Коллекции загружаются
#реал #дача #книги #много_букв
В выходные на даче скорость интернета падает до критических значений, и, если не озаботиться запасанием контента заранее, добыть его тяжело. И тут приходит их время – время бумажных книг, которых у нас на даче полно. Обычно мы ими печку в бане растапливаем, да. Подождите с осуждением, это книги не ценные, какие-нибудь «сборники нормативных актов о труде инвалидов за 1967-1973 годы» и что-то подобное (сколько я в печке сожгла конституций СССР – не посчитать, а почему у нас дома вообще была коробка с конституциями – никто не знает). Но лет десять назад мы решили сделать на даче книжный шкаф с нормальными книгами для чтения, потому что дома у родителей они уже не помещались. На дачу были сосланы в основном развлекательные книги в мягком переплёте, однако есть и другие. Одна из них попалась мне вчера. Я вспомнила её очень хорошо. В моём детстве два раза в год на заводе, где работал мой отец, давали билеты книжной лотереи на каждого члена семьи (нас было четверо). Все, у кого были билеты, приходили в актовый зал местного ДК, рассаживались по местам, и начинался розыгрыш. Ведущий говорил в микрофон номер билета. Обладатель билета выходил к сцене, и ведущий доставал ему из лототрона три номера. Эти номера соответствовали книгам на полке, и обладатель билета их забирал. Все книги были художественные, все были в твёрдом переплёте и довольно объёмные. И они не повторялись. Одна книга была детской, две – взрослыми. А после розыгрыша люди или уходили домой, или менялись книгами друг с другом. Очень странное, но довольно любимое мероприятие было в нашем районе. И с него мы уносили двенадцать книг. И вот однажды я выиграла книгу Владислава Крапивина «Застава на Якорном поле», объединяющую три повести, написанных в конце 1980-х годов. Я была совсем маленькая и плохо понимала, что такое фантастика, особенно социальная фантастика, поэтому книга вызвала у меня недоумение: я её читала, но никак не могла «привязаться» ко времени и к месту – имена то славянские, то европейские, города все незнакомые, технологии то ламповые, то исключительно прогрессивные, а темы повестей вообще какие-то странные, но при этом очень душещипательные что ли. Вчера я начала перечитывать эту книгу, пытаясь вспомнить свои ощущения, и очень удивилась, насколько же одна из повестей, что называется, «соответствует моменту». Речь идёт о повести «Гуси-гуси, га-га-га». Судите сами: – главный герой живёт в усреднённом европейском государстве, помешанном на идее обеспечения благополучия отдельного человека; – когда-то давно была война, чуть не приведшая к ядерной катастрофе, и выход из кризиса придумала... нейросеть, написавшая новое законодательство; – нейросеть продолжает управлять государством, исходя из идеи стабильности, все научные исследования, потенциально угрожающие стабильности, запрещены, а незаконченные исследования – заморожены; – инакомыслие почти задавлено, но исключительно при помощи мягкой силы. Идеологий и религий почти не осталось – видны только внешние символы, к которым все относятся вполне уважительно; – у каждого человека есть «индекс» – инъекция некоего вещества заставляет его тело излучать индивидуальный цифровой код. Этот код привязан к информационному хранилищу, где содержится вообще вся информация о человеке: его прошлом, способностях, местах работы, деньгах, болезнях, правонарушениях, код позволяет не носить с собой документы и деньги; – этот же индекс позволяет управлять различными устройствами – герой живёт в умном доме, в котором авторизация хозяев происходит по индексу. Дом, кстати, куплен в ипотеку, которую герой выплачивает к сорока двум годам; – герой работает в рекламном агентстве и переживает, что не создаёт ничего важного; – герой любит смотреть сериалы, хотя и знает, что это не «Гамлет», а всего лишь быстрое развлечение, в любой сложной жизненной ситуации он вспоминает героев сериалов или фильмов и их поступки; – полиция ездит на моноколёсах; – его дочь, взрослея, становится стандартной красоткой, и герой боится, что не узнал бы её на улице среди других. И всё это написано в 1988 году! Повесть относится к поджанру «становление героя» и, конечно, там речь не идёт о жизни обывателя в мире будущего, а о переживании большой личной трагедии, но вот этот, что называется, «сеттинг» меня прям поразил. А ведь действительно – мы ведь в паре шагов от того, чтобы нейросети придумали нам антикризисное законодательство, которое будет казаться нам откровенно странным, но по которому мы будем жить, а иногда и умирать... В общем, очень рекомендую приобщиться. Повесть есть на ЛитРес, а также на торрентах (ну, не мне вам рассказывать) в виде текста и в виде аудиокниги в исполнении Андрея Князева. 14 июля 2023
35 |
...Прям слезу выдавили. :( Всколыхнули столько личных воспоминаний. Крапивин...
1 |