баритона я люблю меньше (хоть и тоже люблю нежно!)) Непопулярный выбор))
А Трубадура мы не трогаем))) Вообще! Так, краем уха только, но целиком смотреть не можем)

Ах, ещё кто-то любит Ванзо?! Он у меня всегда в первой пятерке для французского репертуара, ми-ми-ми! Гениальная Aubade у него из раритета Rois d'Ys (ария и сама по себе неплоха):
https://youtu.be/evUitolznY8

И Йонас, которого много не бывает!!!<3
Очень ждём обещанного баритонального безумия!)))
Likoris
Понятно, сочувствую :(( Будем надеяться, оно все-таки как-то утрясется, и пусть уже поскорее! Чтобы до Москвы с Питером доехать... для начала, а там уж в Экс и Байройт! :)
(В Новой опере как раз на днях была. Отправляю вам тамошней магии, чтобы и вы поскорее туда добрались!)
Спасибо!
У меня, как вы знаете, белькантовая фаза, так что и в списке его оказалось много. :) Да и вообще нет такого списка, который мог бы вместить все любимое.
А «Бал-маскарад» я люблю весь, от носа до хвоста! <3 Немного отпустило с прошлого года, но еще не совсем.
Больше того: мы достигли просветления и почти смирились с «Трубадуром»! %) Верди все простительно: он работает с чистыми музыкальными смыслами, а сюжет... ну, можно его мысленно подкорректировать до приемлемого уровня укуренности. :)

Йа люблю Ванзо! <3 Не самый большой голос, но такое интонирование, такая прозрачность, такой тончайший лиризм...

Баритоны разминаются и ждут своей очереди! В наш век они здорово потеснили теноров в сердцах аудитории.
Может, порекомендуете постановку, которая и мне позволит смириться с Трубадуром? Мы таких не видели)) Или можно и дальше слушать одно аудио, тоже вариант XD
Бал-маскарад прекрасен от увертюры до финала, да!)) Мы его тоже нежно любим) Хотя пора бы тенору научиться держаться подальше от чужих жён! Но здравомыслящий тенор попадается ещё реже, чем седовласый отец-тенор почему-то))

Для французской оперы большой голос не так важен, мне кажется, как элегантность и выразительность этого самого голоса) Хотя и там от большого голоса не отказались бы - вот у Аланьи есть для нее все предпосылки ))

Хорошо, что композиторы в 19 веке начали активно писать музыку для баритонов! Иначе теснить теноров было бы некому ;)
Madame de Monsoreau
Увы, мне пока самой не попадался "Трубадур", который бы примирил меня с этим сюжетом именно как постановка... С этим не справляется ни одна из известных мне версий - от почти классической метовской (работа Маквикара, как раз недавно ее пересматривали по случаю) до забористых мюнхенских мухоморов. Можно полюбоваться только на отдельных исполнителей и эффектные сцены.
Впрочем, вот и выход: это ведь именно набор отдельных сцен, череда красочных зарисовок. Жутковатый рассказ Феррандо, цыганский хор, песня сумасшедшей, божественное Miserere и чистый укол адреналина - стретта Манрико... По отдельности они прекрасны и полны собственного смысла.

Хорошо, что композиторы в 19 веке начали активно писать музыку для баритонов! Иначе теснить теноров было бы некому ;)
Это точно!
И только Моцарт, как и положено гению, писал музыку для баритонов тогда, когда это еще не было мэйнстримом. :))
n001mary Онлайн
Какие забавные шаржи))) поняла, что кроме Паваротти/Доминго особо и не знаю никого...
не любитель (очень мягко говоря) я оперы да и вообще всякой классической музыки/искусства...

немногие исключения из оперы, что мне нравятся - ария Плавалагуны в "Пятом элементе" (ну хулигаааанство же чистой воды, круто)))_), и треки из разных РОК-ОПЕР))))
(ибо я обожаю рок и тяжелую музыку, дыыаааа))) и вот в этом случае опера заходит обычно "на ура")))_)
а самая любимая рок-опера - французская (хоть я и ничегошеньки не понимайт, но крууууто же)) + кааааакой там Сальери и Моцарт))) хоть и не в моем вкусе (не натуральные блондины), но красавцы)))_) "Моцарт и Сальери"))) и арию Сальери (по отнош к Моцарту, ага))_) я безумно люблю, и у меня она давно скачана и из телефона не убирается)))
причем в двух вариантах есть: запись со спектакля и студийная-соло))

(что забавно, когда я УВИДЕЛА номер под эту арию, я ржала в голос (садо-мазо, на грани R и NC-17, и яяяявный юст Сальери к Моцарту не могла не заметить)))_) и невольно зашипперила пейринг Сальери/Моцарт)))))) даже парочку фиков на Фикбуке в коллекции добавила XDDD )
n001mary
Если я правильно помню, в «Моцарте и Сальери» есть музыкальные цитаты из собственно Моцарта... и Dies Irae из Реквиема звучит в рок-опере прямо как родной, как будто тут и должен быть. Вот что значит универсальный гений. :))
n001mary Онлайн
Belkina
все может быть))
*я как бэ в опере не разбираюсь))*
Как-то пропустила такой пост крутецкий.
А я только хотела влезть со страстью и Страстями, а тут даже одну из самых любимых арий тыкнули.
Эх, не любитель я оперы(( поэтому моя любимая ария альтовая, к тому же из "Страстей по Матфею", "Erbarme dich".

Мне вот это исполнение зашло, может зацените, как вам?
https://youtu.be/ZwVW1ttVhuQ?t=5192 gallena

Поговорим о боге нашем Бахе? Вот бы полифонический тред кто-то создал : D

Автору печенек и спасибо за ссылки, ща пощелкаю. Вообще последний раз в опере была миллион лет назад, на Князе Игоре в Ростове, ну я впечатлительная - плачу по поводу и без, Плач Ярославны еще не начался, а мои рыдания в зале - очень даже. Была бы возможность финансовая и легкость на подъем, а главное - желание выйти из дома, я бы каталась по городам в поисках вкусной программы, Ростов, к сожалению, много предложить не может, а это ближайший ко мне город, где есть музыкальный типа театр.
Hh Hh
А создавайте отдельный пост про Иоганна нашего Себастьяна, я присоединюсь))
gallena
Посмотрим, если отпустит тревожность, то почему нет? А если нет, то Бах мне судья.
Hh Hh
gallena
Бах крут. Велик и прекрасен! И достоин отдельного разговора. Давайте прогонять тревожность с помощью Баха!

Hh Hh
Спасибо! *хомячит печеньки*
Я вообще зритель эмоциональный и отзывчивый, но в публичных местах стараюсь держать себя в руках. Дважды только сидела и натурально обливалась слезами: в детстве - на "Риголетто", и уже взрослой - на "Травиате" (но там у меня в это время умирал от болезни близкий человек, не могла не проводить параллель).
Выбирайтесь из дома - хотя бы ради оперы, она того стоит! И приходите потом к нам поговорить. :)
Belkina
Да, Бах форева!)))
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть