↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Red Lotus Alchemist
15 октября 2022
Aa Aa
#длиннопост
#Перловая_каша

Предыдущая часть: https://fanfics.me/message600145#comments

Мне вот интересно - на что вообще надеются плагиаторы? Что никто ничего не заметит и не узнает? Отдельные бесталанные личности воруют тексты целиком, ну, а Григорий Крячко, опус которого мы тут препарируем, попросту наворовал идей из других произведений, кое-как сшил между собой белыми нитками, и это вызывает только один вопрос: а нахрена? Возможно, это я немодная и несовременная, раз считаю, что подобная демонстрация отсутствия собственной фантазии не делает автору чести?
В общем, обзор фанфика "Шрам. Обретение Ада", эпизод одиннадцатый - о плагиате бездумном, бессмысленном и беспощадном. Начинается все с попытки нагнать мрачняка:

Иван Тайга всегда почему-то боялся именно больших зданий. Наверное, из-за того, что там были подвалы, зачастую оборудованные под бомбоубежища. И во время Второй Катастрофы в них искали спасения те, кто когда-то жил на территории нынешней Зоны. Люди. Много людей. По официальным сводкам властей, эвакуирована была (или попросту сбежали) примерно половина гражданского населения. Но те, кто знал правду, пугались простых истин. И, надо поверить, было чего. На «Большую землю» выбралась только пятая часть населения поселков и деревень. Не больше. Для остальных эти проклятые земли стали исполинской братской могилой.
Наверное, самая первая ходка в Проклятые Земли накладывает нестираемый отпечаток, а все увиденное и услышанное намертво, как татуировка, врезается в память будущего бродяги. Так его приветствует Зона. И оттого становился вдвойне страшно. Так и Иван Тайга навсегда запомнит свою первую вылазку до заброшенного ПГТ, названия которого он даже тогда не знал.

Для начала просто приведу отрывок из книги Сергея Клочкова "Лунь":

«Агропром-2. Одиночный рейд в здание школы, подвалы ПРУ. Запрос ФСБ о пропавшей группе не эвакуированных 22 11 2007 жителей села Березичи, вероятно, укрывшихся в школе. При обнаружении фото, документы, координаты. Предполагаемая группа БВП — 50–70 человек».
Я вздрогнул. Могильным холодом дохнуло от компьютерного монитора. Задание «похоронка». То, что противорадиационное убежище давно превратилось в склеп, сомнений не вызывало. Не сомневались в этом и фээсбэшники, раз запросили «мёртвые» данные. Женщины, мужчины, дети, старики… сколько уже было этих «похоронок»? Сколько групп БВП я уже нашёл? Рассыпающиеся паспорта в пакетике, и фотографии, фотографии, от которых ночью просыпаешься с воплем, а потом долго куришь на балконе. Было уже. И что толку, если полетит голова ещё одного чиновного идиота, по слабоумию не сумевшего грамотно организовать эвакуацию? Мёртвые всё равно останутся мёртвыми. Я мельком прочитал остальные задания и отправил подтверждение на два «Агропромовских» — и биологов доведу, и в школу загляну, рядом всё, думаю, учёные поймут, и бухтеть не станут. Выход я назначил через четыре дня.
«Похоронками» занимались всего два сталкера — я и Сионист. Остальные не брались за подобные задания либо по причине более чем скромного вознаграждения, либо из-за тяжёлого осадка в душе, от которого страдала и так перегруженная впечатлениями психика. Сионист недавно вернулся из ходки, и теперь недели две его точно с места не сдвинешь. Значит, пойду я. Знали, блин, к кому обратиться — отказов на «похоронки» у меня ещё не было.

А теперь внимание, вопрос: что это было и, главное, нахрена оно тут? Нет, конечно, роман Клочкова, хоть и довольно интересно написан, тоже не эталон и к нему тоже хватает вопросов, но... Нет, серьезно, ну зачем вот так-то бездумно передирать? Начнем с того, что в "Луне" произошла третья катастрофа, из-за которой границы Зоны сильно расширились, и пострадало немало населенных пунктов в приграничье. Крячко тоже попытался прикрутить третью катастрофу, но вместо описанной в книге у него вышла какая-то петрушка: во-первых, непонятно, когда именно она случилась. Во-вторых, о расширившихся на километры границах Зоны ничего не сказано, да и судя по происходящему далее, перед нами старая добрая игровая Зона. И вопрос: откуда, о, клыки Малала, у Крячко столько людей, причем строго мирных жителей, в зоне, мать ее, отчуждения?!
Ладно. едем дальше:

Вокруг было много ловушек, но Иван тогда толком ничего не знал про смертельно опасные аномальные образования, и подолгу стоял возле каждой из них, откровенно любуясь тем, что вытворяют они со всеми привычными законами физики.

"Интересно, что это за дым?.. Ой, гляди, Петровича утащило! Интересно, что это за дым?.." (с)
Нет, всё-таки причина такой повальной смертности людей в Зоне в этом опусе понятна: они ж все, как на подбор, тупее пробки и без инстинкта самосохранения.
Ну, а автор решил поведать нам о трудностях начинающих сталкеров:

Там и удалось найти первый артефакт, как потом сказали, простой «выверт», но тогда Тайге он казался посланием из какого-то иного мира. Неряшливый, твердый, но удивительно легкий, будто из пенопласта волокнистый комок, теплый на ощупь и едко пахнущий, удивительно, горелой пластмассой.
Иван, как и практически все «молодые» бродяги, решил, будто нашел неимоверную ценность. Но перекупщик позже дал за «волшебную штучку» всего лишь пачку патронов, бутылку водки и немного денег наличными. Тайга решил было, что его просто пытаются облапошить, но потом, посоветовавшись с другими ходоками, изменил мнение.
Но все это было потом. А тогда Иван просто стоял напротив большого «разрядника» и с интересом наблюдал за пульсирующим от чудовищного статического напряжения воздухом. Полупрозрачные молнии скользили по наполовину выжженной траве, жадно лизали сотнями «языков» ржавую консервную банку и трухлявый кусок доски. Когда-то здесь проходила улица, теперь же она настолько заросла бурьяном, что даже плотно набитые колеи угадывались с трудом.
Иван еще не знал тогда, что ему сказочно повезло встретить «разрядник» именно тут, в полыни, потому как на асфальте или бетоне он не был бы виден вовсе, а змеящихся, едва заметных молний вполне можно и не заметить. А дальше случилась бы резкая вспышка, громкий хлопок — удар, и все. Только легкий серый пепел, кружащийся над землей. Все, что остается в таком случае от невнимательного человека…
Но тогда Иван еще не думал и о том, что практически каждый артефакт — это чья-то смерть. Кто-то разменял свою жизнь на ценную и почти волшебную штучку, а кто-то потом нашел ее и обратил в деньги и возможность продлить свое существование… Только чтобы, быть может, потом самому стать именно таким вот артефактом. Хотя, скорее всего, бродяге лучше вообще об этом не задумываться. Просто жить нынешним днем.
Дальше еле-еле различимая бывшая проселочная дорога пересекалась с асфальтированной. Вездесущая и дьявольски живучая растительность еще не успела взломать крепкое покрытие, но, судя по буграм и наметившимся трещинам на старом асфальте, все решало лишь время. Жизнь продолжалась даже там, где воцарялась смерть. А на обочине дороги лежал человеческий череп. Гладкий, белый, он пусто пялился на мир глазницами и скалил зубы верхней челюсти, нижняя куда-то подевалась. Рядом с ним склонил синюю пыльную головку маленький цветок…
В поселке когда-то находился большой магазин, и ПГТ получил свое название по праву: в нем были и четырех-пятиэтажные дома — «хрущевки», причем немало. Естественно, разруха и запустение не миновали это место. С крыши одного дома свешивался лист кровельной жести, чудом держащийся неизвестно на чем, и протяжно грохотал о стену дома на ветру. Это бы единственный звук, который раздавался в бывшем населенном пункте.
Дико и страшновато было видеть ржавый, весь в струпьях облупившейся краски киоск с еще видневшейся надписью «Союзпечать», сквозь выбитые стекла которого еще можно было разглядеть ворохи прелых газет внутри. Детскую площадку с остовами песочниц и качелей. Удивительно хорошо сохранившуюся водокачку на углу улицы. Автобусную остановку… Именно эти обыденные в сознании простого человека вещи, но в атмосфере всеобщего запустения вызывали непонятное, щемящее чувство страха и угнетенности.

Продолжается фарс с валяющимися на каждом углу черепами (там что, кхорниты погуляли, что ли?), ну а автор описывает, как дико и страшно герою видеть... что? Обычный, по сути, заброс. Да блин, даже я на такие в детстве и во времена подросткового авантюризма немало насмотрелась, прежде, чем у нас в городе за эти забросы всерьез взялись. Да, может быть неприятно, может быть страшновато, но дико от вида заброса? Даже просто заброшенного киоска с газетами? Автор бы хоть определился - то он обмазывается чернухой, а то у, как он нам заявляет, сурового бывалого сталкера вдруг оказалась тонкая и нежная душевная организация.

Вот тогда-то Ивана и понесло в тот самый дом. Длинный, пятиэтажный, с магазином-универмагом в цоколе. Тайга позже сам не мог понять, зачем. Наверное, решил, что именно там можно чем-то поживиться. По квартирам шарить с целью мародерства он точно бы не стал, и не от брезгливости, а по причине сознания бесполезности: таких умников в Зоне имелось немало, и его стопроцентно уже опередили. А тут остекленные двойные двери сами были распахнуты, дескать, заходи, не бойся, теперь тут уже точно никому ничего не пригодится и хозяева имущества уже никогда за ним не вернутся. Чего ж добру пропадать?
В самом магазине, правда, оказалось пусто. Прочие бродяги и мародеры не дремали и успели растащить все мало-мальски ценное. Иван побродил с полчаса по обширному залу, вороша стволом оружия старые ящики, коробки и заглядывая в заросшие пылью витрины. Обшарил несколько заваленных никчемным хламом подсобок, и вдруг, совершенно случайно наткнулся на массивный металлический люк. Правда, он был заперт на мощный замок, но выстрел картечью в упор быстро «уговорил» механизм отвориться.
Тайга, поднатужившись, отвалил люк и глянул в зияющую внизу пустоту. Оттуда крепко и жутко пахнуло ледяным запахом тлена. Соваться внутрь без надежного напарника, страхующего наверху, было чистым самоубийством, но по неопытности Иван как-то не задумывался над этим и, достав фонарик, полез в прямоугольную дыру в бетонном полу. Просто так, наобум, особо не раздумывая. Ноги быстро нащупали металлическую лестницу.

Вопрос первый: а с какой стороны был заперт люк?
Вопрос второй: а зачем Иван туда вообще полез? Нет, я уже поняла, что умом он не блещет, но серьезно, зачем? Понятно, что для косплея "Луня", но где мотив? У Луня он был - жутковатая, но подработка. Пропавших людей он искал намеренно, да и правилами безопасности не пренебрегал. А зачем в подвал полез Иван-дурак? В подвалы заброшек вообще опасно лазить. А если они еще и подтоплены? Или Иван проникся идеологией бойцов полураспада и стремится отъехать поскорее в Вальхаллу? Не выйдет, фиговая будет смерть. Собственно, у меня по этому моменту еще один вопрос: как Иван-дурак на момент основных событий еще не стал жертвой естественного отбора? Хотя, нет, есть еще один: как такой тупица с полной атрофией инстинкта самосохранения смог вообще до Зоны дойти?

Вначале луч фонарика метался по серым стенам, а глаза привыкали к кромешной тьме. Подвал оказался довольно глубоким — до потолка было метра три с половиной и, видимо, использовался когда-то как грузовой склад. Тайга сразу вспомнил, что у входа в магазин видел ведущий вниз пандус и двойные наглухо запертые ворота. Причем пробои замка снаружи были пусты: подвал закрыли изнутри. При мысли об этом, промелькнувшей в голове со скоростью молнии, по спине продрало холодом, а сердце, тяжко бухнув, пропустило один удар.
…Очень скоро бродяга увидел и тех, кто хотел когда-то спастись тут, заперся в подвале, но так никогда и не вышел наружу. Их было очень много. Человек двести, не меньше, а может, и гораздо больше, но Иван не мог уже считать кучи наваленного на полу тряпья, из которого торчали черные, облепленные обсохшим недогнившим мясом кости, не мог больше смотреть на прячущиеся в комьях волос черепа, обгрызенные вездесущими крысами. Мужчины, женщины, дети… Наверное, жильцы этого дома, покупатели магазина и обслуживающий персонал при начале страшных выбросов Второй Катастрофы кинулись спасаться вниз, в подвал, который планировали использовать как импровизированное бомбоубежище. И он стал их кладбищем.
В память навеки врезались мумия парня в спортивном костюме, обнявшая труп девушки в легком ситцевом платье. Вцепившиеся в створки дверей высохшие руки, висящие отдельно от тела, которое россыпью костей покоилось на полу (наверное, человек стиснул поручни перед смертью так крепко, что так и повис на них, а потом тлен разделил тело на части). Стоящая в углу детская колясочка с трогательным белым сверточком одеяла внутри. Тайга так и не смог, не заставил себя заглянуть внутрь. Просто память с фотографической точностью отпечатала все это. Скорее всего, люди погибли очень быстро, Выбросы моментально умертвили их всех, но от этого не было легче.

Отбросим тот факт, что всем этим людям там неоткуда было взяться, и взглянем на ситуацию с точки зрения логики. Для начала, как там коляску через люк тащили, да еще в спешке. почему мать просто не взяла младенца на руки? Кстати, почему одеяло до сих пор белое, после стольких-то лет под землей?
А на закуску - сцена из "Луня":

Подлинный ужас всей ситуации приходил постепенно. Слишком свежи были ещё в моей памяти подвалы и бомбоубежища с "группами БВП". Ржавые, шелушащиеся двери, часто запертые изнутри, и когда видишь эти засовы, когда корябаешь их ножом, просунутым в дверную щель, то уже знаешь, что увидишь там, во мраке подвалов, ставших могильниками. Нет, не кости, хотя и кости тоже есть, но не они сразу привлекают внимание. Вначале ты видишь тряпьё. Грязные, покоробившиеся, пёстрые тряпки, лежащие неопрятными горками, холмиками, пластами. Пальто, пиджаки, брюки, платьица. Сумочки. Ботинки с приставшей к протекторам грязью. А кости в этих холмиках различаешь уже потом, когда приглядишься. Нет, не выбеленные редким в Зоне солнцем, не такие, как на поверхности, к виду которых давно привык. Красно-коричневые, тёмно-серые, рыжие черепа, позвонки, кисти рук, суставы, погрызенные крысами. Делаешь снимок. Второй. Третий. А потом, когда отсняты страшные кадры, собираешь все документы, какие сможешь найти. Слипшийся, почерневший паспорт. Ещё один, испорченный "свет-плесенью", его надо брать осторожно, ядовитая теперь эта книжечка, ожог от спор может быть нешуточный. Свидетельство о рождении. Студенческий билет, на фото молодой улыбчивый парень с непослушной, вихром, чёлкой. Откуда ему было знать, что у берегов реки Тетерев нельзя, ни в коем случае нельзя прятаться от Выброса под землю, что там самая смерть, напротив, забираться нужно вверх, на деревья, крыши, хотя бы на остовы легковушек, но только чтоб от земли подальше. Да и знал ли он вообще, что такое Выброс? В "Потери гражданского населения в результате локальной, невыясненного характера катастрофы 2007 года" добавится и твоя фамилия, парень. "Обнаружил Лунь в с. Степное, в квадрате… сектор… номер акта… Обнаружил Сионист в ПГТ Иловище, в квадрате… сектор… номер акта…". А теперь, сталкер, представь, какие горы тряпья и костей будут лежать на улицах многомиллионных городов. Сколько его будет там, где сейчас смеются и плачут, дружат и ссорятся, рожают детей, где ещё не знают о том, что очень скоро по их солнечным улочкам прогуляется смерть. Пожелтеет листва в скверах и парках, обычная детская площадка с песочницей, качелями и забытой на лавочке куклой станет смертельно опасной, а на клумбах под ослепшими окнами вместо астр и физалиса вырастут красные стрелы "снорочьего чеснока" и тонкие, острые ленты "пальцереза". Представь это, сталкер. И попробуй спокойно заснуть.

