↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ReidaLinn Онлайн
11 августа 2022
Aa Aa
Прочел "Антигону" Ануя. Такая же замечательная пьеса, как и его "Жаворонок", которого я читал много лет назад. В сущности, его Антигона - это та же Жанна д'Арк, и обе героини его пьес похожи, как родные сестры.

Мне немного жаль, что в пьесах вроде этой, там, где человек бунтует против гнусной, лживой и несправедливой реальности, автор чаще всего не может удержаться от абсолютизации этого бунта и приписывает своему протагонисту слишком максималистичное, тоталитарное мышление. Если человек последователен, безрассуден и бескомпромиссен в самом главном деле, то автору непременно нужно сделать его таким же последовательным максималистом во всем. Такой ход мысли делает героя похожим на подростка, который говорит о вещах, в которых ничего не понимает из-за недостатка опыта.

Момент, где Антигона заявляет, что любовь, которая не будет похожа на переживания первовлюбленных, не стоит того, чтобы любить, бросает тень на ее _основную_ правоту. Поскольку в этом месте она рассуждает, как подросток, ослеплённый первой в своей жизни страстью, но на самом деле ничего ещё не знающий о чувстве, о котором она рассуждает. Конечно, не в том, чтобы считать отсутствующего пять минут человека мертвым, краснеть и бледнеть одновременно - не в этом самая главная тайна любви. И это, по большому счёту, не имеет отношения к тому вопросу, который на самом деле разделяет Антигону и Клеона. Лучше бы этого эпизода вовсе не было - тогда бы правота и правда Антигоны засияла куда ярче.

Она говорит Клеону - я выше тебя, потому что я сохраняю свободу поступать так, как я считаю правильным и как велит мне сердце, а ты - ты не хочешь меня казнить, но сделаешь это, ты не хочешь, чтобы труп моего брата разлагался у тебя под окнами, но будешь дышать этим отравленным воздухом. Ты не король, ты - раб!

Креон напрасно упрекает Антигону в том, что ее желание похоронить брата, которого она совсем не знала и который был дурным человеком, не заслуживающим подобной жертвы - абсурдно, что это безумие. На первый взгляд, конечно, может показаться, что это и правда так - ведь Антигона, по большому счёту, не верит в то, что без погребения ее брат не сможет упокоиться с миром. Но ведь не эта мысль заставляет ее пожертвовать своей жизнью. Она умирает ради утверждения своего человеческого "Я", своей свободы, своей веры в то, что никакая власть не может быть распорядительницей ее совести. Поэтому ее абсурдное не первый взгляд поведение в основе своей - глубоко логично.

С мотивацией Креона все наоборот. На первый взгляд она логична - он апеллирует к тому, что он обязан совершать жестокие и неприглядные поступки в интересах государства, ради сохранения порядка. Но, если начать задумываться, его логика начинает выглядеть безумной. Вся угроза стабильности, закону и порядку, о которой он толкует, им же и порождена. Да, разумеется, король не может отменять им же установленные законы только потому, что виновным в нарушении закона оказался член его семьи. Но чем вообще можно объяснить и оправдать его первоначальное решение? Фивы погибли бы, если бы Полиника не оставили бы разлагаться под стенами города? Какому такому благу, какому "порядку" служит этот разлагающийся труп?!

Очень легко отстаивать свою позицию перед Антигоной, которая захвачена совсем другими мыслями и чувствами, и ей не до того, чтобы вникать в суждения своего собеседника и подвергать его утверждения критическому анализу. Но, по большому счёту, Креон заслуживает того, чтобы кто-нибудь не просто отвергал тотально его способ мыслить, но сыграл бы с ним на его поле. Ах, ты вынужден думать о государственной необходимости, об интересах своего народа?.. Ну и что ужасного случилось бы с твоим народом, если бы ты не издал этот указ о теле Полиника? Чего ради ты сам вырыл себе эту яму? Можешь ли ты утверждать, что похороны Полиника привели бы к ужасающим последствиям, которые ты должен был предотвратить?

Нет, ты не раб необходимости, ты стал рабом своей идеи власти и могущества. Ты хотел утвердить безумную идею абсолютной власти, показать, что _власть_ превыше всего, что власть может заставить людей вдыхать трупный запах, власть может заставить людей днём и ночью стеречь разлагающийся труп. Не долг и не забота о реальных нуждах своего народа, нет, а сатанинская идея абсолютной власти обрекла тебя и твоих близких на страдания и жертвы.

Его мотивация гораздо более абсурдна, иррациональна и безумна, чем поступки Антигоны. Ее безрассудные поступки - это ответ на тот вызов, который бросает человеческой природе одержимость властью. Потому что Человек не может не ответить на такой абсурд, не может не восстать против него.
11 августа 2022
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть