↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Торговец твилечками
27 июля в 08:22
Aa Aa
#стихи #матчасть для самых маленьких
По мотивам ноябрьского стихофеста (который вышел как бы не объёмнее официального)
К чёрту пока рифмы! Греки не дадут соврать. Главное в стихах – ритм. Стихами можно заколачивать гвозди. Хоть «белой берёзой», хоть «в партию сгрудились малые». Со сбоями, как на хромой лошади, никуда не уедешь. Ритм задаётся последовательностью ударных и безударных слогов. Он может выглядеть так: та-та́-та-та́-та-та́-та-та́. Или так: та-та́-та-та-та́-та-та-та́. Или как-нибудь по-другому. Изредка встречается более сложный, чем основные пять вариантов. Но он должен быть и повторяться неизменно из строки в строку.
Кстати, строка здесь называется стих. Четыре строки – четверостишие, много строк – стихотворение. Последовательность нескольких слогов, один из которых ударный, называется стопа. Четырёхстопный ямб – четыре стопы по два слога, всего восемь или девять слогов.
Зарываясь в дебри. Иногда стихотворение может представлять собой очень длинные стихи (где-то более пятнадцати слогов), разломленные как макаронины надвое. Такое обычно почти не заметно, кроме использования нестандартных ритмов. В таком случае нечётный и чётный стих могут иметь различный ритмический рисунок, но который всё так же будет повторяться в следующей паре.
Стих представляет собой скорее не поток слов, а поток стоп. Слова подбираются так, чтобы их ударения ложились на нужные места. В длинных словах возникает «вспомогательное» ударение, там, где этого требует ритм, короткие слова (один, иногда два слога), там где это требуется, могут считаться полностью безударными. Но в этом случае необходимо проверять звучание и всё же не злоупотреблять мешаниной односложных слов. Хотя часто союзы и междометия это «клин и мох» стихотворца.
Если б не клин и не мох –
Плотник бы сдох.
Количество ударных слогов во всех стихах должно быть одинаковым, если вы не добиваетесь специального эффекта. Количество безударных слогов варьируется. Безударный слог может быть отброшен или добавлен, чтобы получить, соответственно, ударное или безударное окончание.
Ударное окончание намекает на законченность мысли, безударное – на то, что она будет продолжена. Обычно они чередуются или попарно, или каким-то другим способом. Стихотворение с одними ударными окончаниями будет выглядеть более отрывисто, с одними безударными – занудливым перетеканием из пустого в порожнее. Пользуйтесь этим.
Например, я встречал стихотворение, дактиль, используется либо два безударных окончания, либо одно отбрасывается. Постапокалиптика, звучит как вой ветра в полуразрушенном здании.
Далее всё элементарно и интуитивно понятно. Рифма – созвучие некоторых элементов. Обычно это окончания стихов, но могут быть и внутренние рифмы. Рифма считается с последнего ударного гласного, это минимум. Если ударный гласный заканчивает стих, то одного звука, в принципе, достаточно, но звучит бедно. В этом, да и в других случаях, рифмы можно расширять, захватывая предшествующие звуки. Рифмы могут быть не точными, что поделать. Иногда это специально используется для достижения какого-либо эффекта. Рифмовать можно хоть что хоть с чем, но не слишком далеко, не более, чем за два – три стиха.
И нельзя не сказать про глагольные рифмы. Рифмовка между собой глаголов часто выглядит простенькой и неуместной, не злоупотребляйте этим. То же самое можно сказать о любой другой части речи, кроме существительных. Местоимения (тебя – меня), прилагательные (ясный – прекрасный) могут выглядеть ещё хуже. Рифма с существительными звучат гораздо нетривиальнее.
Из практических советов дам только один – работайте, а не рассчитывайте на вдохновение. Вспомните, что говорил по этому поводу Маяковский.
27 июля в 08:22
1 комментариев из 9
"Йа аффтар, йа так видю!")
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть