↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


14 июля 2020
Опричница
Scaverius
Я с этим никогда и не спорила.
Солженицын был самым заметным на том фоне, поэтому я его и привела. Да, идеи у него были другие, но влияние Достоевского видно на личность, в первую очередь (понятно, что знак равенства ставить нельзя).

Не знаю, где вы там видите влияние Достоевского на личность, кроме, естественно, громких заявлений самого Солженицына (которому жутко хотелось отождествить себя с Достоевским). Но его проза, его общественная позиция - это не проза и не позиция Ф.М. Достоевского вообще.


Христианству две тысячи лет, поэтому тут дело не в нём, а в трактовках. Большевики боролись с церковью, как с угнетающей организацией, а не с верой.

Учитывая, что 90% (я архивы видел и считал) священников, оставшихся в СССР после 1921 года прошли через ссылку или тюремный срок, 40 тыс. "активных верующих" было репрессировано только в 1937 г. (по 1938 г. данных по социальном составу нет, но думаю, что примерно столько же), можно заключить, что боролись большевики с церковью в смысле борьбы с отдельными лицами + боролись они так же и с обычными активными верующими. Из уголовных дел: "Вопрос: Правда ли гражданка N, что вы подбивали крестьян на организацию подкулацкого крестного хода и контрреволюционного паломничества к святым местам? Ответ: Да, правда. Вопрос: А правда ли, что вы уговаривали крестьян бороться с колхозами и нарушать закон? Ответ: Нет, не правда.", итог того дела - 10 лет лагерей за контрреволюционную церковную пропаганду. Я подчеркиваю - следствие с ней согласилось, в том, что против колхозов она не агитировала. Но она призналась, что в Церковь ходит, священника проповеди слушает и хотела бы организовать паломничество к святым местам. А это уже - крамола. И села. Так что ваша гипотеза фактами не подтверждается. Кроме того, с протестантскими деноминациями (баптисты, евангелики) в СССР тоже боролись (тоже пересажали всех пасторов и проч.) Нет, я готов поверить в том, что были и действительно активные противники Советской власти среди верующих и священников - почему нет. Но характер репрессий там другой.


Преследовали, например, кулацких попов, отбирали у них имущество в голодные годы (были такие моменты, что они золотую церковную утварь зажимали, потому что «только с ней можно проводить обряды», пока умирали дети).

Были такие моменты. Но это 1921-22 годы в основном, т.н. "борьба за изъятие церковных ценностей". Там да, обе стороны были не правы, я сейчас это разбирать не буду. Но мы не об этом. Вся политика СССР была последовательно воинствующе-атеистической политикой. В период с 1921 года и где-то до начала Второй мировой войны происходило то, что происходило. Изъятие храмов у общин верующих (кстати, Ленин такие решения местных партийных органов отменял, если что, но он же не мог отменить их везде), аресты, ссылки и тюрьма для священников, борьба с активными верующими. Позже в СССР "религиозная пропаганда" (начиная с Хрущева) была запрещена негласно. Людям, которые занимались открытой проповедью христианства в основном грозила тюрьма. Естественно, что в таких условиях в церковной среде возникали диссиденты. Но у вас виноват, вероятно будет опять Федор Михайлович.


Сажали-расстреливали белых попов или злостных антисталинистов (вражеская пропаганда). А мирно молящийся по домам народ - не трогали.

Ключевое слово - "по домам". Нет, и в храмы ходить никто не запрещал - пожалуйста, ходи. Но проповедовать, разъяснять свою веру другим... Вера ведь, согласно атеизму "темное дело", противное разуму. Следовательно, кто её распространяет - опасный безумец. В Конституции РСФСР было разрешено "исповедание религии" и "антирелигиозная пропаганда". Религиозная пропаганда была запрещена (если не хочешь сесть в тюрьму или лагерь). Показателен пример епископа Луки (Войно-Ясенецкого). Он, профессиональный хируг и ученый был сначала изгнан из университета, а затем арестован в 1923 году. Ему вменялись в вину следующие статьи:

Статья 63 "Участие в организации, противодействующей в контр - революционных целях нормальной деятельности советских учреждений или предприятий, или использующей таковые в тех же целях" - то есть это про то, что будучи преподавателем университета и одновремено епископом, "участвовал в организации", то есть в Церкви, которая "препятствовала деятельности университета".
Статья 70 "Пропаганда и агитация в направлении помощи международной буржуазии" - ну то есть Русская Православная Церковь по мысли следствия в лице епископа помогала мировой буржуазии.
Статья 73 ". Измышление и распространение в контр - революционных целях ложных слухов или непроверенных сведений, могущих вызвать общественную панику, возбудить недоверие к власти или дискредитировать ее" - ну то есть "за фейки". Фейком было то, что Войно-Ясенецкий выступал против гонений на Церковь. Ну да, тут я признаю - было за что посадить (согласно статье)
Статья 83 "Агитация и пропаганда всякого рода, заключающая призыв к совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 75 - 81, а равно в возбуждении национальной вражды и розни" - ну то есть там есть статья про "неповиновение законным требованиям властей", в смысле не хотел участвовать в закрытии храмов. Странно бы, если епископ этого хотел.
Статья 123 "Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично - правовых функций и прав юридических лиц" - ну то есть епископ Лука не имел права отрешать от сана священников или подвергать мирян анафеме. Это ведь "административные действия", это только власть может решать, кому тот или иной храм будет принадлежать. А он - "самоуправствовал".

И вот за это всё он был подвергнут 11-летним ссылкам, а потом тюрьме и лагерю. При этом, сам он уже из тюрьмы (куда был заключен на время следствия), написал воззвание, в котором писал так: "Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всём ей смиренно повиноваться". На следствии епископ Лука заявил: "Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову — пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса — это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду попирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния».

Проще говоря, епископ Лука заявил, что ему не нравится принцип насилия (то есть он пацифист) и что ему не нравятся положения Карла Маркса (понятно из контекста, что атеистические) и потому он не марксист. Поэтому он "абсолютно все деяния" власти одобрить не может церковным авторитетом. Но против власти он не выступает при этом. Вот так. Это, кстати, максимум, на что мог пойти честный священник или епископ тогда, не насилуя свою совесть. Немногие епископы могли бы сказать, что "многое в программе коммунистов соответствует духу Евангелия" и что "власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти". То есть перед нами отнюдь не слепой "крайне правый" мракобес.


Проблема Достоевского не в том, что он христианин, а в том, что выбрал самую гадкую трактовку своей идеи. Нельзя верующему отказываться от борьбы с несправедливостью, нельзя прощать тех, кто причиняет зло ближним

Стоп, я чего-то не понял, а где Достоевский призывал "отказываться от борьбы с несправедливостью"? Помните, как Мышкин хватает Ганю за руку, когда тот при нём бьет женщину? Помните как Мышкин в присутствии высшего света начинает практически антидворянскую проповедь, упрекая всё сословие?" Вам не нравятся методы Достоевского, но бороться он никогда не прекращал. Все его положительные персонажи (даже монахи) - христианские социалисты по убеждениям. Они выступают за соединение всех и всего. Вам не нравится то, что Достоевский простил зло, совершенное по отношению к нему самому! Но это, простите, христианин обязан делать.


Я знала ряд христиан, считавших ранний и сталинский СССР государством, наиболее близким к Евангелию (а церковников того времени - «книжниками и фарисеями»). Ощущение, знаете ли, оставляют очень приятное: молятся потихонечку сами, религию никому не навязывают, не «тёмные». И да, я атеист.

И я знал и знаю. И Св. Лука Войно-Ясенецкий - как раз такой христианин. См. выше. Многих церковников своего времени он считал фарисеями, которые "примазались" к новой власти, а сами тайком проклинали её. А сам он занимал позицию среднюю. За это ему пришлось пострадать (его даже морили голодом). Я это к тому, что конфликт большевизма и христианства отрицать бессмысленно. И он происходил не только на почве того, что ряд деятелей Церкви отвергла коммунизм. Он происходил и потому, что воинствующий атеизм политиков мешал им идти на компромисс (а Ленина, который мог бы им напомнить статью "Социализм и религия" уже в живых не было).
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть