↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


11 ноября 2022
Внутримировые мизогиния и неравноправие


Роулинг говорила, что в Мире Волшебников отсутствует гендерная дискриминация, но в тексте видно противоположное.

В ГПиПП мы получаем информацию от­но­ситель­но нас­ле­дова­ния иму­щес­тва До­ма Блэк:

— сог­ласно се­мей­ной тра­ди­ции Блэ­ков дом всег­да пе­рехо­дил по пря­мой ли­нии к оче­ред­но­му нас­ледни­ку муж­ско­го по­ла, но­ся­ще­му фа­милию Блэк. Си­ри­ус был пос­ледним в ро­ду, пос­коль­ку его млад­ший брат Ре­гулус умер рань­ше не­го и ни у то­го, ни у дру­гого не бы­ло де­тей. В за­ве­щании чет­ко ука­зано, что он хо­чет пе­редать дом те­бе, но тем не ме­нее дом мо­жет быть ка­ким-то об­ра­зом за­кол­до­ван, что­бы им мог вла­деть толь­ко чис­ток­ровный вол­шебник.

Гар­ри жи­во вспом­нился во­пящий, брыз­жу­щий слю­ной пор­трет злоб­ной ма­туш­ки Си­ри­уса в при­хо­жей до­ма но­мер две­над­цать на пло­щади Грим­мо. Он ска­зал:
— Ну еще бы!
— Вот имен­но, — сог­ла­сил­ся Дамб­лдор. — И ес­ли дом дей­стви­тель­но за­кол­до­ван, пра­во вла­дения им, ско­рее все­го, дол­жно пе­рей­ти к стар­ше­му из ны­не жи­вущих родс­твен­ни­ков Си­ри­уса, то есть к его дво­юрод­ной сес­тре Бел­латри­се Лес­трей­ндж.

Что мы можем понять из этого отрывка? Да очевидно же, чистокровный Дом Блэк придерживается махровейшего патриархата! Си­ри­усу, как пос­ледне­му муж­чи­не в ро­ду, ни­чего не по­меша­ло рас­по­ряжать­ся имуществом, как он считал нужным, не смотря даже на то, что кузина одолела его в бою. Каким бы искусным и могущественным магом ты ни была, судьбой и имуществом твоего рода будет распоряжаться мужчина — призванный для проверки домовой эльф Блэков Кричер вынужден подчиняться Гарри, и Дамблдор констатирует, мол, Сириус знал, что делал. С одной стороны, действительно, убийца по большинству законодательств не должен наследовать убитому, с другой, ситуация выглядит дискриминационной по отношению к женщинам Дома, при том, что в бою Беллатрикс оказалась сильнее Сириуса.

Из дан­ной ци­таты не впол­не яс­но, яв­ля­ет­ся ли стро­гая пе­реда­ча ро­дово­го иму­щес­тва по муж­ской ли­нии тра­дици­ей кон­крет­но Блэ­ков или же схо­жих пра­вил при­дер­жи­ва­ют­ся все чистокровные семьи, но при рас­смот­ре­нии си­ту­аций, свя­зан­ных с эти­ми дру­гими семь­ями по­яв­ля­ет­ся ощу­щение, что у них де­ла об­сто­ят при­мер­но так же.

Нап­ри­мер, в «Прес­тупле­ни­ях Грин­дель­валь­да» пря­мо го­ворит­ся, что об­щес­твен­ность взбу­дора­жена слу­хами о Кор­ву­се Лес­трей­ндже, по­тому что это оз­на­ча­ет, что старинный чис­токров­ный род Лес­трей­ндж не прер­вётся. То есть, пе­реда­ча фа­милии че­рез Ли­ту в прин­ци­пе не рас­смат­ри­ва­ет­ся. (Очень на­де­юсь, что са­мая страш­ная тай­на филь­ма — от­ку­да взя­лись Ру­доль­фус и Ра­бас­тан — все-та­ки бу­дет рас­кры­та в даль­ней­шем). Род Прю­эт­тов то­же ско­рее все­го прер­вался по муж­ской ли­нии (но это не точ­но), од­на­ко ни­кому в го­лову не при­ходит сде­лать ко­го-то из ку­чи сы­новей Мол­ли Прю­эт­том. Но это сов­сем кос­венное ука­зание — воз­можно, ка­кие-то муж­чи­ны-Прю­эт­ты есть, прос­то не упо­мина­ют­ся.

Что касается не только чистокровных из Священных двадцати восьми, а Магической Британии в целом, то она так же выглядит довольно патриархально. Жен­щи­ны всег­да бе­рут фа­милию му­жа. Мно­гие за­муж­ние жен­щи­ны не ра­бота­ют. В кон­це ис­клю­чение де­ла­ет­ся для Гер­ми­оны и Джин­ни, ко­торые про­дол­жа­ют за­нимать­ся карь­ерой, но по замет­кам Ри­ты Ски­тер мож­но за­метить, что это дол­жно по­казать­ся чи­тате­лям чем-то не­обыч­ным. Про Мак­го­нагалл от­дель­но ска­зано на Пот­термор, что она не за­хоте­ла ме­нять фа­милию, вы­ходя за­муж, и это бы­ло вос­при­нято вол­шебным со­об­щес­твом как неч­то очень стран­ное. При этом она и до это­го бы­ла из­вес­тна как фе­минис­тка — иг­ра­ла в школь­ной квид­дичной ко­ман­де, что в её вре­мя бы­ло не при­нято для де­вочек, да ещё и на «муж­ской» по­зиции за­гон­щи­ка. Де­ти Гер­ми­оны но­сят двой­ную фа­милию, но это, по­хоже, уни­каль­ное но­ваторс­тво для вол­шебни­ков. И то, по­доз­ре­ваю, это ста­ло воз­можно по­тому, что У­из­ли и так очень мно­го.

В тай­млай­не книг и «Тва­рей» жен­щи­ны, стро­ящие карь­еру — сплошь не за­мужем или вдо­вы. Все, кро­ме Мак­го­нагалл, но­сят фа­милию му­жей. Ти­на Голь­дштейн да­же на Пот­термор Ска­ман­дер, хо­тя по филь­мам она (по­ка) ам­би­ци­оз­ный сот­рудник МА­КУСА и не за­мужем. Там же говорилось, пос­ле свадь­бы она дол­жна пе­ре­ехать в Бри­танию. Хотя по фильмам выглядит амбициозной женщиной и специалистом. Может быть, конечно, она как-то переведется в Аврорат Британии? Посмотрим, но пока как-то не феминистично.

Ин­те­рес­но, что для не­кото­рых вол­шебниц фан­дом это бук­валь­но неп­ри­ем­лет — Бел­латрикс поч­ти всег­да на­зыва­ют Блэк, Ли­ли — Эванс и прак­ти­чес­ки толь­ко Эванс.

Все это го­ворит о пат­ри­ар­халь­нос­ти об­щес­тва. В ре­аль­нос­ти арис­токра­тичес­кие ро­да, а чистокровные из числа Священных двадцати восьми явно претендуют на аристократичность, хотя формально волшебники равны, ­обычно стре­мились сох­ра­нить от пре­рыва­ния, ос­тавляя воз­можность в чрез­вы­чай­ном слу­чае пе­редать фа­милию и ти­тул че­рез жен­щи­ну. В ли­тера­туре та­кое слу­чалось в ро­дах Стар­ков (сын Ба­эля бар­да) и Лан­нисте­ров. Но вол­шебни­ки в этом ока­зыва­ют­ся бо­лее пат­ри­ар­халь­ны­ми, чем жители псевдосредневекового Вестероса! Чис­токров­ные фа­милии нас­ле­ду­ются толь­ко по муж­ской ли­нии. Иму­щес­тво пе­реда­ёт­ся в со­от­ветс­твии с за­веща­ни­ем пос­ледне­го муж­чи­ны.

Но при этом среди волшебников встречались и встречаются руководители и специалисты-женщины, добившиеся этого как профессионалы, а не как чьи-то дочери, фаворитки или вдовы, чего в соответствующие периоды в магловском мире не было. Однако для замужних женщин, похоже, принято заниматься домом, а браки обычно заключаются рано, разводы не упоминаются, что характерно для патриархата.

Кстати, женщин, ведущих активную светскую жизнь, что-то тоже не видно. И Люциус, и его жена Нарцисса Малфои не работают, по всей видимости, они живут на доходы с уже имеющегося имущества Рода Малфой. Но Люциус постоянно вертится в кулуарах, проявляет общественную активность. А Нарциссу мы впервые видим как активно действующее лицо в шестой книге. Полное ощущение, что она до этого вообще никакой социальной активности не проявляла. Хотя красивая и богатая женщина даже в очень патриархальном обществе может быть достаточно известной и влиятельной фигурой — светской львицей, трендсеттером, благотворителем, участвовать в кулуарных интригах. Однако на виду только Люциус. Чтобы Нарциссу стало в принципе видно и слышно, его пришлось отправить в Азкабан. Вальбурга Блэк тоже в поздние годы кажется скорее затворницей в своём доме, чем сколько-нибудь влиятельной персоной, при том, что она богата и из известного рода.

Что это такое — заимствование всего самого худшего от маглов? С некоторым отставанием в общественном развитии при том? Или просто Роулинг не смогла представить общество с изначально заложенными другими базовыми принципами?
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть