1. Лит-РПГ. Когда человек играет в игру посредством той или иной технологии виртуальной реальности. Мир игры существенно отделён от реального мира. Цифры работают только внутри игры и на внешний мир либо не влияют, либо влияют очень-очень опосредованно.
2. Фанфики-кроссоверы с мангой "Геймер". Когда циферки появляются именно в реальной жизни. Квесты на поход в магазин, противостояния с гопниками по механике сражений с НПС. Реальные жизненные достижения приносящие экспу, которая в свою очередь расходуется на прокачивание реальных телесных и умственных характеристик.
Первое, это почти всегда научно-фантастическое произведения - неокиберпанк. Люди убегают от реальности в сказочный мир компьютерной игры. Антиутопия построенная вокруг доведённой до абсурда идее добровольного эскапизма.
Второе, это фентезийная сказка про то как ничтожный Вася вдруг получил волшебный интерфейс и начал бешено качать навыки и фармить голду.