Кстати, как мы видим, в "Луне" подобный горький опыт был одним из мотиваторов для героев, стремившихся остановить очередную катастрофу. Они увидели, что может быть и что будет, если большой звездец не предотвратить. То есть, наличие этих моментов там оправдано.
Но зачем эта сцена у Крячко, вопрос. Иван в принципе как-то не очень задумывается о чужих жизнях, по крайней мере, в тех отрывках, которые мы уже разобрали. И в остатке сцены автор в основном описывает, как Ванька испугался:

Он был первой живой душой, посетившей этот страшный подвал за все время существования Зоны. Нервы просто не выдержали мрачного ужаса происходящего, и Иван не помнил, как очутился наверху, как закрыл за собой люк и зачем-то завалил его трухлявыми ящиками, как дрожащими руками совал в рот папиросу и глотал, давясь и перхая, горький, едкий дым. Как голова становилась оглушительно пустой, легкой, свободной от всех мыслей и чувств.
Иван тогда чуть было не «перегорел», не сбежал прочь из Зоны. Он рассказал через знакомых бродяг о страшном подвале, и туда явилась целая экспедиция для вывоза и захоронения останков. Говорят, что кто-то из правительственных чинов даже явился туда лично под эскортом военных и возложил цветы и венки, но, скорее всего, это было просто враньем. Так или нет — Тайга уже не интересовался. Впечатлений ему хватило за глаза.
Позже он не раз и не два слышал о подобных находках, бродяги прозвали их «подвалами смерти», и военные, занимающиеся поисками останков без вести пропавших, даже назначило немалую награду за достоверные данные о них. Некоторые сталкеры-ходоки специально разыскивали заброшенные бункеры, катакомбы, подземелья, коллекторы в надежде найти там останки людей. Но большей частью встречали там собственную гибель. Нечисть Зоны сама очень ценила подобные места и не любила вторжения непрошенных гостей.
Человек привыкает ко всему. Даже к невыразимому ужасу. Даже к смерти, крови, трупам и насилию. Так и Иван со временем свыкся с мыслью и происходящем, но еще долго после этого подвала его тревожили тяжкие сны, и он просыпался от собственного вопля, плавая в ледяном поту, судорожно стискивая рукоять оружия…

Зачем оружия? Да, сцена хоть и сплагиачена, но по внутренней логике это был тяжелый для героя момент – но психологически. Точнее, опасность ему угрожала, но не та, о которой г-н автор думал (например, в подтопленных подвалах запросто можно задохнуться). На него там никто не нападал. С чего он тянется к оружию?
А еще это хороший пример того, насколько для сюжета важна мотивация персонажа, а также пример нужности сцен в принципе. Оригинал: главный герой лазит по подвалам в поимках останков пропавших людей, потому что работа такая; герой видит своими глазами жертв третьей катастрофы и понимает, что будет, если катастрофы продолжатся. собственно, по сюжету герои как раз стремятся это предотвратить.
У Крячко: Иван шляется по заброшкам и натыкается на останки людей, которых в Зоне вообще быть не могло, Иван ужасается, потом говорится, что Ивану это снится в кошмарах. Может быть, это оказало влияние на его характер и важно для сюжета? А вот и нет. Эта сцена здесь просто чтоб было. Она не влияет на сюжет и не работает на атмосферу - потом о подобных находках, если мне память не изменяет, никто даже не вспомнит.
Ну, а в следующем отрывке у нас зомби-апокалипсис для бедных и истерички на марше.

Следующая часть: https://fanfics.me/message636731
15 октября 2022
2 комментариев из 15
https://fanfics.me/message636731
Следующая часть
Вокруг было много ловушек, но Иван тогда толком ничего не знал про смертельно опасные аномальные образования, и подолгу стоял возле каждой из них, откровенно любуясь тем, что вытворяют они со всеми привычными законами физики.
Творится непонятная хуйня со спецэффектами в месте где помирает куча народу и всё непонятное = смертельное? Ну, можно постоять и полюбоваться, хуле, красиво же.

Напоминает леммингов из комиксстрипа "Нихт лустиг".
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть