↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
breumus98
11 октября 2023
Aa Aa
Эволюция бога Посейдона - от бога подземного мира до владыки морей

С курса школьной программы мы знаем греческого бога Посейдона исключительно как грозного владыку морей, который своим трезубцем способен воздвигнуть бурю, является воплощением ярости, ездит в колеснице, запряжённой гиппокампусами (конями с рыбьим хвостом вместо хвоста и задних лап), в сопровождении своей супруги Амфитриты и сына Тритона. Таким образ Посейдона прочно укоренился после многочисленных экранизаций эпической поэмы Гомера "Одиссея", где тот преследовал главного героя в отместку за ослепление своего сына. Однако, в оригинале мифов всё не так просто, как кажется на первый взгляд!

Дело в том, что Греция, как и Древний Египет, не была единым государством с единой системой верований. На каждом острове, в каждом городе, входящем в её состав, сложилась своя собственная религиозная система, и поэтому одно и то же известное нам божество могло исполнять различные функции! Тоже самое произошло и с Посейдоном, у которого было множество ролей, обязанностей и атрибутов, и греки ему изначально поклонялись намного чаще, чем его брату Зевсу. Его культ берёт своё начало в микенский период (ок. 1750 –  1050 г. г. до н.э.), то есть - в Бронзовом веке истории Греции. Но в те годы у бога не было привычного имени Посейдон. Местные именовали его "Анакс", то есть - "господин" или "король", и это было не личным наименованием божества, а титулом!

В Микенах, в городе Пилосе Посейдону приписывался любовный роман с богиней Потнией, что значит "госпожа", а Посейдон являлся ее «мужским паредро». Согласно лишь немногим дошедшим до нас мифам, она какое-то время исполняла функции божества природы и деторождения, пока её не сменили богини Гея, Деметра, Эйлефия (Илития). Со временем божество позабылось, а вот Гея и Деметра, а также другие богини - Персефона, Афина и Артемида - присвоили титул "потния" себе и разделяли между собой какое-то время. В Дельфах богиня земли Гея в образе змеи ненадолго стала супругой Посейдона.

Посейдон же до поры до времени оставался чисто номинальной фигурой, супругом Потнии, который также выступал в роли защитника дворца. Богиня природы упоминалась в Элевсинских мистериях, где произносились следующие слова: «Могущественная Потния родила сильного сына», но они имели отношение скорее к Деметре и её сыну Плутосу, богу богатства, а не к общему ребёнку Потнии и Посейдона. В Аттике же олимпийский бог почитался греками как Фитальмиос (греч.Φυτάλμιος) - божество растений, и торжества в его честь совпадали с элевсинским праздником в честь Деметры и Диониса одновременно - Халоас (от греч. ἅλως - «гумно» или «сад»), связанным с молотьбой – процессом рыхления зерна после сбора урожая, а позже стал известен как Протригайя, праздник виноделия.

На Крите же, в городе Кноссе, Посейдон был известен под титулом Энесидаон/Эносихтон (греч. Ἐνοσίχθων), «Колебатель (сотрясатель) земли», то есть - богом землетрясений. И ему приписывался брак с Эйлитией, богиней деторождения. Другими титулами, указывавшими на эту функцию Посейдона, были: Эносигайос (греч. Ἐνοσίγαιος), Гаеох (греч. Γαιήοχος) и Сейсихтон (греч. Σεισίχθων), соответственно. В связи с функцией защитника от землетрясения бог удостоился аж двух титулов - Темелиухос (греч. Θεμελιούχος), то есть - «поддерживающий основания» и Асфалей (греч. Ἀσφάλειος), что означает «охранник, защитник». Так Посейдона прозвали в Тайнароне.

В Аркадии же Посейдон теперь рассматривался как речной дух подземного мира (то есть - грунтовых вод), символом которого является лошадь (нумина) или бык, в которого изначально превращался речной бог Ахелой. С этим был связан миф о том, как Посейдон, известный под титулом Гиппий (греч. Ἳππειος, «конь»), однажды возжелал свою сестру Деметру (которая выполняла функции их общего брата, бога Аида). Но та ему отказала и приняла архаичный облик кобылы, дабы избежать его ухаживаний. Но и Посейдон тоже был не промах - обернулся жеребцом и спарился с ней против воли. В результате от Деметры родилось двое детей - дочь Деспойна (которую позже отождествили с Персефоной) в образе кобылы и сын Арион - невероятно быстрый конь с чёрной гривой.

В этом мифе ни о каком изнасиловании с инцестом впридачу, конечно же, речи не идёт. Просто олимпийские боги олицетворяли собой силы природы, и миф метафорично объяснял происхождение лошадей в Древней Греции. Деметра олицетворяла собой землю, а Посейдон - грунтовые воды, питавшие её. Земля проросла травой, и лошади ею питались. В некоторых источниках, например, Фессалийских, фигуры Деметры нет, и описывается, что Посейдон обронил своё семя на камень, из которого и возникла первая лошадь. Богу дали очередной титул - Петрайос (греч. Πετραἵος, «каменный»), а вот коня прозвали «Скифиос». Хотя, есть предположение, что эллинский культ Посейдона как бога-коня может быть связан с появлением лошадей и боевых колесниц из Анатолии в Грецию около 1600 г. до н.э.

Другой миф, связанный с коневодством, рассказывает, что Посейдон был пятым сыном титанов - Кроноса и Реи, родившимся после Гестии, Деметры, Геры и Аида, соответственно. В большинстве историй он проглатывался собственным отцом при рождении со своими тремя сёстрами и братом с тем намерением, чтобы никто из гордых сынов Неба не занимал царскую должность среди бессмертных богов. Кронос пошёл на такие жуткие меры из-за пророчества, что один из сыновей его отнимет у отца власть, так же оскопит и низвергнет в Тартар, как Кронос поступил с собственным отцом Ураном.

И лишь Зевс, последний шестой брат, был заменён на камень и укрыт от отца на Крите, где вырос, возмужал и при помощи океаниды Метиды, богини мудрости, спас из чрева отца своих братьев и сестёр и развязал векликую войну - Титаномахию, продлившуюся 10 лет. Дальнейшая судьба Кроноса осталась неизвестна, да и преподносилась по-разному. Важно другое - из утробы Кроноса проглоченные им дети вышли в обратном порядке, из-за чего Посейдон стал вторым по счёту и старшинству богом после Зевса. Однако, в некоторых версиях мифа Посейдон не разделил печальной судьбы во чреве отца, а также был спасен своей матерью Реей, которая спрятала его среди стада ягнят и притворилась, что родила жеребенка, которого она отдала Кроносу на съедение.

Как и в случае с Зевсом, обман удался. Рея также доверила своего ребенка на воспитание нимфе Арне. Когда Кронос потребовал вернуть ему сына, нимфа Арне отрицала его наличие у себя, и с тех пор ее источник стал называться Арне (что имеет сходство с греческим словом, означающим «отрицание»). Также есть миф, что в благодарность за укрывательство возмужавший Посейдон как-то возлежал с нимфой Арне и породил от связи с ней двух сыновей - Эола и Беота. Один дал название Эолийским островам, другой же основал Беотию. Хотя. был в мифологии и другой Эол, сын Эллена, прародителя греческих народов после Всемирного Потопа. Обоих Эолов часто путают с тёзкой, сыном смертного царя Гиппота, ставшим повелителем ветров лишь в гомеровской эпической поэме "Одиссея". В оригинальных мифах этого персонажа вообще не существовало.

До сих пор остаётся неясным, когда именно и в какой стране, входящей в состав Древней Греции, появился культ быка, связанный с Посейдоном. До него быком обернулся его брат, бог Зевс, чтобы похитить финикийскую принцессу Европу и сделать её царицей Крита. Так, в Ионии, где культ быка был особенно распространён, располагалось святилище Посейдона, Панониум или Панонион (греч. Πανιώνιον). Жертвоприношения Посейдону состояли из черных и белых быков, которых убивали или бросали в море. В ход шли также кабаны и бараны, а в Арголиде - лошади. В городе Эфесе греки отмечали праздник «Таврия», где Посейдону давали эпитет Таврей (греч. Tαύρειος ), «связанный с быком».

Но более популярный миф о Посейдоне и его связях с быком, имел место быть на Крите, в городе Кноссе. Там проживал один из трёх сыновей Европы и Зевса - Минос. Его брат Радамант женился на Алкмене, матери Геракла и позже стал известен как Судья Мёртвых в Аиде. Другой их брат - Сарпедон - царствовал в Ликии и позже воевал на стороне троянцев в битве под Троей. Но вернёмся к Миносу, которого описывают в мифах коварным и злобным правителем. Из зависти к своим братьям он изгнал обоих с Крита. Однажды Минос заключил с Посейдоном сделку, и тот выпустил из моря гигантского белого быка. Именно его и надо было принести богу в жертву, и этот поступок «вернул бы» быка Посейдону.

Но вышло всё иначе - Минос оставил быка у себя, а во время жертвоприношения попросту подменил его другим животным, чем спровоцировал лютый гнев со стороны Посейдона. Бог проклял жену Миноса, прелестную Пасифаю и наделил её безумной страстью к быку. А дальше началась откровенная зоофилия... Мастер Дедал соорудил деревянную корову, внутри которой спряталась Пасифая, и бык спаривался с ней. Вскоре Пасифая породила на свет странного мутанта - Минотавра. У него было лицо быка, но в остальном он был человеком. Но также у Минотавра было и другое имя - Астерий, данное ему в честь отчима Миноса. Пасифая вскормила Минотавра, но тот вырос в размерах и стал свирепым. Будучи неестественным потомком женщины и зверя, Минотавр не имел естественного источника питания и поэтому пожирал людей ради пропитания.

Боясь за свою шкуру, царь Минос по велению одного из Дельфийских оракулов приказал Дедалу соорудить Лабиринт, чтобы удерживать Минотавра. А потом использовал его в своих интересах, когда один из сыновей - Андрогей - пал в бою, и ответственны за то были афиняне. По некоторым версиям, он был убит из зависти к победам, одержанным им на Панафинейских играх, в других - критским быком, принадлежащим царю Эгею, который приказал юноше сразиться с взбешённым зверем в рукопашную и устроил что-то похожее на современное родео. Когда царь Минос узнал о том, что случилось с его сыном, он приказал критскому флоту отплыть в Афины и даже попросил у Эгея выдать ему на суд убийц его сына, и тогда город будет спасен. Но царь Эгей сдал на милость Миноса весь город. В итоге 14 (по иной версии - 7) молодых юношей и девушек из Афин были вынуждены ежегодно наведываться в Лабиринт к Минотавру, из которого возврата не было. Но это ещё не вся история, связанная с Посейдоном!

Как-то раз бог Посейдон возлежал и с другой трезенской принцессой - Эфрой/Аитрой. Он сделал свои любовные дела и ушёл восвояси, а потом к бедной девушке наведался и царь Эгей, ее законный супруг... Или же Эфра сперва возлежала с мужем, но у них не было наследника и, вечером покинув семейный дом, переспала и с Посейдоном, отчего вскоре забеременела. Эта смесь двух семян в утробе Эфры дала Тесею сочетание божественных и смертных качеств в его природе и двойное отцовство. И посему получается, что Тесей и Минотавр были в мифе не только врагами, но и кровными родственниками, сводными братьями! В конечном итоге обезумевшего от жажды крови Минотавра убил в поединке Тесей, по нити Ариадны сумел выбраться и вывести других пленников из Лабиринта, а его отец Эгей бросился в море, ибо тот забыл сменить цвет флага на корабле с чёрного на белый, и море вскоре прозвали Эгейским.

Но как же Посейдон стал богом моря, спросите вы? Об этом есть две версии. Первая гласит, что с этим была связана история оккупации греками различных поселений - Фессалии, Беотии, Крита... Когда ахейцы мигрировали в Ионию, в их религии также произошел переход к рассмотрению Посейдона как бога моря, поскольку ионийцы зависели от моря. В версии, придуманной Гомером в "Илиаде" и подхваченной впоследствии Аполлодором и поэтом Пиндаром, море досталось Посейдону путём бросания жребия. Каждому из трёх братьев - богов было распределено свое владение: Зевсу - небесный свод, а Аиду – подземный мир. И лишь только земля, где жили люди и гора Олимп остались для них общими.

Другая же версия, рассказанная философом Диодором Сицилийским, связывает историю становления Посейдона богом морей с островом Родос. По мифам, дабы укрыть младенца от гнева отца Кроноса, Рея принесла его на ещё неназванный остров, где проживало коренное население - тельхины - и отдала на воспитание океаниде Кафейре, которая вскормила его. Также на том острове жила женщина по имени Халия/Галия (греч. Ἁλίη или Ἁλία , означает «обитательница моря»). Посейдон влюбился в Галию/Халию и стал отцом неназванных шести сыновей и дочери Родос, в честь которой остров назвал уже её супруг Гелиос. Далее миф рассказывает, что как-то раз, путешествуя с Киферы на Кипр, богиня любви Афродита заприметила вдали остров и решила там остановиться и перевести дух.

Но шестеро братьев грубо прогнали богиню прочь. Разгневавшись на негостеприимный приём и оскорбления, Афродита прокляла юношей и внушила им грязные мысли. Вернувшись домой, сыновья надругались над собственной матерью Халией. Когда бог Посейдон узнал об этом, он закопал их глубоко под землей, а Халия со стыда покончила с собой, бросившись в море. Затем она стала богиней Левкотеей (греч. Λευκοθέα), той самой, что отождествлялась с фессалийской принцессой Ино и дала потерпевшему кораблекрушение Одиссею свой Крдемнон (греч. κρήδεμνον, что означает «вуаль»).

Как божеству моря и воды в целом, Посейдон удостоился множества эпитетов, придуманных Гомером, Пиндаром и Эсхилом: Кианохаит (греч. Κυανοχαίτης), то есть - «темноволосый, темно-синий, лазурнокудрявый, цвета синего моря», «из открытого моря» - Пелагиос (греч. Πελάγιος), Понтомедон (греч. Ποντομέδων), то есть - «владыка моря» (здесь образ Посейдона уже слился с древним богом Понтом), Кимоталес (греч. Κυμοθαλής) - «изобилующий волнами», Портмиос (греч. Πόρθμιος) - «бог залива, узкого моря», , Алидупос (греч. Ἀλίδουπος) - «море звучное». Был Посейдон и покровителем рыбаков, и поэтому его называли Фикиос (греч. Φύκιος), «бог морских водорослей» на Миконосе. Также Посейдон обладал способностью усмирять бурю и спасти тех, кто оказался в опасности, за что удостоился эпитета Сотер, "спаситель".

Символом Посейдона является трезубец. В качестве мощного оружия Посейдону выковали три брата - Циклопа/Киклопа: Бронт, Стероп и Аргес, одноглазые великаны, сыновья богов-титанов Урана и Геи, олицетворявших небо и землю в эпоху Сотворения мира. Циклопы служили символикой необычайного размера и силы, да и их имена, согласно "Теогонии" Гесиода, были говорящие: Аргес означает "яркий", Бронтес - "гром" и Стероп - "молния". После Титаномахии Уран заточил Киклопов/Циклопов в Тартар, но Зевс потом ненадолго освободил их. Когда родился бог-кузнец Гефест, то сам стал ковать для Зевса молнии, и Циклопы в 6 веке до н.э. оказались убиты богом Аполлоном в отместку за убийство Зевсом Асклепия. И остаётся непонятным, откуда они вообще потом взялись на Сицилии. А ведь среди них позже появился и знаменитый Полифем, сын Посейдона и морской нимфы Тоосы (Фоосы). В качестве носителя трезубца Посейдону дали эпитет Евтриайна (греч. Εὐτρίαινα), «с добрым трезубцем».

В Афинах Посейдон слился с фигурой царя Эрехтея, покровителя города и создал соленое море Эректес (греч. Ερεχθηίς ), «море Эрехтея». По своей значимости Посейдон соперничал с Афиной Палладой, своей племянницей. Бросив вызов богине мудрости и войны, он расколол землю трезубцем и дал жителям города источник, который оказался непригодным для питья, а фильтровать воду тогда ещё не умели. И тогда Афина дала жителям оливковое дерево и выиграла спор. В ярости Посейдон наслал потоп на жителей Афин. Этот миф истолковывается как отражение конфликта между жителями Микен и иммигрантами.

В Коринфе Посейдон уже столкнулся в ожесточенной схватке с Гелиосом, богом Солнца. Гекатонхейр (греч. Ἑκατόγχειρες, «Сторукий») или Сантиман Бриарей, гигант со ста руками и пятьюдесятью головами, стал судьёй при этом споре. Бриарей решил отдать Акрокоринф Гелиосу, а Посейдону он отдал Коринфский перешеек. В этом мифе Гелиос и Посейдон олицетворяют огонь и воду, и богу солнца досталась вся территория, ближайшая к небу.

Вот вы все ругаете Зевса за его любовные похождения, но и Посейдон тоже был не чужд прелюбодействовать. Супругой Посейдона стала нереида Амфитрита, которую бог женил на себе против воли. Она досталась ему как трофей и родила трёх сыновей - Бентостицизм, Родос и Тритон. В браке с Геей Посейдон породил великана Антея, с которым боролся Геракл. Миф про Медузу Горгону, которой Посейдон овладел в храме Афины, придумали позже в Риме. Их общим ребёнком стал Пегас. Вторым сыном являлся Лестрион. Афродита тоже не осталась в стороне - от Посейдона она родила троих детей, одной из которых была Герофила/Сивилла - пророчица.

Смертная женщина по имени Тиро была замужем за Кретеем (от которого у нее был один сын, Эсон), но любила Энипея, речного бога. Она преследовала Энипея, который отвергал ее ухаживания. Однажды Посейдон, преисполненный вожделения к Тиро, принял облик Энипея, и от их союза родились герои Пелий и Нелей, мальчики-близнецы. У Посейдона также был роман с Алопе, его внучкой через Церциона, его сына и царя Элевсина, от которого родился аттический герой Гиппофон. Церцион похоронил свою дочь заживо, но Посейдон превратил ее в источник Алопе близ Элевсина. Посейдон спас Амимону от развратного сатира, а затем зачал от нее ребенка, Науплия. Посейдон также взял в любовники юного Нерита, сына Нерея и Дориды (и, следовательно, брата Амфитриты). Неритес также был колесничим Посейдона и поражал всех морских существ своей скоростью.

Среди других детей Посейдона - Полифем (Циклоп) и, наконец, Алебион, Бергион, Отос и Эфиальт (гиганты). Также есть версия, что даже знаменитые Сцилла/Скилла - чудовище и Харибда - водоворот были именно порождениями Посейдона. Посейдону до сих пор поклоняются в современной эллинской религии, среди других греческих богов. Поклонение греческим богам было признано греческим правительством с 2017 года.

Также бог Посейдон известен, как развязыватель войн, и не только богиня раздора Эрида и Елена Прекрасная были виноваты в битве под Троей, описанной в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера. Два Бога - Посейдон и Аполлон, оскорбившие Зевса своим мятежом по плану Геры, были временно лишены своей божественной власти и отправлены служить царю Трои Лаомедонту. Он приказал им построить огромные стены вокруг города и пообещал наградить их своими бессмертными лошадьми, обещание, которое он затем отказался выполнить. В отместку, перед Троянской войной, Посейдон послал морское чудовище напасть на Трою. Позже чудовище было убито Гераклом.

Несмотря на свой свирепый нрав, в мифологии Посейдон был намного спокойнее своих братьев - Аида и Зевса. Его правление над океанами было временем процветания, но не основной локацией и преимуществом бога. В играх вроде God's of War/Gods of Rome Посейдон управляет стихиями ветра и воды и призовет ярость бури против любого, кто угрожает его королевству. С характером, столь же непредсказуемым, как приливы и отливы, Посейдон, как известно, подвергает великих испытаниям воинов, которые осмеливаются бросить вызов огромному и жестокому пространству его океана. Если в статуях и живописи древней Греции Посейдон изображён нормальным человекоподобным Богом с ногами, то теперь его художники рисуют то рыбой, как у Диснея, то в виде морской девы (человека с рыбьим хвостом), как в "Губке Бобе квадратные штаны", то вообще дреургом - получеловеком-полуосьминогом, как в мультсериале "Миссия Одиссея". При этом полномочия Посейдона остаются в рамках владыки морей, в некоторых мультсериалах и интерпретациях он выглядит весьма брутальным и харизматичным.
11 октября 2023
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть