(Внимание спойлеры в комменте к книгам Ильфа и Петрова)
Остап Бендер для меня лично да и для других читателей интересен, потому что он - классический авантюрист-приключенец, "благородный разбойник". Как там в одной песне пелось: "В пещере и в таверне, в десятках разных мест
Маньякам-приключенцам всегда найдётся квест." А еще он интересен потому, что он приключенец в антагонистичной для себя среде. То есть в среде, где всё дышит коллективизмом. И он хочет убежать в Рио-де-Жанейро, где все погловно ходят в белых штанах. У него есть мечта стать свободным индивидуалистом за пределами Родины. Вот только за пределами Родины его не ждёт сбыча мечт, а ждёт полуголодное, страшное существование. Потому что паразитировать и изящно манипулировать Остап Бендер мог наивными советскимм гражданами и вообще русскими. В среде же таких индивидуалистов как он сам - он быстро получил бы пулю в лоб. Собственно, трагедия Остапа Бендера не в том, что он никак не может обрести богатство и выбраться из страны. А в том, что он не осознаёт того простого факта, что вне страны, вне Родины он никому не нужен. Кстати интересна трансформация этого героя:
1. Сюжет первой книги ("Двенадцать стульев") Остап Бендер ищет богатство, чтобы уйти из страны, но не находит богатство. Вместо этого он внушает идею поиска богатства и так одержимому этим человеку и чуть не гибнет от его руки.
2. Сюжет второй книги ("Золотой теленок") - Остап Бендер находит богатство, но теряет и любовь, и друзей и даже самоуважение. И всё равно пытается перейти границу, но его грабят, избивают до полусмерти и почти силой вышвыривают назад.
В общем, как это ни странно, но Остап Бендер - это благородный разбойник. Персонаж достаточно старый в литературе. Таковыми были еще Робин Гуд, Черная Стрела, Джим из "Острова Сокровищ", граф Монте-Кристо. Благородные разбойники одержимы великой миссией, великой целью. Это может быть месть, восстановление справедливости, это может быть просто желание исследовать мир (как у Джима) и это может быть даже "желание быть богатым" как у Бендера. В процессе получения цели благородный разбойник всегда или карает зло или обнажает перед другими персонажами злые цели злых людей.
Так в "Двенадцати стульев", О. Бендер играючи создаёт подпольную антисоветскую организацию из людей, которые уже готовы её создать, но в процессе так запугивает членов этой организации, что они сами идут сдаваться в в уголовный розыск и тем самым становятся обычными советскими гражданами, излечиваясь от идей насильственной реставрации старого. О. Бендер даёт немолодой и никому в сущности не нужной вдове С. Грицацуевой романтическую идею мечты, принца на белом коне и совершает этим доброе дело.
В "Золотом теленке" он спасает Балаганова, Козлевича и даже Паниковского от бессмысленного существования и даёт им цель в жизни и что характерно, "отпуская" их от себя на волю он видит как они превращаются в такое же или даже худшее подобие самих себя до встречи с ним.
Бендер - это почти злодей. Он чем-то похож на Мефистофеля, но только такого, который не лгал бы, произнося:
"Часть вечной силы я
Всегда хотящей зла, творящей лишь благое".
Вот и Бендер "хочет зла", а творит по ходу сюжета лишь благо. Да он даже несчастным жителям села Васюки подарил мечту о шахматной столице мира. И можно сказать .что вряд ли их шахматный клуб теперь зачахнет, теперь они будут строить "светлое шахматное будущее" назло "мошеннику-гроссмейстеру".
В общем, Бендера очень жалко. Он может быть зол, бездушен и беспощаден (как беспощаден он к покойному Паниковскому). Но он одержим мечтой, грёзой, несбывшимся. Он как Фрези Грант из романа "Бегущая по волнам" только вот "темную дорогу" он выбрал себе сам и если Фрези Грант бежит к мечте по волнам. то Бендер бежит по чужим головам.
Я кстати, вполне себе способен представить продолжение и третий роман, рассказывающий Бендера в роли управдома в 30-е годы, который поднимает коммунальное жилье на невиданную высоту, а в 30е годы еле спасается от репрессий, при этом сумев наказать доносчиков и выгородить некоторых жильцов дома. При этом он по прежнему одержим желанием разбогатеть и иногда устраивает шалости в своем духе, но только уже осторожнее. А в 40-е годы, когда начинается война, он идёт на фронт и устраивается там интендантом. И никогда еще не было на фронте такого хитрого, пронырливого, полезного интенданта. В итоге ему становится скучно и он переходит в разведку, становясь блестящим разведчиком и гибнет по собственной глупости, забыв во время обрезать стропы у парашюта. Или еще какой-то нелепой на вид смертью, но очень характерной для такого беспросветного романтика и безнадежного мечтателя, каким он на деле является.
То что Бендер от войны не убежит и что с нацистами ему не по пути - это абсолютно несомненно. Он даже будет произносить речи вроде : "Какие пошлые эти люди, какие пошлые мысли! Ну зачем убивать и грабить целые народы, если можно добровольно убеждать людей расстаться с частью имущества?" В общем, для Бендера слово "Гитлер" будет просто нарицательным синонимом злобного неудачника и возможно он даже произнесет афоризм в стиле "От Корейко до Гитлера - всего шаг". Он вообще будет считать, что воображение у нацистов плоское и узкое, потому что грубое насилие ему отвратительно.
Самый страшный Бендер - это Бендер России 90х годов. Если бы можно было написать роман про то, как Бендер попал в 90-е это было бы страшно. Это Бендер пил бы горькую, жаловался бы на жизнь и маневрировал бы между группировками братвы, бизнесменов в малиновых пиджаках и продажных ментов. Конец у такого Бендера - в петле или пистолете, прижатом к виску. Потому что там не было мечты и надежды. А за границу бы он съездил, убедившись, что "там такое же г...но, господа и мне кажется, что в жизни не ел столько г...на".