Коллекции загружаются
#моё #философское
Читаю я, значит, товарища Чалмерса, вроде как классический труд. И делит он, выходит, супервентность на логическую и естественную. Первая - это на уровне логических противоречий-непротиворечий по возможным мирам (т.е. мы можем менять, например, физические законы, вообще что угодно), вторая - это на уровне наших законов физики. ОК. Сначала говорит, что вторая есть подмножество первой, но потом такой типа есть примеры, когда логически супервентно, а естественно - нет. Хм! Вчитываюсь и пытаюсь понять, как это так. Не понимаю, подробно пока что не раскрывается. Выходит что-то типа такого: есть труЪ-пацанские законы физики, которые гвоздями прибиты к элементарным/фундаментальным физическим свойствам/наборам свойств/объектам. А есть особые, уличные, фу-зашкварные законы физики, которые гвоздями не прибиты и поэтому для логической супервентности не учитываются. Я буду очень ржать, если окажется, что Чалмерс ведёт к тому, что именно фу-зашкварные законы отвечают за феноментальное сознание и прочее квалиа. Потому что в моей картине мира гвоздями не прибиты вообще никакие физзаконы в принципе - это отдельная категория штук, наряду со штуками существующими и штуками, выражающими движение/связи между законными и существующими штуками. Хотя идея прибивания гвоздями к физобъектами (или элементарным, или даже нет) законов физики как таковая очень интересная, но я не вкуриваю, как именно рассматривает их Чалмерс. То они у него прибиты, то не прибиты, то снова прибиты - ну определись же ты, ну! И отделяй одни от других! Но это я ещё в начале книги, может, дальше всё будет ясно и понятно? Прикол в том, что это самое деление на логическую и естественную супервентность объявляется одним из ключевых моментов, но ощущение в конкретном месте книги (где не путается в показаниях), что не-прибитые-гвоздями-фу-зашкварные законы будут введены специально для сознания, а для всего остального будем использовать труЪ-пацанские-прибитые. 29 марта 2023
|
Asteroid, это моя точка зрения, и я не дочитал до конца. И, честно говоря, я не знаю ответа "трудную проблему сознания", и, насколько слышал, "хорошего", всех устраивающего ответа нет. Поэтому любые размышления на эту тему полезны, мой личный "интерпретационный" подход кажется довольно слабым для задач, которые ставит мой же текст.
|
Матемаг
Могу порекомендовать "основы смысловой теории сознания" Агафонова. Это гораздо лучше хрени, которую ты тут привёл. И от него же "Когнитивная психомеханика сознания (или как сознание неосознанно принимает решение об осознании)". |
основы смысловой психомеханика Как всё это относится к трудной проблеме сознания и квалиа? Никак? Есть много, очень много различной литературы по когнитивной части разума и сознания в частности. Работа памяти, внимания, воли, мышления, обработка информации и так далее. Со спуском с психологии до нейрофизиологии и биохимии или без него. Всё это изучается стандартной наукой. Почему сигнал или группа сигналов в мозге сопровождается переживанием, проживанием, живым опытом, сознанием, которые мы ощущаем непосредственно, они не объясняют. Отсюда желание некоторых товарищей использовать какую-нибудь "душу" и иже с ней. Даже по названиям видно, что тематика предложенных тобой книг касается "структуры", "системы" разума, а не квалиа, которые хз как получаются. С точки зрения физики никакие "квалиа" возникать не должны, ну не нарисованы они нигде в голове, нету их, приборами не щупаются. Что характерно, при этом квалиа - это как раз то, что касается нас наинепосредственнейше, т.е. нельзя сомневаться в их наличии - они постоянно здесь, везде, мы всё через них и воспринимаем. Структура ощущений так или иначе описывается науками о мозге и разуме. А вот живой опыт, квалиа, которые сопровождают эту структуру - нет.1 |
Кажется, я начинаю понимать ход мыслей чувака. Если у нас есть два невидимых розовых единорога (физзаконы и сознание), то почему бы не выразить один через другой. Хм.
|