Коллекции загружаются
В то время, как религиозные фундаменталисты говорят о человеческой душе у эмбрионов (впрочем, их риторику трудно рассматривать по существу - эта хлипкая ширма не скрывает невротической потребности авторитарной личности во власти, "стабильности" и контроле), я - между прочим, верующий человек, для которого понятия "Бог", "бессмертие души" и "Царствие небесное" имеют не только поэтический, но и философский смысл, - убежден, что даже и родившийся младенец обладает человеческой душой только потенциально. Если психика как таковая возникает на основе сложно организованной материи, то душа возникает на основе сложно организованной психики в результате тех отношений, которые складываются у индивида с Миром Человека, то есть с царством человеческой культуры. Если, например, человек попадает в ситуацию ребенка-маугли и в результате не овладевает речью и не приобщается к культуре (а такие случаи бывали), то его высшие психические функции не развиваются, и потенциальная возможность появления человеческой души остаётся нереализованной.
При этом состоявшегося человека (вошедшего в мир культуры) не опишешь через высшие психические функции и даже через фрагментированные понятия из психологии, такие, как "ценности", "личность", "мотивация", "характер", "самость", "Я", и прочее, и прочее... Все эти термины, как нетрудно заметить, отражают лишь какой-нибудь частный аспект той квинтэссенции нашей отдельной, персональной человечности (не в смысле доброты и сострадания), которая рождается и развивается только в пространстве человеческой культуры и необходимо вводит нас в координатную систему абсолютно не материалистических понятий и дихотомий - добро и зло, истина, счастье, смысл, красота et cetera. 13 декабря в 16:10
|