WIntertime, на самом деле, если автор чувствует текст, он сделает все правильно. Если механически менять имена на заместительные, чтобы не мелькали в каждой строчке люциусы, гарри и роны, то буду и блондины, и аристократы, и девушки с юношами.
Smaragd, я все это к тому, что использование их связано с типом рассказчика. Если от третьего лица - то "произвол" повествователя больше, он может себе позволить и фокал менять, и более вольно обращаться с заместительными. Конечно, не до смешного: а то из двух участников диалога можно легко получить и четверых, и восьмерых!
И еще просто так, вдогонку себе: выбор типа рассказчика - тоже очень важная вещь. Если хотим читателя погрузить в пучину страданий и переживаний героя, это лучше делать от первого лица. Это сужает горизонт, но повышает достоверность. Если центр тяжести у нас - события, то лучше третье лицо.
Вот, начиталась в свое время умностей разных)))