Коллекции загружаются
"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве. Часть первая
В рамках данной статьи и в последующих тоже речь пойдёт про божество, которое по праву можно считать самым противоречивым и сложным в еврейской культуре и религии в целом. Ему поклоняются и по сей день, однако далеко не все верующие знакомы с подлинной биографией, которую мы вам с удовольствием и поведаем. Это божество смогло одолеть языческие культы и пройти долгий путь от политеизма к монотеизму, породило идеи и других ныне существующих религиозных течений - иудаизма, христианства и ислама. В мировой истории (за исключением неудачного эксперимента фараона Эхнатона с богом Атоном в Египте) это был первый случай, когда вера в Единое Божество одержало победу как в начале Средневековья, так и в Новом времени. Но мало кто знает первоисточник всех этих религий, о чём он гласил, и ещё меньше - о том, что у Всевышнего было конкретное имя - Яхве. В Танахе - именно так и называется первоисточник известной нам Библии - оно упомянуто около 7000 раз (включая и 13 стихов Техилима, где имя Яхве фигурирует 11 раз). А вот в синодальном и прочих переводах книги с иврита на греческий (Септуагинта), на латынь (Вульгата) и, наконец, русский языки, слово "Яхве" отсутствует полностью и заменяется термином (и титулом) "Господь". С чем это связано? Со строжайшим запретом не произносить имени Бога всуе, о котором мы поговорим чуть позже. 1. Значение имени Яхве и зарождение яхвизма Этимология имени "Яхве" до конца не ясна. На иврите традиционно оно обозначает "Тот, кто даёт жизнь всему, пребывая извечно". Но есть и другая гипотеза - слово происходит от аморитского "ia-wi", что означает "дарующий жизнь". В переводе на русский язык часто употребляется выражение "Я есмь" или "Тот, кто сотворил мир". Философ Моше (Моисей ) Маймонид считал, что слово "Яхве" обозначает "абсолютное существование". Также - это Тетраграмматон из 4 согласных на иврите - "YHWH" - ("Йод - Хей - Ва - Вей"). Происхождение Яхве также неизвестно и вызывает у исследователей и богословов множество дискуссий. 1844-й год. Археолог Ричард Леписус обнаружил в Нубии руины древнего города Солеб. Раскопки достопримечательности начались только в 1957 году под командованием Микелы Джорджини. Научные светила были ошарашены, увидев у основания одной из колонн древнего языческого храма времён фараона Аменхотепа третьего надпись "Шасу Яхве". Слово "шасу" раньше обозначало кочевой народ семитов, которых египтяне действительно презирали и объявили вне закона, врагами целой династии правителей. Учёные осторожно выдвинули предположение, что культ Яхве пришёл в Ханаан из Египта. К тому же, и в Библии есть многочисленные эпизоды, связанные именно с этой страной, и даже у одного из египетских божеств есть созвучное имя - Ях (или Аль-Ях). Этот бог считался богом Луны, ему поклонялись во времена Нового царства (16-11 века до нашей эры), и он постепенно вытеснил Хонсу и Тота в данном аспекте, повторив путь солнечного божества Ра. Также выдвигалась гипотеза и о том, что Яхве был богом пустыни, и его за сходство с этой функцией отождествили с Сетом. Другой учёный, Ниссим Амзаллаг, утверждал, что полномочиями Яхве в семитском государстве (в частности, эдомитян, кенитов, моавитян) являлись металлургия и кузнечное мастерство во времена Бронзового века (примерно 3500 - 1200 годы до нашей эры). Но его раскритиковали в пух и прах. Официально самое древнее упоминание о Яхве было у моавитян. На камне, известном как Стела Меша, начертана надпись: "отнёсший сосуды Яхве в Кемош". Она относилась к местному царю - Моаву Меше, который отнёс в город Кемош священные предметы для поклонения Яхве, когда воевал с Израилем. Это событие было отражено во 2 главе 3 разделе Книги Царств (где победу над Моавом приписали Израилю), а само население, чьим главным божеством был Кемош, вскоре стало почитать Яхве как собственного Бога и даже дали Ему своё название - в честь города. Моавитский камень обнаружили в 1868 году на территории Иордании. У финикийцев тоже был похожий бог - Йево, который был покровителем города Бейрута. Это дало основания предположить о связи Яхве с морской стихией. Ни для кого не секрет, что раньше в Ханаанском пантеоне и древних эпосах (том же "Цикле Баала") никакого Яхве и сроду не было! Его культ официально зародился лишь в 8 веке до нашей эры. Именно тогда, вплоть до 2 -го столетия до нашей эры, стал формироваться и главный религиозный документ - ТаНаХ, включающий в себя Тору ("Пятикнижие"), Невиим ("Книги Пророков") и Хетувим ("Писания"). Отдельно следуют и главы Брит Хадаша ("Нового Завета" с описанием жизни Иисуса Христа (Йехошуа ха - Машиах), а также - Деяний, Посланий и Книги Откровения). Но пока до окончательного формирования религии было далеко. Евреи жили в Древнем мире разрозненными племенами и общинами, устно передавали друг другу сакральные знания, а потом собрали их по крупицам и задокументировали. Согласно ТаНаху, это произошло на горе Синай после Исхода евреев из рабства в Египте через пророка Моисея (в оригинале - Моше). До того, как Моисей был рождён на свет и передал заповеди (мицвот) своему народу, члены культа под названием "яхвизм" были немногочисленные и поначалу не давали о себе знать. В Ханаане Яхве был просто упомянут, как один из 70 сыновей верховного владыки Эля/Илу. Следовательно, он стал являться братом Дагону, Моту, Ямму и Баалу, сыном Ашеры/Атират, воплощавшей в себе женское начало. Ранняя версия второй главы 8-9 разделов Дварим (Второзакония) утверждала, что Яхве действительно был сыном бога Эля, а глава 32-я, подразделы 8-9, сообщала, что Эль даже разделял уделы земель между сыновьями, и Яхве досталось правление Израилем. В более поздних изданиях текста по понятным причинам этот отрывок был вырезан. Когда около 1200 года до нашей эры возникло государство Израиль (согласно ТаНаХу, названное в честь одного из патриархов - Иакова, который боролся с Богом Яхве в виде ангела, лишился ребра, но получил благословение), то Яхве стал почитаться наравне с ханаанским пантеоном. Отличие культа было в том, что приверженцы буквально молились на голые стены и ограничивались жертвенником. Ибо Яхве сам запретил себя изображать, и поэтому у людей того времени не было никаких статуй этого божества. 2. "Дворцовый переворот". Захват Ханаана и падение пантеона Яхвизм с самого начала резко негативно относился к идолопоклонству (слово "идол" на иврите - либо "элиль", либо - "шикуц"), что для языческих верований было вполне обыденным явлением. Также Яхве оказался нетерпим к своим конкурентам и соперникам. Сначала он сверг бога Эля, а все его эпитеты присвоил себе. Божество гор - Эль Шаддай, трансформировалось во "Вседержителя, охраняющего врата Израильские". Даже собирательное наименование для сонма ханаанских богов - Элохим - отныне стало принадлежать только Яхве. Но не только титул и власть отнял у Эля Яхве - он даже забрал себе его супругу Ашеру/Атират. В 1975 году в Синайской пустыне были проведены раскопки, где обнаружили надпись: "Благословен будь Яхве и его Ашера, ибо Он спас нас от врагов!". Затем ТаНаХ, а следом за ним и Библия в привычном нам виде объявили Ашеру ложным богом, которому молилась Иезавель (ее имя означает "Где Господь?") с мужем Ахавом. Это в итоге обернулось страшной гибелью обоим: Ахав погиб на войне, а его жену выбросили из окна, растоптали конями и отдали на съедение бродячим псам (2 Книга Царств 9:33 - 37). Ну, а культ богини Атират низвели до уровня деревяшки во 2 Книге Царств. 17:16, а сам Яхве повелел разрушить Столбы Ашеры - священную рощу богини в 6 главе Книги Судей (25 часть), не устанавливать жертвенника возле ее дерева в 18 главе Дварим (21-22 части), а исполнил поручение пророк Илия во 2 Книге Царств 23:14, когда разломил столбы Ашеры на куски. Это было сделано для того, чтобы сохранить чистоту поклонения Яхве. По Библии мы знаем Яхве как Бога -Творца, который сотворил мир (и все народы) буквально из воздуха, воспользовавшись одним своим Словом и дуновением (Духом Божиим, Руах Элохим в оригинале), однако это далеко не так. Творцом всего Сущего был именно Эль, а в оригинале ТаНаХа, где процесс созидания описан аж в двух первых главах Берешит (Бытия), Яхве всего лишь упорядочил Хаос (водную бездну под названием Техом), отделив от нее небесный свод и создав сушу и все остальное. В другом варианте нет воды, ее заменяет бесплодная почва, существовавшая изначально. Затем Яхве орошил ее дождём и сотворил людей для ее обработки. При этом Бог вылепил их из глины или влажной земли, как гончар. В оригинале присутствует игра слов: "земля" на иврите не только "Эрес", но и "Адама", а первого человека (или даже собирательный образ людей) назвали Адамом. Миф очень схож с вавилонским сказанием о Мардуке, который использовал для ритуала кровь бога Кингу, а также Ханума из Египта и титана Прометея из греческого мифа. В другой версии, описанной в Псалме 73:12-17 сообщается о другом способе творения мира Яхве - укрощении морских змеев, символизирующих хаос. Это - Левиафан, Таннин и Раав ("дерзкий"), соответственно. Такие сюжеты мифологии для Ближнего Востока и ранних цивилизаций были не редки: мы знаем, что Зевс боролся с Тифоном, а Мардук одолел Тиамат. После борьбы с Левиафаном Яхве создал день и ночь, установил порядок времен года, тогда как в официальном источнике Он сделал это гораздо раньше. И тут мы медленно , но верно подходим к устранению ещё одного божества - Баала. И тут мы снова обращаемся к библейскому источнику. В 18 главе 3 Книги Царств происходит конфликт между яхвистами и служителями Баала (в те годы ставшего национальным богом Вавилона, равный по почитанию Яхве, а ранее - Хаддад, бог бурь). Разрешил спор пророк Илия, веля принести жертвоприношения обоим богам. Важно не то, что место всесожжения Яхве само воспламенилось, но и сделало это после того, как пошёл дождь. После этого знамения герой целого эпоса -бог Баал - лишился и жертвенника, и его власти над грозами, а его сподвижники были зверски умерщвлены. А ведь когда-то имена богов - Эль и Баал - имели схожее значение - "Господь". И поначалу слово "Баал" отнесли и к Яхве тоже. Появились производные теологические термины - "Иерубаал" ("Господь борется") и "Эшбаал" ("Господь велик"), но когда Яхве уничтожил ханаанского бога и его статуи и жертвенник, слово у евреев приобрело негативную окраску и стало известно как "берет" (позор). Другому Баалу, филистимскому Зебубу - тезке тоже не повезло - в Средние века его понизили до демона и назвали Вельзевул. И просто ликвидировать Баала как соперника Яхве показалось явно недостаточно. Борьба с морскими змеями была описана хананеянами в "Цикле Баала" как борьба бога бурь с морским божеством Яммом. Там фигурировали Лотан и Таннин. С лёгкой руки безымянных авторов Таннин, ранее убитый Баалом, перекочевал в ТаНаХ, а Лотана заменили Левиафан и Раав. Получается, Яхве приписал заслуги Баала себе, также вместо него вступив в борьбу с Яммом, богом моря, лишив его полномочий повелевать стихией и установив границу между водами и сушей. Псалом 74:13 и Книга Иова 26:12 просто кричат от восхищения, восхваляя Яхве: "Это Ты уничтожил Ямма своей силой! Успокоил море, разумом своим поразил Раав!". В некоторых источниках в супруги Яхве приписывают и богиню войны Анат. В Библии от нее остались лишь имя собственное - Шамгар бен Анат, израильский герой, убивший 600 филистимлян воловьим стрекалом, и город Бет Анат ("храм Анат") в Книге Судей. Непонятным образом исчез и бог Мот - в Библии он превратился в Мавет, обозначение смерти без персонификации и метафоры. А его супруга Шувала стала прообразом Шеола. Это была настоящая теомахия ("битва богов"), где лишь один Яхве одержал победу. Позже тексты Танаха, ещё задолго до Крестовых походов, возникновения фашизма и инквизиции пропагандировали тотальный геноцид против иноверцев. Принцип "Кто не с нами, тот против нас", был действителен, как никогда. И мои слова подтверждают вот эти цитаты из Деварим (Второзакония): "Поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы сокрушите, рощи их вырубите и истуканов сожгите огнём!" (Глава 7, часть 5); "А в городах сих народов, которых Господь Бог (то есть - Яхве )твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: хеттеев и аморреев, и хананеев, и ферезеев, и евеев, и иевусеев, и гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой!". (Глава 20, 16-17 части). Также есть такое напутствие Бога в 22 главе 20 части Книги Шемот (Исход): "Приносящий жертву иным богам, кроме Господа, да будет истреблен!". Будем с Вами предельно честны до конца, дорогие читатели: в оригинале Ветхого Завета, то есть - ТаНаХа в полной версии текста на иврите и в его переводах на русский язык действительно содержится немало жестоких эпизодов даже с участием пророков - к примеру, Иисуса Навина (Иешуа бен Нун) и Давида, которого мы знаем как победителя великана Голиафа, кроткого пастушка и сочинителя псалмов во славу Яхве). Но всё это - лишь пережитки тех суровых времён. Библию, как и любую мифологию древних народов, ни в коем случае нельзя воспринимать как самостоятельное фэнтези и милую детскую сказочку! Это - жизненный и правдивый рассказ о варварской эпохе того времени, когда цивилизация только зарождалась, а государства - формировались, да и нравы были далеко не гуманные. Но, по прошествии нескольких тысячелетий человеческая мораль круто изменилась, что не могло не сказаться на мифологии, персонажи которой также трансформировались под влиянием существующих догм. 14 марта в 14:01
4 |
Это Библия-то детская сказочка? Её даже для детей так себе смягчают, что уж говорить о взрослых вариантах.
|
Lancelape
Это Библия-то детская сказочка? Её даже для детей так себе смягчают, что уж говорить о взрослых вариантах. Ну, мультики же по ней есть. "Суперкнига" та же. 1 |