↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


1 октября 2020
ГП и МРМ книга местами обаятельная, но не без недостатков.

Тут много было разговоров про "естественность" и "неестественность" - героев, мира, характеров, отношений. Давайте будем (не)реалистичны. Ни одна хорошая книга не естественна. Потому, что текст художественный специально построен так, чтобы обостренно показывать характеры, конфликты, драму. События сжимаются, рутина упускается, впечатления уплотняются. Кому интересно читать про месяцы однообразной жизни? Никому, поэтому вместо долгих однообразных описаний напишем "прошло полгода".

Возьмем какой-нибудь яркий пример: "Мастер и Маргарита". Что тут реалистичного? Нечистая сила в Москве? Люди, которые переживают распятие Христа как свидетели? Преувеличенные характеры персонажей? Как вам Мастер, человек без имени? Но это пример очень яркий, и куда тоньше нужно разбираться в литературе, чтобы понимать, что все книги, даже те, которые как бы претендуют на реалистичность, на самом деле представляют собой искусственное пространство, законы которого всегда работают на авторский замысел. Даже если нам говорят, что это все правда - не верьте, это лукавство. Утверждать в тексте, что текст правдив - это тоже прием. Усиливает эмпатию, особенно если подать так, чтобы как бы не от лица автора и через косвенное свидетельство. Известный коан спрашивает о том, какой звук издаст упавшее дерево в лесу, где никого нет. В авторском тексте такое невозможно. Даже если сам автор заявляет, что его в тексте нет, он продолжает незримо стоять за каждым деревом и каждым падением дерева, сидеть за каждым роялем в кустах, и, соответственно, все вероятности, законы, характеры изгибаются так, как захочется автору.

Обычный читатель склонен считать верибельным то, что вписывается в его картину мира, опыт и вкусы. И начинает возмущаться, когда мир изгибается не так, как хотелось бы ему. Ну или считает, что все описанное это стёб и ничего более. ГП и МРМ явственно изогнут в условном направлении "физики". Соответственно, сильнее всего это бесит "лириков". Что касается тех людей, кто в этом матче ни за кого не болеет, то они склонны видеть как сильные стороны текста, так и слабые.

Интересен вопрос, насколько сильна самоирония в самом Юдковском. Трудно сказать точно, самоирониметра еще никто не придумал... Моя версия такова: с этой книгой произошло то, что часто происходит с талантливыми работами - результат получился больше замысла автора. Соответственно, даже если Юдковский собирался быть смертельно серьезным пророком Великих Методов Рациональности, самоирония просочилась в текст как бы сама собой.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть